согласно требованиям ФГОС.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Мотивация к учебной деятельности (самоопределение). 2 мин. | - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! | Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: саморегуляция. Познавательные: анализ. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли |
2 | Актуализация и пробное учебное действие. 6 мин. | Сегодня мы будем больше говорить с вами, чем писать Продолжим наш разговор о типах речи. По-разному можно текст создавать, Можно красиво всё описать, Можно проблему поднять, рассуждать, Можно и случай какой рассказать. Каждый получим с особым лицом, В каждом особую прелесть найдём. Ну,а поможет речи нам тип, Ведь на урок наш он темой проник. –Какие типы речи мы с вами знаем? -С какой проблемой вы столкнулись при выполнении домашнего задания? (в текстах очень часто мы видим использование разных типов речи).Для чего это делает автор, какую цель он преследует? На этот вопрос мы сегодня попробуем дать ответ | Отвечают на вопросы Представляют свои работы (домашнее задание в виде презентаций) | Личностные: нравственно-этическое оценивание. Регулятивные: целеполагание Познавательные: применение методов информационного поиска, анализ. Регулятивные: саморегуляция. Коммуникативные: построение речевого суждения. |
3 | Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи .Создание проблемной ситуации | Чтение текста, поиск решения учебной задачи | Выполняют задание, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. Выявляют место и причину затруднения. Соотносят свои действия с используемым способом действия | Личностные: смыслообразование Регулятивные: планирование Познавательные: структурирование знаний, анализ, синтез, сравнение, рассуждение. Коммуникативные: разрешение конфликта, умение выражать свои мысли |
4 | Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | - Как определить тип речи? - Какой алгоритм можно использовать? Давайте попробуем составить этот алгоритм. - Что делать, если тип речи ясно не определяется? -применить к отрывку текста ещё раз основные признаки типа речи; -постараться опираться именно на эти признаки; - -отбросить те типы речи, признаки которых не обнаружили. | Обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели, определяют средства, ресурсы. | Личностные: нравственно-этическая ориентация самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, Познавательные: анализ, синтез, выбор эффективных способов решения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли. |
5 | Реализация построенного проекта. 8 мин. | Составляется совместно таблица. Тип речи, задачи | Основной вопрос | Части речи | Описание ; описать предмет | Какой? | Прилаг., наречие | Повествование; рассказать о событиях. | Что делали? | глаголы | Рассуждение; размышлять | Зачем? Почему? | Все части речи | | Выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Обсуждают и выбирают оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. | Личностные: нравственно-этическое оценивание. Регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование, структурирование знаний, классификация, подведение под понятие. Коммуникативные: разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли. |
6 | Осмысление. . | Работа с текстом( приложение 1,) Приложение 1
Антон Чехов ВЕСНОЙ (1) С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна. (2) Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё весело, ласково, приветливо! (3) Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. (4) Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. (5) Река надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня завтра заревёт. (6) Деревья голы, но уже живут, дышат. (7) В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязную воду в канавах, пускать по воде кораблики или долбить каблуками упрямый лёд. (8) Хорошо также гонять голубей под самую высь поднебесную или лазить на деревья и привязывать там скворечни. (9) Да, всё хорошо в это счастливое время года, в особенности , если вы любите природу.
| Выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, сравнивают с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их решить. Приложение 1 Задания к тексту: 1) С какой целью автор рассказывает нам о весне ? (г) а) чтобы показать, что в душу просится весна б) чтобы рассказать, как весело гнать кораблики по воде в) чтобы рассказать, что солнце светит ярко г) чтобы показать, как он любит весну и природу 2) Почему автор использует в этом тексте тип речи рассуждение ? 3) Какие слова в тексте говорят о скором наступлении весны ? (просится, проснулась) 4) Как автор описывает свою чувства к весне? ( все весело, ласково. Приветливо, счастливое время года)
5) Найдите предложение с типом речи описание и повествование .(5, 6) 6) Объясните, почему в этом предложении используется именно такой тип речи?
| Личностные: нравственно-этическое оценивание. Регулятивные: Контроль, коррекция, оценка. Познавательные: структурирование знаний, рассуждение, доказательство. Коммуникативные: умение выражать свои мысли |
8 | Включение в систему знаний и повторение.. | Работа в группах Используя данные словосочетания составить свои тексты о весне , сочетая разные типы речи | Читают текст, доказывают свою точку зрения, отвечают на вопросы, делают вывод. | Личностные: осуществление личностного морального выбора Регулятивные: коррекция, оценка Познавательные: построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий действия, рассуждение, доказательство Коммуникативные: умение выражать свои мысли |
9 | Рефлексия учебной деятельности. . | Организует рефлексию. Учитель уточняет, достиг ли цели каждый. - Исследование какой темы вели на уроке? - Какие понятия разобрали? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? Учитель оценивает работу учащихся на уроке. Учитель даёт дифференцированное задание на дом | Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Дают ответы на вопросы Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала. | Личностные: нравственно-этическое оценивание, осуществление личностного морального выбора. Регулятивные: оценка. Познавательные: рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |