Тема | Фонетический разбор слова |
Тип урока | Урок систематизации ЗУН |
Цель урока | Выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу, развивать мышление учащихся, формировать у них умение анализировать свои учебные действия, выделять главное. |
Планируемый результат | Предметные: знать общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора, йотированные звуки, уметь производить фонетический разбор слова. Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию. |
Основные понятия | Фонетика, звуки, гласные и согласные. |
Ресурсы: | Учебник, презентация, диск. |
Методы и формы обучения | Работа фронтальная, индивидуальная, в группах. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения |
Организационный момент | Приветствует учащихся, настраивает на работу. | Демонстрируют готовность к работе, слушают учителя, начинают оформлять классную запись в тетради | Фронтальная | Личностные: положительное отношение к учению, к получению новых знаний. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: совместно с учителем, одноклассниками планируют деятельность. |
Актуализация знаний | Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну Фонетика. Вот мы в приграничном поселке Фонема. Его жители хотят задать нам вопросы, чтобы проверить, не потеряемся ли мы в их большой стране. Работа с сигнальными карточками. Верно или нет утверждение: Фонетика – раздел науки о языке, который изучает звуки речи. Звуков речи меньше, чем букв. Алфавит – это все буквы языка. Все согласные звуки делятся на глухие и звонкие. Звуки ч, щ, й всегда мягкие. Согласных звуков шесть. Все согласные звуки образуют пары по твердости-мягкости. Звуки ж, ш, ц имеют пару по твердости-мягкости. Орфоэпия – раздел науки о языке, который изучает правила постановки ударения и правила произношения. В сонорных согласных голос преобладает над шумом. Глухие согласные состоят только из шума. Буквы е,е, ю, я обозначают два звука, когда стоят после согласных. На конце слова происходит оглушение звонкого согласного. Графика изучает написание букв. - Что мы сейчас сделали? Повторили все изученное по разделу «Фонетика». - Для какого разбора нам понадобятся эти знания? Для фонетического разбора слова. -Сформулируйте тему урока. -Сформулируйте цели урока, продолжите фразу: сегодня на уроке я вспомню…, я научусь… | Слушают учителя, отвечают на вопросы. | Фронтальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: выдвигают и объясняют свою точку зрения. |
Выявление места и причины затруднения | Следующая остановка городок Звук. Его жители звуки хотят, чтобы вы разгадали их загадки. Я сборник карт, от ударенья Зависят два моих значенья: Захочешь, превращусь в названье Блестящей, шелковистой ткани я. (Атлас - атлАс) Я травянистое растение С цветком сиреневого цвета, Но переставьте ударение - И превращусь в конфету я. (Ирис - ирИс) Я много-много лет Давала людям свет, Теперь меня употребляют редко, Меня затмила яркая соседка. Смените С на О, не рассержусь, Коль шерсть нужна вам - пригожусь. (СВЕЧКА - ОВЕЧКА) Моих три первых буквы произносят, Когда врага мышей к себе манят, Вторых три буквы в дом приносят На Рождество, когда особенно хотят Детей порадовать. А целое- едят. (кисель) Перед нами кафе «Привал». Мы немного устали и хотим отдохнуть. Чтобы попасть в кафе, нам нужно преодолеть речку Фонемку. Чтобы перейти через мостик, мы должны сделать фонетический разбор отгаданных слов. Можем мы приступить к работе? Нет. Почему? Мы не знаем порядка фонетического разбора слова. Поэтому мы сворачиваем в поселок Учебный, чтобы добыть нужные нам знания. Физкультминутка: Раз - подняться, подтянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладони три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть и семь – с улыбкой стать. Восемь – урок можно продолжать. | Разгадывают шарады, отвечают на вопросы. | Групповая | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения нужной информации. |
Построение проекта выхода из затруднения | Прочитайте параграф. Изучите схему фонетического разбора. Выполните фонетический разбор слова кисель. | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы | Индивидуальная, групповая | Познавательные: извлекают необходимую информацию. Регулятивные: планируют действия. Коммуникативные: строят высказывания. |
Творческая практическая деятельность по реализации проекта | Впереди нас встречает город Алфавитск. У жителей этого города есть главная книга – орфографический словарь. Они предлагают выполнить задания по группам. 1 группа: выписать из словаря 10 существительных в алфавитном порядке. 2 группа: выписать 5 слов, в которых звуков больше, чем букв. 3 группа: выписать 10 существительных с удвоенной согласной. 4 группа: выписать 10 существительных с непроизносимой согласной. 5 группа: выписать 5 слов, в которых звуков меньше, чем букв. 6 группа: выписать 10 слов, в которых буквы е,е, ю, я обозначают два звука. Отчет групп, коллективная проверка. | | Индивидуальная, групповая | Личностные: приобретают новые умения и навыки, совершенствуют имеющиеся. Регулятивные: контролируют учебные действия. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, задают вопросы для уточнения. |
Первичное закрепление. Самостоятельная работа по образцу | Выполнение упражнения по учебнику. | Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи, выполняют упражнение, отвечают на вопросы. | Индивидуальная | Личностные: осваивают новые виды деятельности, оценивают усваиваемое содержание. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения. |
Включение в систему знаний, повторение | Мы с вами закончили путешествие. Чтобы подвести итоги, выполните тест. | | Индивидуальная, групповая. | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать знания в повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу, находят и исправляют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли. |
Рефлексия | - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности появились в процессе работы? - Как вы их преодолели? - Какое настроение у вас сейчас? | Определяют свое эмоциональное состояние. | Индивидуальная | |
Домашнее задание | | | | |