Этапы урока | Формы, методы методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Рады слышать мы звонок, Начинается урок! Интересно нам читать, Думать, спорить, размышлять! – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Л, К – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Чистописание | Индивидуальная. Практический. Письмо | – Выполните письмо слов «звездный», «доблестный» | Выполняют письмо по образцу | Пр. – вырабатывают каллиграфический почерк | Правильное напи- сание |
III. Проверка домашнего задания | Фронтальный (монологический ответ), индивидуальный (письмо) | – Чтобы добраться до звездных вершин знаний, нужно проявить немало доблести и терпения. А для начала проверим домашнее задание (упр. 154 в рабочей тетради). Может быть проведена индивидуальная проверка письменной работы у 1–2 учащихся | Проверяют домашнее задание: произ- носят составленные словосочетания, объясняют выбор написания | П – строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их. Р – адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами | Устный монологический ответ, правильное письменное выполнение домашнего задания |
IV. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | – Вспомните, какие слова мы сегодня писали в тетрадке? (Звездный, доблестный.) – Какая орфограмма объединяет эти слова? – Легко ли вы справились с домашним заданием на эту орфо-грамму? Думаю, что какие-то сложности были. Что же мы должны делать в этой ситуации? (Продолжить работать по этой теме.) | Слушают учителя, отвечают на его вопросы. Формулируют цель работы на уроке | Пр. – овладевают основами грамотного письма (отработка изучаемой орфограммы). Р – планируют свои действия для решения задачи. Л – проявляют способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности | Ответы на вопросы, форму-лировка цели работы |
V. Актуализация знаний | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Соберите пословицу из слов. На доске: приносит, тот, другим, кто, счастлив, счастье. – Как вы понимаете смысл этой пословицы? – Назовите в этой пословице однокоренные слова. – Назовите слово с непроизносимым согласным. (Счастлив.) – Назовите слово, в котором этот звук слышится четко. (Счастье.) – Вспомните и сформулируйте правило проверки непроизносимых согласных в корне слова | Отвечают на во- просы, составляют из данных слов пословицу: «Счастлив тот, кто приносит счастье другим». Находят однокоренные слова и слово с изучаемой орфо-граммой | Пр. – владеют орфографической зоркостью. Р – воспроизводят имею-щиеся знания. К – осмысленно строят ответы. Л – проявляют этические чувства | Беседа по вопросам |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | – Я буду проговаривать слова, а вы слушайте внимательно. Если в слове пишется непроизносимая согласная – хлопните в ладоши, а если нет – присядьте. Материал к заданию: грустный, радостный, несчастный, опасный, прелестный, прекрасный, тесный, злостный, вкусный, чудесный, неизвестный, местный, честный | Слушают слова и выполняют движения в соответствии с поставленным условием | Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Правильное выполнение движений |
VI. Закрепление имеющихся знаний. 1. Знакомство с теоретическим материалом учебника (с. 117). Словарно- орфографическая работа: слова с непроверяемым написанием «лестница», «чувство» | Индивидуальная. Практический. Упражнения, письмо | – Прочитайте теоретическую информацию на с. 117 учебника. Что нового вы узнали? – Попробуйте подобрать прове- рочные слова к каждому слову с орфограммой «Непроизносимый согласный в корне слова». – К каким словам не смогли подобрать? (Лестница, чувство.) Эти слова являются словарными и требуют запоминания. Выпол-ните в рабочих тетрадях упраж- нение 157 | Анализируют информацию в учебнике, подбирают проверочные слова для данных (при необходимости учитель ока- зывает помощь в подборе слов: окрестность – крест, праздник – празден); записывают словарные слова в рабочей тетради | Пр. – расширяют словарь слов с непроверяемым написанием. П – используют различные виды чтения, осознают цель чтения. Р – принимают учебную задачу, применяют алгоритм при решении задачи; оценивают результаты выполненного задания, осознают недостаточность знаний | Устные аргументированные ответы; правильная запись слов с непроверяемым написанием |
2. Выполнение упр. 227 учеб- ника | Индивидуальная, работа в парах. Практический. Письмо | – Выполните упражнение. – Проверьте работу у своего соседа по парте. – Есть ли сходство в подборе проверочных слов для слов с не-произносимыми и с парными по глухости-звонкости согласными в корне слова? | Выполняют упражнение, осуществляют его проверку в парах. Формулируют ответ на вопрос учителя | Р – принимают учебную задачу, применяют алгоритм при решении задачи; сопоставляют языковые объекты и делают выводы. К – контролируют действия партнера, оказывают в сотрудничестве необхо-димую помощь | Правильное выполнение упражнения (письменно) |
3. Выполнение упр. 228 учеб- ника | Коллективная, индивидуальная. Чтение теоретического материала. Индивидуаль-ная (письменное выполнение упраж- нения) | – Прочитайте теоретический материал на с. 119. О каких словах вы прочитали? – Выполните упражнение, применяя полученные знания. Одному из учеников можно предложить выполнить работу с обратной стороны доски: выписать только слова с пропущенными буквами | Читают и анализируют теоретический материал, формулируют ответ на вопрос учителя, письменно выполняют упраж- нение | Пр. – расширяют представление о словах с орфограммой «Непроизносимый согласный в корне слова». Р – принимают учебную задачу, применяют алгоритм при решении задачи; сопоставляют языковые объекты и делают выводы | Монологические ответы, правильное выполнение упражнения (письменно) |
4. Выполнение упр. 229 учеб- ника | Индивидуальная, самостоя-тельная, практическая (письмо) | – Самостоятельно выполните упр. 229. – Готовы отчитаться? Тогда при-шло время проверить работу, выполненную вами самостоятельно. Учитель может также предложить сдать тетради на про- верку | Самостоятельно читают задание и выполняют упражнение 229 | Пр. – овладевают изучаемой орфограммой. Р – принимают учебную задачу, применяют алгоритм при выполнении задачи; контролируют процесс и результаты своей деятельности | Индивидуальный, письменное выполнение упраж- нения в тетради |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какая задача стояла перед нами? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Покажите цветом: красный – доволен собой; зеленый – испытывал легкое затруд-нение; синий – мне было трудно выполнять задания | Отвечают на вопросы учителя | Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Само-регуляция |
Домашнее задание (рабочая тетрадь, упр. 155) | Фронтальная. Устная (объяснение задания) | Объясняет домашнее задание, обращает внимание на возможные трудности, проверяет записи в дневниках | Слушают учителя, при необходимости задают уточняющие вопросы | Р – принимают учебную задачу | |