kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по теме "Однозначные и многозначные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний.Направлен на достижения планируемых результатов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта урока по теме "Однозначные и многозначные слова"»

Технологическая карта

Педагог: Шаповалова О.Н.

Класс: 2

Предмет: русский язык

Тип урока: Открытие новых знаний

Тема урока: «Однозначные и многозначные слова»

Территория: МБОУ СОШ № 3 станицы Березанской

Цели:

Образовательные: познакомить с новыми понятиями: «однозначные» и «многозначные» слова; учиться использовать многозначные слова в своей речи, пользоваться толковым словарём;

Развивающие: развивать речь обучающихся, мышление, самостоятельность, орфографическую зоркость, умение делать выводы;

Воспитывающие: воспитывать активность обучающихся, положительную мотивацию и познавательный интерес к уроку.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь отличать многозначные слова от однозначных, использовать многозначные слова в своей речи, правильно строить предложения с многозначными словами в разных значениях;

Метапредметные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели, -формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания;

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации учебной деятельности.

Оборудование: заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны ягод, ватман с изображением кустарника, скотч, цветик-семицветик, толковый словарь, учебник «Русский язык» под ред. С.В.Иванова, рабочие тетради, компьютер ,проектор, мультимедийная презентация, учебник «Литературное чтение».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I Мотивация


Метод «Малиновый куст»


Цель: учащиеся самостоятельно формулируют своё ожидание от урока, узнают об ожиданиях других учащихся. На протяжении всего урока видят своё продвижение вперёд.


Приветствую обучающихся, проверяю их готовность к уроку.


Учитель читает стих.

Малины красной огоньки
Из под листочков ярко светят...
Красивы летние деньки -
Теплом и ласкою приветят…
Я спелых ягод наберу -
Сварю вкуснейшее варенье!

Беседа.

О чем стих?

Кто из вас любит эту душистую ягоду?

Так вот, перед нами сейчас откроется малиновый куст.

(учитель крепит плакат с изображением кустарника)

Но, к сожалению, он пуст и на нем нет ни одной малинки.

Мы с вами можем все исправить!

Структура работы: учитель вешает на доску ватман с изображением кустарника, учащимся раздаются шаблоны ягод. На ягодах ученики пишут свои ожидания от урока, чему хотели бы научиться.

В конце урока мы еще вернемся к этому кустику, а пока нас ждет интересное задание.








О ягодах малины

Все любят






Пишут свои ожидания от урока на ягодах

Личностные: сформированность мотивации учебной деятельности

II Актуализация опорных знаний

Метод: Цветик - семицветик



Цель:

1. Оценить знания обучающихся по теме на начальном этапе.

2. Определить личное отношение к теме.







На каждом лепестке с обратной стороны написаны толкования значений слов.

1.Кушанье из сваренной или запаренной крупы – это …

2. Устройство, которое защищает от дождя – это …

3.Письменная принадлежность, которая оставляет чернильный след на бумаге - это …


4. Инструмент для открывания замка - это …


5. Змейка синяя бежит и журчит – это …

6. На небе теплом все согревает – это …

7. Птичка не вьет гнезда и кричит: «Ку-ку» - это …

(Самопроверка по эталону)

Учитель задает вопрос: «Чем вы сейчас занимались?»


Учитель: «Предположите тему урока»


Учитель: «Чтобы уточнить тему урока, я предлагаю вам выполнить еще 1 задание»


Учитель: «Обратите внимание на слайд»


Обучающиеся должны определить слова по их значению (каша, зонт, ручка, ключ, ручей, солнце, кукушка)




Затем, сравнив с эталоном, оценивают свой результат самостоятельно.






Ответ: Определяли слова по их значениям

Ответ: Значения слов



Личностные:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию






Регулятивные:

сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона


III Открытие новых знаний

Метод «Наблюдайка»


Цель: создание условий для постановки темы и определения целей урока.


Цель для учителя: создать условия для определения обучающимися темы урока и постановке целей урока.

Цель для обучающихся: познакомиться с понятиями «однозначные» и «многозначные» слова, учиться определять значении данных слов в тексте, учиться находить их значение в толковом словаре.



Включается (слайд: (Я сорвал вкусную винограда.)

Ребята, посмотрите на имеющееся предложение.

Что вы можете сказать?

Почему?

А какую картинку надо вставить?

Посмотрите на следующий слайд.

С

кисть

кисть

лайд:



Какой вывод сделаете?

Вы пришли к выводу, что данное слово имеет не 1 значение.

Предположите, а как могут называться такие слова?

А как называются слова, у которых только 1 значение?

Теперь попробуйте уточнить тему нашего урока.

Прочитайте со слайда.

(Открывается слайд с названием темы урока)

Какие цели мы ставим на данном этапе?

А теперь давайте определим, какое из предложенных на слайде слов является многозначным? (слайд: пенал, стол, ручка, пальто)

Докажите почему

Давайте составим предложения со словом (ручка) в разных значениях.

Комментированное письмо.


Физминутка

Назовите, пожалуйста, еще раз тему урока. Давайте откроем учебник и на стр 27 прочитаем рубрику «Тайны языка».

Ребята, а как вы думаете, много ли многозначных слов в русском языке?

Давайте либо подтвердим, либо опровергнем ваши высказывания, проведя мини-исследование по предложенному плану.

Мини-исследование (работа в группах)

План. (предложен на слайде)

I. Прочитать предложенные слова.

II. Если есть, выбрать многозначные.

III. Обсудить значения многозначных, если они есть.

IV. Сделать вывод.

Перед выполнением работы давайте вспомним правила работы в группе.


  1. группа. Задание – «Рассмотреть слова из толкового словаря в учебнике «Русский язык»)

  2. группа. Задание – «Рассмотреть часть текста из учебника Литературное чтение на стр. 75, 2 абзац)

  3. группа. Задание – «Работа по карточке)

  4. группа. Задание – «Рассмотреть упражнение в учебнике Русский язык на стр 27)

Командиры групп отчитываются.

(Н-р, мы сделали вывод, что в русском языке немного многозначных слов, так как, прочитав слова из упражнения, мы не нашли ни одного слова)

(Н-р, мы сделали вывод, что в русском зыке немного многозначных слов, так как, рассмотрев часть предложенного нам текста из учебника Литературного чтения, мы нашли только 1 слово многозначное)

Давайте подведем итог вашего мини- исследования.


А теперь давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой на этапе «Открытия новых знаний»?

Какие упражнения мы выполняли, чтобы достичь названных целей?










Ответ: картинка не подходит

по значению

Ответ: кисть винограда




Ответ: одинаковы по написанию, но разные по значению.

Ответы детей: Многозначные, однозначные.


Ответы детей: «Многозначные и однозначные слова»

Читают со слайда тему

Ответы детей с помощью учителя

понять какие слова являются однозначными, а какие однозначными и почему, учиться выделять многозначные слова в предложении, тексте, использовать их в речи.

Ответ: ручка

(Приводят примеры предложений)

Комментированное письмо

Выполняют физминутку

Ответ: Однозначные и многозначные слова

Читают рубрику

(версии и предположения детей)


Работа в группе





Ответ:

- слушай, что говорят другие

- делай выводы об услышанном, задавай вопросы

- говори спокойно, ясно и по делу







Отчет капитанов команд




Ответ детей: В русском языке немного многозначных слов.

Ответ: понять, какие слова называются многозначными, выделять их из текста, использовать в речи

Ответ детей: Составляли предложения с разными значениями одного слова; Проводили мини-исследование.                                         


Регулятивные УУД:

формулировать и удерживать учебную задачу, учиться применять установленные правила в планировании способа решения, концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений.


Познавательные УУД:

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе и исследовательского характера, классификация по заданным критериям, построение рассуждения, обобщение.



Коммуникативные УУД:

учиться ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания, аргументировать свою позицию.




IV. Этап первичного закрепления.

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

10мин.

Цель для учителя: создать условия для закрепления знаний о многозначных и однозначных словах, определении значений слов и употребления их в речи.

Цель для обучащихся: закрепить знания о понятиях однозначного и многозначного слова, их значении и употреблении в речи.

А теперь расширим наши знания о многозначных словах.

Откройте учебник на стр 28, найдите упражнение № 1.

Что изображено на рисунке?

Как можно назвать все эти слова?


Значение какого многозначного слова мы уже разобрали? Попробуйте определить значение слова «корень».

Сколько у этого слова значений?

Значит сколько вам надо будет составить разных предложений?

Молодцы! Предлагаю выполнить эту работу в парах: совместно составьте предложения, проведите орфографическую работу, запишите.


А теперь проверим, что у вас получилось?


Каких целей вы достигли, выполнив это задание?


Молодцы! А сейчас небольшая самостоятельная работа по вариантам.

Вам предложены карточки с заданием. План работы по карточке представлен на слайде: (1. Назови каждый предмет словом. 2. Проанализируй 3. Соедини линиями предметы, которые назвал одинаковым словом. 4. Выпиши ниже многозначные слова.)


Карточка для 1 варианта:


Карточка для 2 варианта.














А теперь проверьте себя, сравнив свою работу со следующим слайдом.

Чему вы учились, выполняя самостоятельную работу?



(корень дерева, корень зуба, корень как часть слова, кисть винограда, кисть руки и кисть хозяйственная) - (многозначные)

(кисть)

(корень зуба, корень дерева, часть слова)

3

3

Работают в парах (когда закончили, руки поднять домиком)

Обучающиеся зачитывают предложения, а другие анализируют.

Научились использовать многозначные слова в разных значениях.



Выполняют с/р по вариантам

































Проверяют по эталону.


Учились находить многозначные слова и отличать их от однозначных.




Регулятивные УУД:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, использовать речь для регуляции своего действия, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, использовать установленные правила в способе решения.

Познавательные УУД:

Анализ и выделение необходимой информации из источника информации (картинки), подведение под понятие на основе существенных признаков, построение рассуждений, обобщений.

Коммуникативные УУД:

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания, осуществлять взаимный контроль.

5 этап. Рефлексия


Цель: выявить уровень осознания содержания пройденного материала.



Ребята, еще в начале урока мы с вами говорили о малиновом кустике, который изображен на плакате. Он у нас так же пуст, и ни одной ягодки на нем пока нет, потому что ягодки не простые – это ваши приобретенные на уроке знания и умения. В течении всего урока вы много работали. Давайте вспомним, что вы делали?

Для чего вы это делали?

И сейчас всем нам сразу станет ясно, насколько хорошо вы усвоили новый материал. Перед каждым из вас лежат 3 ягодки, на которых вы ранее писали свои ожидания от этого урока. Так вот, те ожидания, которые оправдались, и те цели, которые вы достигли, прикрепите на кустик.


Наш кустик заиграл яркими цветами. На нем появилось столько спелых ягод! Так и хочется собрать урожай и сварить ароматное варенье. Это ваши достижения!

Но, после проверки с/р , некоторые дети поняли, что им предстоит повторить сведения по этой теме. Как вы думаете, почему сложилась такая ситуация?





А вот то, что вы поняли причины усвоения материала не в полной мере, поможет вам на следующем уроке.

Ответ: определяли значения слов, составляли предложения с многозначными словами в разных значениях, проводили мини-исследование.

Ответ: чтобы понять, какие слова многозначные, а какие однозначные, научиться употреблять их в речи.


Ребята берут свои ягодки и крепят их на плакате. Количество ягод определяют самостоятельно.




Примерные ответы обучающихся:

отвлекались, сложный материал, раньше не сталкивались с многозначными словами, не умею составлять предложения с многозначными словами в разных значениях.

Личностные УУД:

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

Выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
технологическая карта урока по теме "Однозначные и многозначные слова"

Автор: Шаповалова Ольга Николаевна

Дата: 01.12.2016

Номер свидетельства: 364760

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "технологическая карта к уроку русского языка на тему "Словари""
    ["seo_title"] => string(69) "tiekhnologhichieskaia-karta-k-uroku-russkogho-iazyka-na-tiemu-slovari"
    ["file_id"] => string(6) "291013"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455041354"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) "Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Переносное значение слова. Когда слово употребляется в переносном значении""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_russkogo_iazyka_v_5_klasse_po_teme_perenosnoe_zna"
    ["file_id"] => string(6) "524214"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1572062559"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства