- Расширять знания о составе слов русского языка, познакомить учащихся с новым понятием «сложные слова». - Обогащать словарный запас, воспитывать культуру речи.
- Формировать умение анализировать текстовый материал; продолжить формирование навыков общения в группе и умений самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей.
- Формировать толерантное отношение к одноклассникам.
- Путем наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова.
- Научиться разбирать по составу и строить схему сложного слова.
- Уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Познакомить с понятием “сложные слова” и с особенностями строения сложных слов.
- Использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывать суждения по результатам сравнения.
- Делать выводы на основе обобщения знаний.
- Извлекать информацию, представленную в разных формах.
- Проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения.
- Определяет последовательность действий для решения предметной задачи.
- Обладать способностью к волевому усилию и умеет преодолевать препятствия.
- Осуществлять простейшее планирование своей работы.
- Развитие познавательной активности и самостоятельности при планировании своих действий.
- Выявлять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
- Формировать толерантное отношение к одноклассникам.
1.Организационный этап 2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 3. Актуализация знаний и первичного учебного действия. 4. Изучение нового материала: 1)выявление места и причины затруднения; 2)построение проекта выхода из затруднения ; 3)реализация построенного проекта. 5. Физкультминутка. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с проверкой. 8. Физкультминутка. 9. Итоги урока. Систематизация знаний. 10.Рефлексия учебной деятельности. 11.Домашнее задание.
Фронтальная, индивидуальная , групповая.
- Таблица “Знаю. Хочу узнать. Узнал”.
- Тексты с определением “сложные слова” из разных словарей.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Этапы урока: 1.Организационный этап |
Действия учителя | Действия ученика | Формы работы на уроке | Универсальные учебные действия |
Читает стихи: -Весёлый прозвенел звонок. Начинаем наш урок. Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. На уроке не зеваем, Думаем, запоминаем. Организует проверку готовности к уроку: - Проверка раздаточного материала. - Запись в тетради числа, дня недели, вида работы. | Организованно начинают урок. Записывают число, «классная работа» в рабочих тетрадях. | Фронтальная | Регулятивные: формировать навыка подготовки к систематической деятельности на уроке. |
2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Читает загадки, предлагает найти отгадки к ним и записать их: - Летит по небу ни воробей, ни орлица – А железная птица. (самолёт) По волнам плывёт отважно, Не сбавляя быстрый ход, Лишь гудит машина важно. Что такое? (пароход) Хоть заманчив он на вид, Но, однако, ядовит. Знают люди с давних пор, Несъедобный… (мухомор) - Выделите корень в записанных словах. Что вы заметили необычного при нахождении корня слов? Ставит и поясняет цели урока. | Слушают, отгадывают загадки; Определяют, как правильно записать отгадку; объясняют, как они рассуждали; проверяют свое предположение на слайде презентации. Выделяют корни в записанных словах, дают предположения, почему в этих словах по два корня. | Фронтальная | Познавательные: делать вывод на основе обобщения знаний. Коммуникативные: старается осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей. |
3.Актуализация знаний и первичного учебного действия |
Предлагает учащимся заполнить таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал». Координирует, оказывает индивидуальную помощь при заполнении таблицы учениками, а также, по необходимости, задает наводящие вопросы . | Индивидуально заполняют таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал». Коллективно обсуждают результаты заполнения. Выясняют, что имеются минимальные знания по данной теме и есть вопросы, на которые хотелось бы узнать ответ. | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: согласовывать свои цели обучения с целями урока. Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного. Познавательные: делает вывод на основе обобщения знаний. Коммуникативные: проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения. |
4.Изучение нового материала. 1)Выявление места и причины затруднения |
Предлагает учащимся познакомиться с заданием упражнения 124 (учебник стр. 105) - Объясните значение полученных слов. | Читают слова: садовод, луноход, камнепад, землемер, пустослов, спортплощадка. Объясняют, что означают эти слова и как они это определили. | Фронтальная | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи. Коммуникативные: строит монологическое высказывание, аргументирует свою точку зрения. |
. 2)Построение проекта выхода из затруднения |
Предлагает письменно выполнить упражнение: списать данные слова, выделить корень и подобрать однокоренные слова. -Постройте схему сложных слов. Контролирует временные рамки прохождение этапа | Один ученик выходит к доске и выполняет работу на доске, ученики сравнивают свою работу с работой на доске. При необходимости задают вопросы ученику выполняющему работу у доски. Строят схемы слов. | Индивидуальная, фронтальная | Регулятивные: осознает уровень и качество выполнения. Познавательные: использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения. Коммуникативные: умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассника. |
3)Реализация построенного проекта |
Предлагает найти закономерность и объяснить, как появляются сложные слова, сформулировать правило написание сложных слов, предлагает сделать вывод, почему гласные о и е называют соединительные. | Наблюдают, сравнивают и делают вывод: - как появляются сложные слова - какие буквы соединяют 2 корня - почему эти гласные назвали соединительными. - в каком слове нет соединительной гласной… | | Личностные: согласовать свои наблюдения с наблюдением одноклассников. Регулятивные: обладает способностью к волевому усилию. Познавательные: делает вывод на основе обобщения знаний. Коммуникативные: строит монологическое высказывание, аргументирует свою точку зрения |
5.Физкультминутка (динамическая, под музыку) |
Предлагает выполнить ряд упражнений Руки ставим мы в разлёт, Появился самолёт, Мах крылом туда-сюда. делай «раз» и делай «два». Вправо, влево наклонись! Опустили руки вниз, И на место все садись! | Повторяют движения за учителем: руки вверх, в стороны и т.д. | Фронтальная | |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Дает установку на прохождение текущего этапа работы – работа с дополнительными источниками информации. ( индивидуальные листы с определениями «сложные слова» из разных словарей С.И. Ожегова, Энциклопедический словарь, из Википендии и др.). Определяет и корректирует по необходимости временные рамки прохождения этапа группами. Помогает скоординировать работу внутри групп, консультирует и отвечает на вопросы. Предлагает группам представить и «защитить» своё мнение. Координирует временные и содержательные аспекты выступления групп; -Задает уточняющие вопросы Стимулирует представителей других групп участвовать в обсуждении выбранного определения (находить достоинства выбранного определения, возможности и пожелания для его усовершенствования). | Читают определения «сложных слов» из разных источников информации . Коллективно обсуждают и находят наиболее точное и понятное каждому члену группы определение сложного слова. Выделяют главные слова в этом определении и схематически изображают правило. Представляют выбранное определение; Участвуют в обсуждении, задают вопросы уточняющего характера, подчеркивают достоинства, высказывают дополнительные сведения, основанные на собственном опыте Сравнивают свои выводы с учебником стр. 106 и дополняют схемы (при необходимости). | Групповая | Личностные: проявлять толерантное отношение к одноклассникам Регулятивные: сопоставлять свой выбор с выбором другого человека. Познавательные: понимает цель чтения и осмысливает прочитанное. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Главный метопредметный навык: умение извлекать информацию из различных источников, сопоставлять, делать выводы на основе анализа различных источников. |
. . . 7.Самостоятельная работа с проверкой |
Даёт задания на карточках по группам ( по 4 человека). - Выписать сложные слова по темам. У каждой группы своя тема. ( Листопад, утконос, бурелом, носорог, водоворот, сороконожка, водомерка , мясорубка, кофемолка, пылесос, самовар, магнитофон, водолаз, снегопад, пчеловод, сталевар, киноактёр, овощевод, землетрясение, овцебык. ) - Допишите своё сложное слово на заданную тему. | Совещаются и записывают в тетради сложные слова по темам: 1 и 4 гр.: явления природы; 2 и 5гр.: предметы быта; 3 и 6 гр. : профессии 7 гр.: животные Подбирают своё сложное слово на заданную тему. Представитель от группы читает выписанные слова, класс проверяет. ( слайд ) | Групповая, фронтальная | Регулятивные: корректирует свои действия в соответствии с полученным результатом. Познавательные: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстрированный ряд. |
8.Физкультминутка (для глаз ) |
Предлагает выполнить ряд упражнений | Повторяет за учителем: глаза закрыли, открыли, быстро моргаем и т.д | Индивидуальная фронтальная | |
9.Итоги урока. Систематизация знаний и умений. |
Предлагает каждому ученику заполнить в таблице графы: «что я узнал»; вписать «источники информации». | Ученики анализируют все этапы урока, своё участие в работе группы, выполняют задания по таблице. Зачитывают записи из таблицы, участвуют в обсуждении, высказывают дополнительные сведения | Индивидуальная, фронтальная | Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного. Познавательные: умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в письменной речи. Коммуникативные: умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении. |
10.Рефлексия учебной деятельности . |
Предлагает ученикам оценить свою работу на уроке и эффективность урока. | Выбирают и закрашивают смайлик. | Индивидуальная фронтальная | Личностные: обладает способностью к волевому усилию и умеет преодолевать препятствия. |
11.Домашнее задание |
Предлагает выполнить упражнение 125 на стр. 106, поясняет задание. | Выслушивают, просматривают в учебнике и записывают домашнее задание. Задают уточняющие вопросы. | Фронтальная | |