Организационная информация |
Тема урока | Интегрированный урок (русский язык – информатика) |
Предмет | Русский язык, информатика и ИКТ |
Класс | 5 б класс |
Автор/ы урока (ФИО, должность) | Крячкова Александра Николаевна, учитель русского языка и литературы Кобзева Галина Николаевна, учитель информатики и ИКТ |
Образовательное учреждение | МКОУ СОШ №3 |
Республика/край | Ставропольский край |
Город/поселение | село Безопасное |
Методическая информация |
Тип урока (мероприятия, занятия) | Урок комплексного применения знаний, умений и навыков по теме «Текст. Редактирование текста» |
Характеристика класса | Учащиеся умеют выделять главное, обобщать, сравнивать, классифицировать. Запланированная на уроке работа в командах будет способствовать формированию у учащихся взаимопонимания, навыков совместной деятельности и совместного преодоления трудностей при решении общих задач и получению удовольствия от работы в команде. |
Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные) | |
Задачи урока (мероприятия, занятия) | Обучающие: Развивающие: Воспитательные: |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Формы и методы обучения: метод «Импровизированные цели» (копилочка активных методов обучения), работа в группах, разгадывание интерактивного кроссворда, выполнение творческих заданий в рабочих тетрадях; игровые технологии, индивидуальная деятельность – выполнение практической работы за компьютером; здоровьесберегающие технологии – рефлексия, гимнастика для глаз (видеофизкультминутка). |
Время реализации урока (мероприятия, занятия) | 45 минут |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) | знать основные понятия о тексте и текстовом редакторе; уметь выполнять творческие задания в текстовом редакторе; закрепить навыки работы в текстовом редакторе; уметь работать в группе. |
Необходимое оборудование и материалы | Техническое оборудование: компьютер, АРМ учителя, мультимедийный проектор, АРМ учащихся. Программное обеспечение: программа для просмотра презентаций Microsoft Power Point, текстовый процессор Microsoft Word. |
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия) | Дидактические материалы: Подготовка кабинета для проведения урока: |
Список учебной и дополнительной литературы | Учебная литература: Босова Л.Л. Информатика и ИКТ 5 класс-2-е издание-М.БИНОМ Лаборатория знаний, 2010 Босова Л.Л. Информатика и ИКТ - рабочая тетрадь для 5 класса БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 Львова С.И. Русский язык, 5 класс – 9-е издание – Мнемозина, 2012 |
Ход и содержание урока, деятельность учителя и учеников. |
Мотивация учащихся | Мотивация на уроке формируется за счет использования технологии АМО, игровой технологии и быстрой смены различных видов деятельности. |
Этапы урока: | |
Организационный момент (2 мин.) | Учитель: - приветствует учащихся; |
Этап инициации (2 мин) Таким образом создается комфортная обстановка на уроке, снимается напряжение учащихся, происходит сплочение группы | Учитель русского языка: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Мы вас всех приглашаем на интегрированный урок русского языка и информатики, который пройдет в 5 б классе. Учитель русского языка: Поговорим? Дети: Поговорим. Учитель: О разном и о прочем. Дети: О том, что в жизни хорошо: Учитель: и хорошо не очень. Дети: Ведь что-то знаем мы: Учитель: а что-то мне известно. Дети: Поговорим? Учитель: Поговорим. Вместе: Нам будет интересно! Учитель информатики: Да, да. Посмотрите, как бьются сердца у наших помощников-компьютеров. Их сердца бьются так же, как и наши. И так же, как мы помогаем друг другу, они будут сегодня помогать нам. |
Определение темы урока. Целеполагание и мотивация (8 мин.) (карточки с кроссвордом) | Учитель русского языка: Запишите число, классная работа Четвертое марта. Классная работа. (СЛАЙД 2) А тему урока подскажет кроссворд, который мы вам предлагаем. (СЛАЙД 3) У вас на партах лежат приложения с кроссвордом. Вам необходимо разгадать его, ответив на вопросы. (По одному человеку к доске) Разгадывание кроссворда.
Журналист Корректор Художник Издатель Секретарь Фотокорреспондент Типограф Корреспондент Учитель русского языка: Какое слово получилось по вертикали? (РЕДАКТОР) Кто знает значение этого слова? А теперь посмотрим, как дается определение слова «Редактор» в толковом словаре С.И.Ожегова. Запишите его в тетрадь. (СЛАЙД 4) Давайте познакомимся с обязанностями редактора и скажем, почему его профессия получила такое название? (СЛАЙД 5) Так чем, по-вашему, мы будем заниматься на уроке? (редактировать тексты) Что значит “редактировать”? (Проверять и исправлять текст при подготовке к печати) - информатика Редактировать текст (исправлять речевые, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки) – русский язык Можно ли слова «редактор», «редактирование», «редактировать» считать однокоренными? Почему? Запишите их в тетрадь.(СЛАЙД) Сформулируйте тему урока? Тема нашего урока: «Текст. Редактирование текста». Учитель русского языка: Запишите тему урока в тетрадь «Текст. Редактирование текста». (Слайд 6) Ребята, как вы думаете, какова цель урока? (Учащиеся формулируют цель урока) Цель урока: обобщить ранее полученные знания по теме, научиться применять полученные знания на практике.
Предлагаем вам посмотреть отрывок из мультфильма «Винни - Пух и день забот» и убедимся в важности редактирования текста в практической деятельности. (СЛАЙД 7)
|
Актуализация знаний (5 мин.) | Учитель информатики: Ребята, главная задача редактора – не допустить ошибок в текстах. Поэтому вы сегодня выступите в роли редакторов. Учитель русского языка: Работая с текстом, вы должны знать, что такое текст? Опрос обучающихся: Что такое текст? (русский язык) Что такое текст? (информатика - Любое словесное высказывание напечатанное, написанное или существующее в устной форме) Все ли предложения в тексте идут строго в определенном порядке? Любая ли запись может быть текстом? Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Текст – связное высказывание на определенную тему. Учитель информатики: Какие операции можно выполнять при редактировании текста? Редактирование производится путем копирования, перемещения или удаления выделенных символов или фрагментов текста. Давайте вспомним клавиши и сочетания клавиш, которые нам понадобятся для редактирования текста. |
Работа по группам (А, Б, В) - Упражнения на построение текста (подготовка к ЕГЭ). | Учитель русского языка: Спасибо, теоретически вы подкованы. Давайте выполним упражнения на построение текста, которые вам пригодятся при сдаче экзамена по русскому языку. Работа в группах А, Б, В. На партах находятся цветные квадратики с названием группы. Задание 1: Расставьте предложения в такой последовательности, чтобы получился текст. (СЛАЙД 8) Задание группы А. А) Зато можно хорошо прогуляться на лыжах. Б) Они замечательно скользят по такому снегу. В) Легкий мягкий снежок замел дорожки. Г) В такую погоду снег не липкий. (В, Г, А, Б) (СЛАЙД 9) Задание группы Б А) Потом туристы разбили палатки и разожгли костёр. Б) Проверив ещё раз походное хозяйство, все отправились в путь. В) Ребята уложили вещи в рюкзаки и объявили, что в поход готовы. Г) На опушке леса они сделали первый привал. (В, Б, Г, А) (СЛАЙД 10) Задание группы В. А) Он повеял прохладой в лицо. Б) После вихря упали крупные капли дождя, и вдруг блеснула молния. В) Вдруг от леса пронесся ветерок. Г) А следом за ним мчался бурный вихрь, медленно двигая по дороге столбы пыли. (В, А, Г, Б) Согласны ли вы с ответами группы А, Б, В? (Проверка заданий по группам) |
Физкультминутка. Гимнастика для глаз (1 мин.) | Учитель информатики: А теперь немного отдохнем и выполним физминутку для глаз. Рекомендации учителя по выполнению физминутки для глаз. (СЛАЙД 11) |
Закрепление знаний, практических умений и навыков Практическая работа (15 мин.) | Учитель информатики: А теперь практическая работа за компьютером. Работа за компьютером: редактирование текста в текстовом редакторе Word. Учитель русского языка: На рабочем столе есть папка «Задания 5 класс». Вы должны открыть задание №2 «Лукоморье» Недавно нам принёс свои стихи один начинающий поэт. Но, оказалось, это плагиат. А кто знает, что обозначает это слово? ( Плагиа́т — умышленное присвоение авторства чужого произведения). Докажите, что стихи принадлежат другому поэту. Удалите лишние слова. Укажите автора и название произведения: (СЛАЙД 12) У лукоморья дуб очень старый, но еще зеленый; Златая тяжелая цепь на дубе том: И днем и ночью, утром и вечером кот ученый Всё ходит по цепи круг за кругом; Идет направо — песнь тоскливую заводит, Налево — страшную сказку говорит. Там чудеса чудесные: там добрый леший бродит, Русалка распрекрасная там на ветвях сидит… ( А.С.Пушкин «Руслан и Людмила») (Проверка задания №2 – СЛАЙД 13)
Учитель информатики: Задание 2. А сейчас мы совершим путешествие в мир Интернета и выполним интерактивное задание. Выполнение задания оценит компьютер. (Редактирование текста в сервисе Web 2.0 Lerning Аpps.org) Откройте браузер Google. Используя сервис WEB 2.0 Learning Apps.org, выполните интерактивные задания: (СЛАЙД 14) Учитель русского языка: А) Представьте, вы учитель русского языка. Вам нужно проверить тетрадь, исправить ошибки. Задание «Исправь ошибки» (ученик у доски) Б) А теперь проверьте свою орфографическую зоркость, выполните задание, которое так и называется «Орфографическая зоркость» (ученица у доски) Какую оценку поставил вам компьютер? Молодцы, вы справились с заданиями, нашли все ошибки, а значит, из вас в будущем могут получиться хорошие редакторы. |
Физкультминутка. (2 мин.) | Учитель информатики демонстрирует видеоролик (СЛАЙД 15) |
Обобщение знаний. Тест по теме: “Текст” | Учитель русского языка: Ребята, теперь для обобщения знаний проведем тест. (Правила оценивания теста – СЛАЙД) Тест по теме: “Текст. Редактирование текста” 1. Что называется текстом? 1.Много предложений, не связанных по смыслу. 2.Несколько предложений, связанных между собой по смыслу. 3.Несколько абзацев. 4.Несколько слов. 2. Редактирование текста представляет собой: процесс внесения изменений в содержание текста; процедуру сохранения текста на диске в виде текстового файла; процесс передачи текстовой информации по компьютерной сети; процедуру считывания с внешнего запоминающего устройства ранее созданного текста. 3. Текстовый редактор - программа, предназначенная для: 1.создания, редактирования и форматирования и распечатки текстовой информации; 2.работы с изображениями в процессе создания игровых программ; 3.управление ресурсами ПК при создании документов; 4.автоматического перевода с символьных языков в машинные коды 4.Предложения в тексте идут строго в определенном порядке: 1.да 2.нет (Оценивание теста учащимися - слайд)
|
Творческое задание | Учитель русского языка: Ребята, какой первый весенний праздник мы будем скоро отмечать? (8-е марта). Чтение стихотворения учителем (СЛАЙД) Напишите поздравление маме с 8 марта в рабочих тетрадях в прозаической или стихотворной форме. Учащиеся зачитывают поздравления. Учитель информатики: Мы хотим поздравить своих гостей с этим праздником весны и подарить буклеты, которые сделали в программе Publisher. |
Подведение итогов (3 мин.) | Учитель русского языка: Итак, подведем итоги работы на уроке. Какие практические навыки редактирования текста вы закрепили, используя знания по русскому языку и информатике? (Вспомнили определения текста, побывали в роли редакторов, совершили путешествие в мир Интернета) |
Рефлексия деятельности на уроке (3 мин.) | Учитель русского языка: Рефлексия на уроке. (СЛАЙД 19) Сегодня каждый из нас закончил урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться. Мы благодарим вас всех за работу, хотим, чтобы впечатление о нашем уроке вы выразили с помощью весенних цветов. Если на уроке вам было интересно, поднимите - красный цветочек. Если урок показался скучным, неинтересным - желтый, ну а если вам нечего сказать, то белый цветочек.белый |
Домашнее задание (1 мин.) | Мы предлагаем задание на выбор: (СЛАЙД 20) 1.Написать сочинение - миниатюру «Наш открытый урок». Оформить его в рабочей тетради. 2.Подготовить сообщение об одной из профессий, связанных с редактированием. 3.Подготовить презентацию по теме «Текст. Редактирование текста» |
В помощь учителю |
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить | Использование электронного кроссворда позволяет учителю быстро оценить уровень усвоения знаний учащихся по теме "Текстовый редактор", выяснить пробелы в усвоении учащимися знаний. Интерактивность кроссворда позволяет учащимся, выполнившим задание, сразу узнать результат. При создании электронных ресурсов использованы яркие красочные изображения, анимационные эффекты, что позволяет сделать урок ярче, повысить активность ребят и их мотивацию при изучении предмета. |
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим | Данный урок является завершающим в разделе «Текст. Редактирование текста», поэтому на следующем уроке логично начать изучать тему нового раздела. |