Цель деятельности учителя | Образовательная: формировать у обучающихся понятие о тексте на основе осознания его основных признаков, дать понятие о широкой и узкой темах текста Воспитательная: способствовать формированию эстетического отношения к языку, стремлению к речевому самосовершенствованию Развивающая: развивать умение связного устного высказывания, логическое мышление, мотивацию к обучению. |
Тип урока | Урок развития речи |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знать понятия «текст», «тема» текста, применять полученные знания и умения в речевой практике Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию |
Оборудование | ПК, проектор |
УМК | Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2014 |
Наглядно-демонстративный материал | Презентация, карточки |
Основные требования к ЗУН обучающихся | Знать: что такое текст, его отличительные особенности, понятия «широкая» и «узкая» тема Уметь: определять тему текста, составлять текст по заданной теме |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Промежуточный контроль |
1) Организационный этап. | Звенит звонок, зовёт звонок, Пора нам начинать урок. Усердно будем мы трудиться, чтобы чему-то научиться. Правила общения на уроке При разговоре не перебивай собеседника. Того, кто говорит, нужно поддерживать добрым взглядом. Если говорящий ошибся или о чем-то не сказал, дадим ему договорить, а потом исправим или дополним. Исправляя или дополняя ответ, нужно стараться делать это вежливо, не обижая. Говорим всегда на выдохе: четко, ясно и неторопливо. | Приветствует обучающихся. | Готовятся к уроку. Настраиваются на работу. 1 обучающийся выразительно читает ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ | Наблюдение |
|
2) Актуализация знаний. | Видеофрагмент «Трое из Простоквашино» | - Сегодня, ребята, я предлагаю вам забыть, что вы ученики и представить, что мы с вами группа ученых, работающих над важнейшими проблемами лингвистики. Представили? - Ребята, а какое качество является самым важным качеством для ученого? (умение мыслить, анализировать, думать) - Вы обладаете такими качествами? И конечно же не забываем и соблюдаем правила общения. Сегодня у нас урок развития речи. Каждый человек, говорящий и пишущий на русском языке должен уметь выражать свои мысли грамотно. Давайте вспомним отрывок из мультфильма «Трое из Простоквашино», где родители получают письмо дяди Федора. - Почему родители не поняли послания сына? | Отвечают на вопросы
Приходят к выводу, что текст должен создаваться по определенным правилам Вывод: текст не получился | Устные ответы |
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | | А какими же признаками обладает текст? Именно об этом мы сегодня на уроке и поговорим Слово ТЕКСТ заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает «ткань, единство»(т.е. словесное единство). - А на каких уроках помимо уроков русского языка вам приходится работать с текстом? -Тему мы определи, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цель нашего урока. На какие вопросы нам необходимо сегодня ответить? (Что такое текст? Каковы признаки текста? Как определить тему текста?) - Для чего нам это нужно знать? Где мы найдем применение данным знаниям? | Запись темы, даты Отвечают на вопросы Вывод об актуальности знаний Научиться самим создавать тексты. | Устные ответы |
4) Первичное усвоение новых знаний. | Задание 1: Какой из данных отрывков является текстом? Свой ответ обоснуйте. С.34 определение ТЕКСТ | 1. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Ещё цветут поздние осенние цветы. 2. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают и падают с берёз легкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонике серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы. Работа с учебником Тематическое и смысловое единство – необходимые признаки текста. Текст вместе с заголовком представляет собой единое целое. - Что нужно сделать, чтобы озаглавить текст? (Надо поставить два вопроса: о чем говорится? Что именно?) - Какой заголовок подходит нашему тексту? | В ходе обсуждения обучающиеся приходят к выводу, что текстом можно назвать второй отрывок, т.к. в нем ведется речь об одном предмете речи, предложения связаны между собой единой темой. Читают учебник Записывают опорную схему | Устные ответы |
5) Первичная проверка понимания | Упр.69 Справочная информация Алексе́й Петро́вич Маре́сьев - лётчик, Герой Советского Союза. Из-за тяжёлого ранения во время ВОВ ему были ампутированы обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо и летал с протезами. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага. Маресьев — прототип героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». | Рассказ о летчике. Текст Мотор осёкся и замолчал. Самолёт, стремительно понёсся вниз. Падая, самолёт задел верхушки сосен. Сломав несколько деревьев, машина развалилась на части. Но мгновением раньше Алексея вырвало из сиденья, подбросило в воздух, и, упав на широкую вековую ель, он соскользнул в глубокий сугроб. Это спасло ему жизнь. | Доклад обучающегося Выполняют задания. Работа в парах. | Письменная работа |
6) Динамичес кая пауза | Видеоролик | Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать и отвечать И совсем не уставать. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. | | |
7) Первичное закрепление. | Упражнение 69 | Итак, мы с вами обозначили основные признаки текста: 1. Предложения должны быть связаны темой(по смыслу) ТЕМА определяеем, когда задаем вопрос О ЧЕМ? - Определите тему текста упр.69 2. Предложения должны быть связаны грамматически (последовательность) Существуют средства связи предложений в тексте. - Найдите в тексте упр.69 такие средства | Запись Тема – это то, о чем говорится в тексте. Работают по тексту упражнения. | Устные ответы |
8) Информация о домашнем задании | Упражнение 68 | Поясняет задание | Записывают задание | |
9) Рефлексия (подведение итогов занятия) | | Итак, давайте подведем итог нашим исследованиям текста - Назовите признаки текста - Какой вопрос поможет определить тему текста? - Где пригодятся полученные знания? - Все ли получилось на уроке? | Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке | Оценки за урок |