Переносное значение слова. Когда слово употребляется в переносном значении.
Цель деятельности учителя | Познакомить с однозначными и многозначными словами, развивать умение работать с лингвистическим текстом, воспитывать культуру интеллектуального труда |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знать, что такое лексическое значение слова, однозначное и многозначное слово, уметь работать с лингвистическим текстом, выполнять самостоятельно задания учебника. Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию Коммуникативные: развитие связной монологической речи, развитие диалогической речи, развитие умения выделять основную мысль текста, осуществлять поиск новой и ранее изученной информации |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Оборудование | Нетбук |
Наглядно-демонстрационный материал | Записи на доске |
Организационная структура урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1) Организационный этап. | 1. Организует работу учеников, настраивает на учебную деятельность. 2. Собирает тетради с домашним заданием | Слушают учителя, готовятся к работе | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: смыслообразование; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. |
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Запишем словосочетания: Золотая цепочка – золотой характер, Железный гвоздь – железная воля, Резкий ветер – резкий человек - Что вы заметили? - Где прямое значение у слова, а где переносное? - Сформулируйте тему урока. - Поставьте задачу на урок. | Отвечают на вопросы учителя, ставят перед собой и одноклассниками задачи на урок | Регулятивные: Самоконтроль, прогнозирование результатов. |
3) Актуализация знаний | Задает вопросы. - Что такое лексическое значение слова? - Может ли быть у слова одно (несколько) значений? - Приведите примеры слов с несколькими значениями. - Какое значение называется прямым (переносным)? Работа с теорией с. Устно упр. 255. Записать схему в тетрадь | Отвечают на вопросы. Формулируют выводы. | Познавательные: умение структурировать знания, постановка и формулировка задачи, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; поиск и выделение необходимой информации в учебнике, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения. |
Физкультминутка | Показывает | Выполняют за учителем | Личностные – забота о здоровье |
4) Первичное усвоение новых знаний. | Упр. 256 комментированная работа Упр. 257, упр. 258 самостоятельная работа с последующей проверкой | Читают теоретический материал, задания упражнений, находят новые слова, определение понятий. Выполняют задание и проверяют себя. Отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; построение логической цепи рассуждения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Логические: анализ, сравнение, синтез. |
5) Первичная проверка понимания | Упр. 259 – работа с лингвистическим текстом, закрепление – упр. 260 СР, самопроверка Работа с текстом на с. 94 Знакомство с фразеологизмами. Выделение основной мысли текста, новой и ранее изученной информации. Просмотр презентации. Упр. 264 по заданию СР | Отвечают на вопросы учителя, находят в книге необходимый материал, выясняют непонятное в тексте, контролируют себя и друг друга, выслушивая ответы одноклассников | Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
6) Первичное закрепление. | Упр. 268, 269 – творческая работа Упр. 272 – учимся говорить на лингвистическую тему | Систематизируют материалы наблюдений, выполняют задания | Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить высказывания. |
7) Рефлексия (подведение итогов занятия) | - В чем возникли затруднения? - Над чем нужно поработать дома? | Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою деятельность на уроке, находят ошибки. | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки |
8) Информация о домашнем задании, инструктаж | П. 34 упр. 266, 267, 270 по заданию, рисунок к 270 | Записывают ДЗ, задают уточняющие вопросы | Личностные: понимают, в чем значение домашней самостоятельной работы |