Тема: Сочинение на свободную тему. | Тип: урок развития речи. |
Цель: - подготовка к написанию сочинения. Задачи: - актуализировать знания по пройденным темам; - способствовать развитию коммуникативных навыков; - развивать речь письменную и устную; - мотивировать на получение знаний; - обогащать словарный запас; - развивать внимание и образное мышление. |
Планируемые результаты |
Предметные: ПР1 – подготовка к написанию сочинения; ПР2 – развитие умений выполнения различных видов анализа; ПР3 – повторение ранее изученного материала. | Метапредметные: Р1 - целеполагание и планирование своей деятельности; Р2 - принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; Р3 - осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; Р4 – контроль и оценивание своих действий как по результату, так и по способу действия. П1 – смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста; П2 - формулирование ответов на вопросы учителя; П3 - построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей; П4 – представление информации в наглядно-символической форме (в виде схем). К1 – приобретение опыта работы в группе; К2 - готовность слушать собеседника и вести диалог; К3 - овладение навыками смыслового слушания текста в соответствии с целями и задачами; К4 - осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации; К5 – готовность выступать перед аудиторией сверстников; К6 – формулирование собственного мнения и позиции, их аргументация. | Личностные: Л1 - осмысление нравственных и этических ценностей; Л 2 – развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Л3 – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Л4 - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. |
Межпредметные связи |
Ресурсы урока: Информационно-методические: Учебник русского языка; 2. Чистые листы для командной работы, для приема «Токин мэт» |
Содержание деятельности ученика | Содержание деятельности учителя |
Мотивация познавательной деятельности |
Приветствуют учителя. Определяют личностный смысл учения. Отвечают. | - Ребята, рада всех вас видеть в добром здравии, пусть ваш день сегодня будет наполнен светом! И пусть в нем будет как можно меньше тьмы! Желаю вам успеха на трудной дороге познания сегодня на уроке и каждый день. Нужно только помнить, что мечты сбываются у тех, кто готов упорно трудиться. - Вы готовы сегодня трудиться? |
Актуализация необходимых знаний |
Учащиеся выполняют задания в течение 5 минут. с.И.п.2с. с.И.п.2с. с.И.п.2с. с.И.п.1с. 1)Ученье - свет, а 2)неученье - тьма. (пов., невоскл., сложное, сл/соч., состоит из двух простых предложений: 1) простое, двусоставное, нераспр.,неосл.; 2) простое, двусост.,нераспр.,неосл.) [ с.И.п. - с.И.п. ], а[ с.И.п. - с.И.п.]. Проверяют. Выставляют оценки. | - Запишите предложение и выполните его синтаксический и пунктуационный анализы. Работу вы будете выполнять в группах по четыре человека. Начиная с участника номер один, вы проделываете работу, произнося каждый по одной характеристике. Если кто-либо из вас допустит ошибку, тактично поправьте, аргументируя свой ответ. Работу выполняете на листах А4. Предложение: Ученье - свет, а неученье - тьма. - Поменяйтесь своими работами с другой командой. Проверьте по цепочке, начиная с участника номер три. - Поставьте оценку команде за работу. Работы вывешиваются на стенд. |
Организация познавательной деятельности |
Обсуждают в парах. Высказывают версию соседа по парте. | - Ребята, поразмышляем над смыслом данной поговорки. Как вы понимаете эти слова? Что они означают? Обсудите в парах. - Выскажите версию вашего соседа по парте. |
Работают в команде, используя прием «Говорящий блокнот». Представляют. Задают. Отвечают на вопросы. | - На листе бумаги А4 запишите ассоциативный ряд, связанный с: 1 команда – Ученье - свет 2 команда – Неученье - тьма. - Используйте цветные карандаши, фломастеры, можете делать зарисовки. Слова по части речи должны быть существительными. -Представьте свою работу друг другу. - Если есть вопросы, задайте их друг другу. - Спасибо, команды, у вас получились очень интересные работы. После презентации работ учитель задает вопросы, которые помогут учащимся лучше понять значение фразы. |
Повторяют. Выполняют работу. | - Опираясь на ваши «говорящие блокноты», проведем самостоятельную работу по модели Фрейера. Вы должны будете распределить существительные по склонениям. Откройте ваши словари и повторите склонения существительных. Учитель диктует существительные, а учащиеся их распределяют по группам. (Приложение № 1) |
Учащиеся выполняют морфемный разбор: 1 вариант – не-уч-еньj-э 2 вариант– уч-еньj-э Меняются тетрадями, проверяют. | - Самостоятельно выполните морфемный разбор слов: 1 вариант - неученье 2 вариант – ученье -Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте. |
Выполняют фонетический анализ звука. | - Выполните фонетический анализ звука [ч']. (Сильные ученики помогают в выполнении этого задания слабым). |
-Ученье-свет, а неученье-тьма. | - Ребята, вы молодцы, славно сегодня потрудились. Вот мы и подошли к тому, ради чего сегодня проделали такую работу: к написанию сочинения на свободную тему. И какова же тема нашего с вами сочинения? |
-Вступление. Основная часть. Заключение. -Прослушивают. | -Вспомните структуру сочинения? -Прослушайте образец сочинения. |
Выполняют работу по написанию сочинения. | - Подумайте и изложите ваши собственные мысли на бумаге по данной теме. При необходимости пользуйтесь орфографическим словарем. Учитель включает запись классической музыки. |
Подведение итогов |
Выполняют. Оценивают. Записывают. | - Оцените свои знания по следующим критериям: 1. Те, кто понял тему и может написать сочинение самостоятельно, выберите фигуру 2. Те, кто понял тему, но написать сочинение самостоятельно не смогут, выберите фигуру - Запишите домашнее задание: Завершить работу над сочинением. |
Дополнительный материал: |
Диагностика достижений планируемых результатов: |
Дополнительные творческие задания: написать сочинение. |
Самоанализ |
Достижения | Затруднения | Предложения |
| | |
Во все времена просвещенные умы тянулись к знаниям, ибо без знаний не мыслили они своей жизни. Но что же такое знание? И что же значит жизнь без знаний?
Знания - это свет, ведущий нас вперед, освещающий мрак собственного невежества. Но что есть знание без души? А знание без души все равно, что тьма, ибо злой ум подобен злой душе: вершит открытия ценою жизней.
Таким образом, чтобы знания стали светом в нашей жизни, необходимо их корням брать начало из доброй души, ведь только тогда они не обратятся во тьму.