Бабайцева В.В., Купалова А.Ю. под ред. Купаловой А.Ю. Русский язык. Практика 5 кл. – М: Дрофа, 2010 г.
препинания при вводных словах»; научатся правильно интонировать при вводных словах; совершенствовать орфографические
умения и навыки.
№ | Задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результат |
1 | Организационный момент и проверка домашнего задания (10 мин) |
| Проверка ранее изученных знаний | Ведет вступительный диалог с учащимися по ранее изученному материалу | Отвечают на вопросы учителя | Фронтальный опрос домашнего задания |
| | 1 ученик на доске выполняет карточку (постановка знаков препинания в предложениях с обращением) | Проверка работы, исправление ошибок | Опрос и проверка домашнего задания |
| Лексический диктант | Учителем даются лексические значения слов | Записывают словарные слова; 1 ученик работает у доски | Составляют с любым словом предложение с обращением; Проверка работы у доски; Проверка в парах |
2 | Этап мотивации к обучению и целеполагание (3 мин) |
2.1. | Актуализация знаний через постановку проблемного вопроса | Задает проблемный вопрос | Рассуждают, находят ответ на проблемный вопрос, используя личностный опыт | Выход на цель урока |
| Чтение стихотворения А. Кушнера о вводных словах. Как вы думаете, что мы узнаем на уроке? | Предполагаемые ответы обучающихся; Постановка целей урока |
| Работа с предложениями, записанными на доске; - При помощи каких слов передаётся уверенность и неуверенность говорящего? | Рассуждают, сравнивают предложения; Называют слова, при помощи которых передаётся уверенность и неуверенность говорящего; Делают вывод о вводных словах |
3. | Этап освоения нового понятия (7 мин) |
3.1. | Организовать работу с новым понятием | Предлагает посмотреть на экран и найти в предложениях вводные слова, выражающие уверенность, сомнение, чувства говорящего, порядок мыслей и т. п. | Работают с предложениями, рассуждают, выделяют вводные слова на письме | Нахождение в тексте вводных слов, выделение их на письме |
| Назовите вводные слова, выделите на письме их графически. Как произносятся вводные слова? Как они выделяются на письме? Вывод: Какие слова называются вводными? | Работают у доски, рассуждают, находят вводные слова, графически их подчёркивают Делают вывод, вводные слова – это слова, при помощи которых говорящий (пишущий) выражает своё отношение к высказыванию |
3.2. | Работа с параграфом учебника. Поиск сведений в определении вводных слов, сравнение со своими высказываниями. | Предлагает поработать с теорией в учебнике, найти определение вводных слов, определить, какими словами выражается уверенность и неуверенность говорящего. Проводит коррекцию ошибочных суждений обучающихся | Читают текст теории в учебнике, сравнивают со своими суждениями, дополняют собственное недостающей информацией. | Запоминание содержания определения «Вводные слова» |
| Давайте сравним ваши определения с тем, что написано в учебнике. Какие слова называются вводными? Какими словами выражается уверенность и неуверенность говорящего? Какие ещё значения могут иметь вводные слова? | Предполагаемые ответы обучающихся; Доработка своих определений с учетом научного обоснования (работа с теорией) Чтение слов на полях в учебнике «Практика» |
4 | Этап практического применения знаний (20 мин) |
4.1. | Организовать работу с учебником (упражнение № 312) | Формирует, корректирует работу учащихся | Составляют предложения с данными вводными словами | Работа в тетрадях, ученик у доски; Объясняют постановку знаков препинания в предложениях с вводными словами. |
4.2. | Проведение физминутки | | | Смена деятельности |
4.3 | Организовать устную работу с учебником (упражнение № 313) | Формирует, корректирует работу учащихся | Читают предложения, определяют значения вводных слов. Делают вывод: Какие слова выражают уверенность, неуверенность говорящего. | Устная работа, определяют вводные слова, выражающие уверенность, неуверенность. |
4.3. | Организовать письменную работу с учебником (упражнение № 314) | Формирует, корректирует творческую работу учащихся. Задание по рядам. | Составляют по данным схемам предложения с вводными словами Схемы:[+++,…]. […,+++,…]. […,+++]. | Учатся употреблять вводные слова в начале, в середине, в конце предложения. |
| Задание: по данным схемам составить предложения с вводными словами, расставить знаки препинания, графически выделить вводные слова. | Работают по рядам (составляют предложения по данным схемам): 1 ряд - [+++,…]. 2 ряд - […,+++,…]. 3 ряд - […,+++]. Сравнивают свои предложения |
4.4 | Комментированное письмо | Предлагает записать предложения, расставить знаки препинания. | Записывают предложения, графически выделяют вводные слова и обращения. | Самопроверка |
| Задание: записать предложения, расставить знаки препинания, графически выделить вводные слова и обращения. | Записывают предложения под диктовку. Сверяют получившиеся предложения с доской. Называют вводные слова. |
5. | Этап закрепления знаний (4 мин) |
| Выполнить практическую работу: расставить знаки препинания в предложенных предложениях | Предлагает сравнить, когда одно и то же слово будет сказуемым, а когда вводным | Выполняют практическую работу, сравнивают, определяют главные члены предложения, находят вводные слова | Делают заключение: Вводные слова членами предложения не являются |
| Задание: подчеркнуть грамматическую основу предложения, найти вводные слова, расставить знаки препинания. | Работают у доски, рассуждают, доказывают, сравнивают. |
6. | Выводы по уроку. Саморефлексия (1 мин) |
6.1. | Понятия значимости урока | Предлагает оценить важность приобретенных умений | Делают выводы | |
6.2. | Подготовка к следующему уроку | Предлагает выполнение домашнего задания (на выбор) | Оценивают свою работу на уроке | Домашнее задание |