Актуализация знаний | Предлагает детям вспомнить ранее изученные части речи. - Поиграем в игру «Поймай слово». Я называю слово, а вы должны его поймать, т.е услышать и записать (1вариант-сущ, 2-прилагательные, 3 –глаголы) Интересный, праздник, мягкий, спешит, веселье, весёлый, грело, близкий, грусть, светит. - Как определяли свои слова? -Приведите по 2 примера к тем словам, которые записали. | Слушают Выполняют задание в тетради Объясняют, рассказывая признаки частей речи Записывают свои примеры |
Изучение нового материала | Прочитать пословицу. Выучишь правило – выполнишь верно задание. – Как понимаете её смысл? – Спишите пословицу, укажите над каждым словом, какой частью речи является. -Поднимите руку, кто разобрал всё предложение без сомнений. -А теперь тот, кто засомневался? -С какой проблемой вы столкнулись? (Как обозначить слово « верно» в предложении) -Давайте разберемся. Ваши предположения. Поставьте вопрос и назовите словосочетание. - А кто знает, что это за часть речи? -Откуда знаете? – Представляю вам новую часть речи – наречие -Что знаете о наречии? А чтобы вы хотели узнать об этой части речи? – Предлагаю исследовать наречие со всех сторон. Составим план нашего исследования.. На какие вопросы отвечает? 2. Что обозначает? 3. С какой частью речи связано? 4. Как изменяется? 5. Каким членом предложения является? - У нас получилось много вопросов, на которые надо ответить. На какой из вопросов вы уже можете ответить? Работа предстоит сложная. Но у нас всё это получится, если будем работать сообща, помогать друг другу и добросовестно относится к выполняемой работе. -Для исследования предлагаю текст о весне, и, я думаю, с его помощью мы сможем ответить на все вопросы. Текс на слайде Дыхание весны чувствуется повсюду. По-разному встречают это время звери и птицы. У зайчихи скоро появятся зайчата. В норе быстро подрастает барсучонок. Везде мы слышим пение птиц. Вчера прилетели грачи. Радостно возвещают приход весны синицы. Посмотришь вверх и увидишь красоту весеннего неба. -Читаем текст. (Дети читают про себя). -Какие слова вы предложили бы для исследования? Обсудите в парах и скажите. (Дети называют слова, учитель их подчёркивает). -Почему именно эти слова вы выделили? ( К ним не подходят вопросы существительного, прилагательного, глагола. Наверное, это наречие) -Выписываем словосочетания с этими словами (комментированное письмо) чувствуется (где?) повсюду, встречают (как?) по-разному, появятся (когда) скоро, подрастает (как?) быстро, слышим (где?) везде, прилетели (когда?) вчера, возвещают (как?) радостно, посмотришь (куда?) вверх. - На какие вопросы отвечают наши слова? (На слайде выставляются карточки: (где? когда? куда? как?) -Что же обозначают наши слова? (признак действия) - Исследуем наречие дальше. Ответим на следующий вопрос. Понаблюдайте, с какой частью речи связано наречие. От какого слова мы задавали вопрос? -Как найти наречие? Физминутка. Выскажите предположение: как может изменяться наречие? (по родам, числам, временам, лицам и падежам). -Предлагаю вам задания для работы в группе. Приложение -Какой вывод сделали? (Проверка по группам) - Какой вывод напрашивается из выше сказанного? (наречия не изменяются) -Отвечаем на последний пункт нашего плана. - Как вы думает, каким членом предложения является наречие? -Как подчеркнуть наречие? -Вернемся к нашей пословице и подчеркнем наречие верно - Обратимся ещё раз к предложениям, с которыми мы работали. Прочитайте их без наречий, а теперь с наречиями. - Что заметили? Изменился ли текст? (Стало скучным, не эмоциональным) - Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (украшают её, делают её более точной и выразительной) -Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.) -Составьте правило, пользуясь планом о наречии. -Предлагаю прочитать правило на стр 74, чтобы сравнить с нашим выводом | Читают пословицу Записывают пословицу
Формулируют собственное мнение и аргументируют его Это не имя сущ., т.к. слово отвечает на вопрос «как?». - Это и не имя прилаг., т.к. слово « прочно» поясняет глагол, а не имя сущ. -Это и не глагол, т.к. слово не обозначает действие предмета. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Читают текст. Высказывают свои предположения в паре Выписывают словосочетания Отвечают на вопросы учителя Высказывают предположения (Чтобы найти наречие – найди глагол и поставь от него вопрос) Работа с выписанными словосочетаниями Работают над предложением из текста, делают разбор по членам, формулируют вывод Вывод: наречие в предложении является второстепенным членом Анализируют, отвечают на вопросы учителя Формулируют выводы Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопрос как? когда? где? и в предложении является обстоятельством |