2. Актуализация и пробное учебное действие 3. Постановка учебной цели. | Организует повторение знаний, закрепление умений.
- Ребята. На прошлом уроке мы изучили правописание о-ё после шипящих в корне слова. Давайте вспомним. В каких случаях мы напишем о, а в каких ё.
- На доске записаны слова, в некоторых из них допущена ошибка. Ваша задача – объяснить правописание и исправить возможные ошибки:
Желтый, шоколад, крыжевник, шоссе, капюшон, шефер, черный.
- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. Итак, перед вами еще одна группа слов. Запишите их транскрипцию:
цирк, улицы, лисицын, рация.
- Ребята, что вы заметили? - То есть на слух мы не можем определить, какую букву нужно писать. Выполните морфемный разбор данных слов. - Ребята, понаблюдайте, в какой морфеме находятся буквы ы-и после ц ? - Как вы считаете, это важно знать, в какой морфеме находится орфограмма? Почему? Сформулируйте тему урока Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. | Несколько учеников проговаривают правило Учащиеся по цепочке называют слова, объясняя выбор орфограммы. Во всех словах после ц мы слышим ы, а пишем то букву и, то ы. Разбирают слова по составу. Эти буквы находятся и в корне слова, и в суффиксе, и в окончании. Это влияет на выбор букв и-ы после ц Формулируют тему. Формулируют цель урока. | Регулятивные: овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Предметные: различать фонемные и нефонемные правила. - иметь понятие о звукописи. Метапредметные (УУД): познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: высказывать свое предположение; коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли. |
5. Усвоение новых знаний. | - Нам нужно записать правило, используя наши наблюдения.
- Прочитайте правило на стр. 38., добавьте то, что мы не отметили. После данной работы правило-таблица дополняется Искл.: Цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц, цып-цып | Запись в тетради: Читают. | Действие по аналогии (П) Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.) |
6. Закрепление | - Выполним упр. 462. Нам нужно объяснить правописание слов с и-ы после ц. - А сейчас я предлагаю вам выполнить выборочный диктант. Я прочитаю вам текст. Вам нужно выписать из текста слова на изученную орфограмму.
В цирк Сегодня мы идём в цирк. Мы — это папа, мама, моя сестрёнка и я, Вова Синицын. Папа сказал, что сегодня будут выступать борцы, гимнасты, акробаты, наездницы, мотоциклисты, весёлый зверинец. Весь день я смотрел на часы. Наконец, маленькая стрелочка остановилась на цифре «три». Папа сказал, что пора собираться, но мы давно были готовы. По дороге в цирк, на углу одной улицы, папа купил букет душистой белой акации для артистов. Сестрёнка приподнялась на цыпочках и понюхала цветы. Вот и цирк. Круглолицый контролёр с улыбкой пригласил нас в зал.
| Выполняют упражнение, устно проговаривая орфограмму.
Выбирают и записывают слова на изученную орфограмму. Один ученик выполняет упражнение у доски, остальные – в тетради. | |
7. Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности | - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - В каким случаях мы напишем и, а в каких ы после ц? | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Умение выражать свои мысли (К) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) |