Предмет | Русский язык |
Класс | 3 класс |
УМК | Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П. |
Тема урока | Проект «Семья слов» ( Раздел : Состав слова, 16 урок) |
Форма проведения | Урок-проект |
Тип урока | урок закрепления и отработки навыков решения учебных задач. |
Современные образовательные технологии : | технология проблемного обучения, личностно-ориентированные, использование информационно-коммуникативных технологий. |
Методы обучения: | методы проектно-исследовательской деятельности, наглядно- иллюстративный метод, частично-посковый метод , методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля, |
Формы организации познавательной деятельности: | фронтальная, индивидуальная, парная. |
Оборудование | Учебник. «Русский язык. 3 класс». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Презентация Толковый словарь, орфографический словарь. |
Цели: | Деятельностная цель: формирование способности учащихся к творческому способу действия: создание готового продукта проектной деятельности : группы родственных слов. Образовательная цель: обобщение и систематизация знаний о родственных словах, и отработка умения применять полученные знания на практике Развивающая цель: формировать способность к творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские навыки Воспитательная цель: уважение к русскому языку, к товарищам по классу. |
Межпредметные связи | Изобразительное искусство, окружающий мир |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, и способы их образования.; группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Формулировать определение окончания, основы, корня, приставки, суффикса выделять все части слова , доказывать их значимость в слове. Проводить разбор слов по составу Уметь работать над проектом. Анализировать модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям. | 1.Регулятивные учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности; коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы на отдельных этапах урока; ориентироваться в учебнике ; дополнительной литературе. учиться оценивать свои достижения в работе над проектом; -
2.Познавательные пользоваться приемами анализа и синтеза при работе над словами; сравнивать и сопоставлять между собой родственные слова; строить рассуждение по теме урока под руководством учителя (2-4 предложения); овладевать способами классификации (группировки) в работе над родственными словами. выбор способов и форм для выполнения проектных и творческих работ с помощью взрослых. 3.Коммуникативные | - нравственно-этическая ориентация: формировать ценностное отношение к русскому языку учить уважительно относиться к результату труда одноклассников. -личностное самоопределение ( осознание себя носителем русского языка, формирование позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) -смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.: Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Формирование мотивов достижения и социального признания Формирование границ собственного знания и «незнания» |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент. Эмонациональный настрой | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует на успешную работу. Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам. -Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас. -Доброе утро, ребята! -Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке! ( слайд 1- солнце) ( метод стимулирования к обучению) | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Личностные: самоопределение |
2.Предпроектный этап (вхождение в проектную деятельность) 2.1.Самоопределение к деятельности. | - На экране ребус 7Я ( слайд 2, 3) -Что для вас семья? -Расскажите, как вы относитесь к своей семье? - Где еще встречается понятие семья? ( Слайды 3-7) - А почему мы стали говорить о семье на уроке русского языка? ( Слайд 8) - Откройте учебник на странице 101,прочитайте тему урока. - Определите ,что вы будете сегодня делать? - Предположите, какой будет урок? ( Подводящий к теме диалог) -Почему вам предложили именно такой проект? - Что вы должны знать и уметь, чтобы хорошо выполнить проект Семья слов? - Составим план работы на уроке( Фиксация на доске) - Желаю вам хорошо поработать на уроке! | -Дети отгадывают -Семья -Дают определение семьи. -Высказывают отношение к своей семье, сколько в семье членов. -Делятся опытом ( волчья стая, улей пчел, муравейник) - Делают предположения. Открывают учебник на странице 101,читают : Наши проекты. Семья слов. -Будем работать над проектом Семья слов -Интересный, необычный, познавательный. - Мы закончили раздел Состав слова ,родственные слова. - Что такое родственные слова, уметь определять состав слова. 1. Подготовка к проекту. 2. Создание проекта. 3. Защита проекта. 4. Оценка проекта.( Слайд 9 ) | Познавательные УУД Постановка и решение проблемы. Выдвижение гипотез Регулятивные УУД Учатся прогнозировать, принимать и сохранять учебную задачу. Планирование деятельности на уроке. Коммуникативные УУД Учатся строить доказательство правильности выполнения задания, излагать мысль чётко и ясно. |
2.2.Повторение и систематизация знаний | 2.Изучите задание №1 на стр 101. ( Слайд 10) Коллективная работа - Сколько слов можно образовать от одного корня? -Можно ли эти слова назвать семьей? Поработаем парами . Каждой паре досталось одно слово. Надо соотнести схемы со словами. .Выполняем задание №3 - Что надо знать и уметь ,чтобы выполнить это задание? - С чего начинаем разбор слова по составу?( Выстраивание схемы на доске- моделирование ) ( Слайд 11) Работа в парах Проверка у доски. . Рефлексия. Корректировка. ( проблемно-поисковые методы) Проверка у доски. Работаем « цепочкой» Докажите, объясните значение всех слов. Обратим внимание на слова лесник и лесовод. ( Слайды 16,17)- Что делать ,если вы не знаете значение слова? ( толковый словарь)- лесистый , лесной) Рефлексия. | Дети анализируют задание - Много. Для каждого слова свое количество. Рассматривают рисунок ,читают внимательно слова. - Да , это родственные слова. Они имеют один корень – лес и похожи по лексическому значению. Надо знать обозначения корня ,приставки ,суффикса ,основы и окончания. Уметь делить слово по составу. Повторяют алгоритм разбора слова по составу ( моделирование у доски) Найдем слова ,которые подходят к данным схемам. Лесной, лесок, лесище, лесистый, Перелесок. Лес Для четвертой схемы слова нет Лесостепь, лесовод методы контроля и самоконтроля( Слайды12-15) | Познавательные УУД Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Логические УД: анализ, построение логической цепи рассуждения, сравнение, доказательство. Учатся находить информацию в толковом словаре. Регулятивные УУД Учатся принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности. контроль, коррекция ,оценка. Коммуникативные УУД Учатся взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время работы по наблюдению за однокоренными отвечать на вопросы по материалу, формулировать несложные выводы, излагая свою мысль грамотно. |
Физминутка | -Представим ,что мы в лесу. Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо, Ветерок все тише, тише, Деревцо все выше, выше. | Учащиеся выполняют упражнения | |
3.Создание продукта проектной деятельности | - Как думаете, вы, готовы сделать собственный проект? Что вам надо для проекта? - Что можно нарисовать для проекта? Приведите примеры. - Как хотите работать : самостоятельно, в парах и группах? - Как надо работать .чтобы в словах не было ошибок? ( задания творческого характера, проблемно-поисковые методы) | Самостоятельная работа учащихся по созданию продукта проектной деятельности Дети выбирают форму работы, составляют семью родственных слов. - Приводят примеры.( Снег, море, зима, весна, осень, вода, сад, зерно) -Вспоминать изученные орфограммы, пользоваться орфографическим словарем . | Познавательные УУД Решение проблемы творческого характера Коммуникативные УУД Умение вести монолог и диалог Личностные УУД Учатся быть доброжелательными, терпимыми друг к другу. Регулятивные УУД Учатся принимать и сохранять учебную задачу. |
4.Защита проекта | - Кто справился с проектом? - Кто уже готов защитить свой проект? Рефлексия. - Как можно еще доработать проект? методы контроля и самоконтроля | Желающие защищают свои проекты. Дети дают оценку своему проекту и проектам одноклассников. - Украсть рисунками, дополнить другими словами | Регулятивные УУД Учатся самостоятельно адекватно оценивать продукт проектной деятельности Коммуникативные УУД Умение вести монолог и диалог Личностные УУД Учатся уважительно относиться к результату труда одноклассников. Познавательные УУД Осознанное построение речевого высказывания в устной форме |
5.Итог урока. Рефлексия | - Подведём итог урока: - Что мы делали на уроке? ( слайд 18) Продолжите предложения: *Было интересно… *Теперь я могу… *Мне понравилось… | Кто считает, что может ответить на главный вопрос урока, поднимает руку. - Готовились к проекту. - Делали проект. -Защищали проект. -оценивали проект методы самоконтроля | Регулятивные УУД Учатся самостоятельно адекватно оценивать свою и чужую деятельность на уроке. Коммуникативные УУД Учатся отвечать на вопросы, строить понятные высказывания. Познавательные УУД Рефлексия учебного процесса и результата деятельности на уроке Личностные УУД Нравственно-эстетическая. оринетация. |
6.Домашнее задание | Доделайте проекты. Можно украсить иллюстрациями, можно составить текст с данными родственными словами. | Записывают домашнее задание. | |