I Мотивация Метод «Малиновый куст» Цель: учащиеся самостоятельно формулируют своё ожидание от урока, узнают об ожиданиях других учащихся. На протяжении всего урока видят своё продвижение вперёд. | Приветствую обучающихся, проверяю их готовность к уроку. Учитель читает стих. Малины красной огоньки Из под листочков ярко светят... Красивы летние деньки - Теплом и ласкою приветят… Я спелых ягод наберу - Сварю вкуснейшее варенье! Беседа. О чем стих? Кто из вас любит эту душистую ягоду? Так вот, перед нами сейчас откроется малиновый куст. (учитель крепит плакат с изображением кустарника) Но, к сожалению, он пуст и на нем нет ни одной малинки. Мы с вами можем все исправить! Структура работы: учитель вешает на доску ватман с изображением кустарника, учащимся раздаются шаблоны ягод. На ягодах ученики пишут свои ожидания от урока, чему хотели бы научиться. В конце урока мы еще вернемся к этому кустику, а пока нас ждет интересное задание. | О ягодах малины Все любят Пишут свои ожидания от урока на ягодах | Личностные: сформированность мотивации учебной деятельности |
II Актуализация опорных знаний Метод: Цветик - семицветик Цель: 1. Оценить знания обучающихся по теме на начальном этапе. 2. Определить личное отношение к теме. | На каждом лепестке с обратной стороны написаны толкования значений слов. 1.Кушанье из сваренной или запаренной крупы – это … 2. Устройство, которое защищает от дождя – это … 3.Письменная принадлежность, которая оставляет чернильный след на бумаге - это … 4. Инструмент для открывания замка - это … 5. Змейка синяя бежит и журчит – это … 6. На небе теплом все согревает – это … 7. Птичка не вьет гнезда и кричит: «Ку-ку» - это … (Самопроверка по эталону) Учитель задает вопрос: «Чем вы сейчас занимались?» Учитель: «Предположите тему урока» Учитель: «Чтобы уточнить тему урока, я предлагаю вам выполнить еще 1 задание» Учитель: «Обратите внимание на слайд» | Обучающиеся должны определить слова по их значению (каша, зонт, ручка, ключ, ручей, солнце, кукушка) Затем, сравнив с эталоном, оценивают свой результат самостоятельно. Ответ: Определяли слова по их значениям Ответ: Значения слов | Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
III Открытие новых знаний Метод «Наблюдайка» Цель: создание условий для постановки темы и определения целей урока. Цель для учителя: создать условия для определения обучающимися темы урока и постановке целей урока. Цель для обучающихся: познакомиться с понятиями «однозначные» и «многозначные» слова, учиться определять значении данных слов в тексте, учиться находить их значение в толковом словаре. | Включается (слайд: (Я сорвал вкусную винограда.) Ребята, посмотрите на имеющееся предложение. Что вы можете сказать? Почему? А какую картинку надо вставить? Посмотрите на следующий слайд. С кисть кисть лайд: Какой вывод сделаете? Вы пришли к выводу, что данное слово имеет не 1 значение. Предположите, а как могут называться такие слова? А как называются слова, у которых только 1 значение? Теперь попробуйте уточнить тему нашего урока. Прочитайте со слайда. (Открывается слайд с названием темы урока) Какие цели мы ставим на данном этапе? А теперь давайте определим, какое из предложенных на слайде слов является многозначным? (слайд: пенал, стол, ручка, пальто) Докажите почему Давайте составим предложения со словом (ручка) в разных значениях. Комментированное письмо. Физминутка Назовите, пожалуйста, еще раз тему урока. Давайте откроем учебник и на стр 27 прочитаем рубрику «Тайны языка». Ребята, а как вы думаете, много ли многозначных слов в русском языке? Давайте либо подтвердим, либо опровергнем ваши высказывания, проведя мини-исследование по предложенному плану. Мини-исследование (работа в группах) План. (предложен на слайде) I. Прочитать предложенные слова. II. Если есть, выбрать многозначные. III. Обсудить значения многозначных, если они есть. IV. Сделать вывод. Перед выполнением работы давайте вспомним правила работы в группе. группа. Задание – «Рассмотреть слова из толкового словаря в учебнике «Русский язык») группа. Задание – «Рассмотреть часть текста из учебника Литературное чтение на стр. 75, 2 абзац) группа. Задание – «Работа по карточке) группа. Задание – «Рассмотреть упражнение в учебнике Русский язык на стр 27) Командиры групп отчитываются. (Н-р, мы сделали вывод, что в русском языке немного многозначных слов, так как, прочитав слова из упражнения, мы не нашли ни одного слова) (Н-р, мы сделали вывод, что в русском зыке немного многозначных слов, так как, рассмотрев часть предложенного нам текста из учебника Литературного чтения, мы нашли только 1 слово многозначное) Давайте подведем итог вашего мини- исследования. А теперь давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой на этапе «Открытия новых знаний»? Какие упражнения мы выполняли, чтобы достичь названных целей? | Ответ: картинка не подходит по значению Ответ: кисть винограда Ответ: одинаковы по написанию, но разные по значению. Ответы детей: Многозначные, однозначные. Ответы детей: «Многозначные и однозначные слова» Читают со слайда тему Ответы детей с помощью учителя понять какие слова являются однозначными, а какие однозначными и почему, учиться выделять многозначные слова в предложении, тексте, использовать их в речи. Ответ: ручка (Приводят примеры предложений) Комментированное письмо Выполняют физминутку Ответ: Однозначные и многозначные слова Читают рубрику (версии и предположения детей) Работа в группе Ответ: - слушай, что говорят другие - делай выводы об услышанном, задавай вопросы - говори спокойно, ясно и по делу Отчет капитанов команд Ответ детей: В русском языке немного многозначных слов. Ответ: понять, какие слова называются многозначными, выделять их из текста, использовать в речи Ответ детей: Составляли предложения с разными значениями одного слова; Проводили мини-исследование. | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, учиться применять установленные правила в планировании способа решения, концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. Познавательные УУД: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе и исследовательского характера, классификация по заданным критериям, построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные УУД: учиться ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания, аргументировать свою позицию. |
IV. Этап первичного закрепления. Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию 10мин. Цель для учителя: создать условия для закрепления знаний о многозначных и однозначных словах, определении значений слов и употребления их в речи. Цель для обучащихся: закрепить знания о понятиях однозначного и многозначного слова, их значении и употреблении в речи. | А теперь расширим наши знания о многозначных словах. Откройте учебник на стр 28, найдите упражнение № 1. Что изображено на рисунке? Как можно назвать все эти слова? Значение какого многозначного слова мы уже разобрали? Попробуйте определить значение слова «корень». Сколько у этого слова значений? Значит сколько вам надо будет составить разных предложений? Молодцы! Предлагаю выполнить эту работу в парах: совместно составьте предложения, проведите орфографическую работу, запишите. А теперь проверим, что у вас получилось? Каких целей вы достигли, выполнив это задание? Молодцы! А сейчас небольшая самостоятельная работа по вариантам. Вам предложены карточки с заданием. План работы по карточке представлен на слайде: (1. Назови каждый предмет словом. 2. Проанализируй 3. Соедини линиями предметы, которые назвал одинаковым словом. 4. Выпиши ниже многозначные слова.) Карточка для 1 варианта: Карточка для 2 варианта. А теперь проверьте себя, сравнив свою работу со следующим слайдом. Чему вы учились, выполняя самостоятельную работу? | (корень дерева, корень зуба, корень как часть слова, кисть винограда, кисть руки и кисть хозяйственная) - (многозначные) (кисть) (корень зуба, корень дерева, часть слова) 3 3 Работают в парах (когда закончили, руки поднять домиком) Обучающиеся зачитывают предложения, а другие анализируют. Научились использовать многозначные слова в разных значениях. Выполняют с/р по вариантам Проверяют по эталону. Учились находить многозначные слова и отличать их от однозначных. | Регулятивные УУД: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, использовать речь для регуляции своего действия, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, использовать установленные правила в способе решения. Познавательные УУД: Анализ и выделение необходимой информации из источника информации (картинки), подведение под понятие на основе существенных признаков, построение рассуждений, обобщений. Коммуникативные УУД: Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания, осуществлять взаимный контроль. |
5 этап. Рефлексия Цель: выявить уровень осознания содержания пройденного материала. | Ребята, еще в начале урока мы с вами говорили о малиновом кустике, который изображен на плакате. Он у нас так же пуст, и ни одной ягодки на нем пока нет, потому что ягодки не простые – это ваши приобретенные на уроке знания и умения. В течении всего урока вы много работали. Давайте вспомним, что вы делали? Для чего вы это делали? И сейчас всем нам сразу станет ясно, насколько хорошо вы усвоили новый материал. Перед каждым из вас лежат 3 ягодки, на которых вы ранее писали свои ожидания от этого урока. Так вот, те ожидания, которые оправдались, и те цели, которые вы достигли, прикрепите на кустик. Наш кустик заиграл яркими цветами. На нем появилось столько спелых ягод! Так и хочется собрать урожай и сварить ароматное варенье. Это ваши достижения! Но, после проверки с/р , некоторые дети поняли, что им предстоит повторить сведения по этой теме. Как вы думаете, почему сложилась такая ситуация?
А вот то, что вы поняли причины усвоения материала не в полной мере, поможет вам на следующем уроке. | Ответ: определяли значения слов, составляли предложения с многозначными словами в разных значениях, проводили мини-исследование. Ответ: чтобы понять, какие слова многозначные, а какие однозначные, научиться употреблять их в речи. Ребята берут свои ягодки и крепят их на плакате. Количество ягод определяют самостоятельно. Примерные ответы обучающихся: отвлекались, сложный материал, раньше не сталкивались с многозначными словами, не умею составлять предложения с многозначными словами в разных значениях. | Личностные УУД: Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: Выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. |