1. Янкова Ирина Викторовна
2.МАОУ «Лицей № 62» г. Саратова
3. Учитель начальных классов
4. Предмет – русский язык
5. 3 класс
6.Н.В.Нечаева «Русский язык» 3 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров».
Этап урока | Использование ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Самоопределение к деятельности (1-2 мин.) Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | | - Послушайте и отгадайте загадку. Есть у радости подруга В виде полукруга. На лице она живёт То куда-то вдруг уйдёт, То внезапно возвратится, Грусть-тоска её боится - Посмотрите друг на друга, подарите улыбки, мысленно пожелайте удачи и с хорошим настроением начнём урок.
-На доске «рассыпаны» буквы. Собрав из них слово вы узнаете, какое время года оно обозначает? Догадайтесь, о каком осеннем месяце идёт речь? Опустел наш старый сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришёл?
-Записываем слова с проговариванием орфограмм. Всё мрачней лицо природы: Почернели огороды, Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса, Медведь в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? Поле чёрно-белым стало. Падает то дождь, то снег. А ещё похолодало - Льдом сковало воды рек. Мёрзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи?
|
-осень
-сентябрь.
-в слове «сентябрь» ударение падает на второй слог, безударная гласная «е» находится в первом слоге.
-октябрь - в слове «октябрь» ударение падает на второй слог, безударная гласная «о» находится в первом слоге.
-ноябрь в слове «ноябрь» ударение падает на второй слог, безударная гласная «о» находится в первом слоге. | Личностные УУД: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний (5-6 мин.) Цель: создать условия для готовности мышления ребёнка и осознания им самим потребности построения нового способа действия. | | -Как вы думаете, какое задание можно предложить с данными словами? -Что же общего у этих слов?
-Давайте разберём и проверим. -Что вам известно об окончании ? -Что такое основа слова?
- Какое слово можно считать лишним?
- Я полностью согласна с вашим мнением. Давайте это докажем.
Дети делают фонетический разбор на карточках слов «сентябрь » и «октябрь», мы вместе устно выполним фонетический разбор слова «ноябрь». Ноябрь-но-ябрь, 2 слога н -[н ] согл., зв., непарн., тв. о- [а] гласн., безуд. я- [й'] согл., зв., непарн., мягк., [а] гласн., уд. б- [б] согл., зв., парн., тв. р- [р'] согл., зв., непарн., мягк. ь- [-] звука не обозначает 6б. 6зв. -А знаете ли вы, что названия месяцев пришли к нам из римского календаря, год в котором начинался с марта. Поэтому названия осенних месяцев отражал их порядковый номер-седьмой, восьмой, девятый. -А у древних славян у каждого месяца было своё имя. Так сентябрь называли «хмурень». - Как вы думаете, почему? Правильно. Имя «хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других месяцев - небо часто начинает хмуриться, шли дожди. -Октябрь называли «листопадом». Почему? Правильно. У наших предков он известен под именем «листопад» от природного явления, которое мы наблюдаем именно в октябре. - А ноябрь получил название «грудень». Чтобы ответить на вопрос «почему?», посмотрите, как выглядит грунтовая дорога, разбитая после осенних дождей. Почему его так назвали? В старину этот месяц назывался груденем, от груд замёрзшей земли со снегом, а в древнерусском языке зимняя замёрзшая дорога называлась грудным путём. - Какие же изменения в погодных условиях нашли своё отражение в древнеславянских названиях месяцев? -Сейчас мы с вами понаблюдаем за осенними изменениями в природе. Релаксация. | -разобрать слова по составу - определить, что является общим для этих слов - определить, какое слово можно считать лишним - Это имена существительные, стоят в ед. числе, в м. р., имеют два слога, первый из них безударный, одинаковы по составу
-это часть слова, которая служит для связи слов в предложении -это часть слова без окончания -1.«сентябрь», т.к. в первом слоге безударная гласная «е», а в остальных словах «о» .
2.«октябрь», потому что начинается на гласную букву.
3.«ноябрь», т.к. количество букв в этом слове совпадает с количеством звуков, а остальных словах такого совпадения нет
Слова «сентябрь» и «октябрь» разбирают на карточках двое учащихся.
-в слове «ноябрь 2 слога», второй слог ударный, первый безударный
- Стояла хмурая погода, шли частые дожди
- в это время шёл листопад
- от груды замёрзшей земли со снегом
- ухудшение погоды, изменение в жизни растений
| Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Познавательные УУД (выделение цели, выделение информации необходимой на уроке). Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция. Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков |
3. Фиксация затруднения в деятельности, постановка учебной задачи. (10-11 мин.) Цель: создать условия для готовности мышления ребёнка и осознания им самим потребности построения нового способа действия. | | -А теперь запишем названия древнеславянских месяцев, и выполним разбор слова по составу самостоятельно. Хмурень листопад грудень -Как разобрали слова по составу? -В каком слове возникло затруднение.
-Чем оно отличается от остальных? – А если оно образовалось из двух слов, то, сколько цепочек однокоренных слов получится?
-Давайте проверим.
– Запишите данные слова в два столбика. -Что получилось в 1 столбике? Во втором? Верно. – Что вы можете сказать о словах каждого столбика? – Какую часть слова мы можем выделить в однокоренных словах? – Какой же корень у слов первого столбика? Второго?
– Что можно теперь сказать про слово листопад? – В русском языке они называются сложными. -Как вы думаете, какова тема нашего урока? - В чём возникло затруднение? - Так какую же цель мы перед собой поставим? |
Дети отвечают.
- Листопад
- Образовалось из двух слов - «лист» и «падать»
– Две. I – лист, лиственный, листочек. II – падают, упадёт, падение.
– Они однокоренные.
– Корень.
-лист-,- пад-
– В слове листопад два корня.
-Сложные слова
– В разборе сложного слова по составу. – Научиться определять сложные слова и разбирать их по составу.
| Регулятивные: целеполагание, планирование, Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, постановка вопросов; Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. (2-3 мин.) | | 1. Работа по карточкам. - А сейчас возьмите карточки белого цвета.
Прочитаем задание: назовите основы, от которых образовались выделенные слова. Работаем в тетради, а Дима идёт к доске. Записываем: Лес, степь - лесостепь
- Давайте подумаем, как образовалось слово «лесостепь»?
- Назови основу первого слова? Выделили её. - Назови основу второго слова?
-Выделили её.
- Какая буква соединила эти две основы? -Эта буква так и называется – соединительная гласная.
- Какое слово образовалось? -Как называются такие слова?
- Как образовалось слово «лесостепь»?
лес, парк – лесопарк лес, тундра – лесотундра птица, ферма – птицеферма корень, плод – корнеплод
- Какой же вывод можно сделать о способе образования данных слов? - Прочитаем правило на странице 78.
2. - Следующее упражнение на слайде. -Подумайте, все ли сложные слова могут образовываться сложением двух основ. рыба, ловить – рыболов олень, водить – оленевод сталь, варить – сталевар буря, ломать – бурелом пар, возить – паровоз сам, летать - самолёт
-Какие образовались слова? -Как образовались слова? - Что можно добавить к нашему правилу об образовании сложных слов?
- Что теперь вы можете сказать о способе образования слова «листопад» и его составе? - Разберите его.
- Кроме этих способов образования новых слов существуют и другие, с которыми мы познакомимся позже. | - лес.
- степь
-Буква «о»
-Лесостепь -Сложные -путём сложения двух основ -слова образовались путём сложения двух основ
-Слова могут образовываться не только сложением двух основ, но и основы первого слова и корня второго слова и соединительной гласной «о» и «е»
-Оно образовалось сложением основы первого слова и корня второго слова
| Регулятивные: целеполагание, планирование, Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, постановка вопросов; Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели. |
5.Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин.) | | Игра. «Образуй сложное слово». - Устали? Давайте играть. Я бросаю вам мяч и два простых слова, вы возвращаете мне одно сложное.
Лес, рубить - лесоруб буря, ломать - бурелом сам, летать – самолёт пар, ходить – пароход сам, варить - самовар пар, возить – паровоз книга, любить – книголюб секунда, мерить – секундомер Физминутка для глаз. | | Регулятивные: планирование, прогнозирование; контроль, Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство, Коммуникативные -инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин.) | | -В осеннем лесу налетел ветер, сорвал с двух деревьев все листья и рассыпал их разноцветным ковром по поляне. Вам нужно определить, с какого дерева упали листья. Для этого вам нужно найти слово по его значению. У каждого варианта свои карточки.
- Посмотрим, какие слова получились у пар этой карточки? заводь (Слайд) водоворот (Слайд) паводок (Слайд) водолаз (Слайд)
- С каким словом связаны все эти слова?
-А теперь переверните карточку и скажите, с какого осеннего дерева вы собрали листья?
-Посмотрим, какие слова получились у пар другой карточки? водитель (Слайд) поводок (Слайд) экскурсовод (Слайд) счетовод (Слайд)
- С каким словом связаны все эти слова?
- А теперь переверните карточку и скажите, с какого дерева вы собрали листья? (Слайд).
-А теперь, каждый из своего варианта выписывает сложные слова и их разбирает их по составу. -Какие слова выписали из этой карточки?
-Как разобрали водоворот и водолаз? -Какие слова выписал из этой карточки? -Как разобрали и экскурсовод и счетовод?
1 карточка. (Слайд) Небольшой залив в реке или озере с замедленным течением. | заводь | Место в реке, море, в котором течения образуют вращательное движение. | водоворот | Разлив реки в результате ливней, быстрого таяния снега и льда. | паводок | Специалист, занимающийся подводными работами. | водолаз | 2 карточка. (Слайд) Человек, управляющий самодвижущимся транспортным средством. | водитель | Короткий ремень, на котором держат при прогулке собак. | поводок | Специалист, дающий пояснения экскурсантам. | экскурсовод | Специалист по ведению учёта операций по банковским счетам. | счетовод |
| -Вода
- Берёзы - Водить - Клёна -водоворот, водолаз -экскурсовод, счетовод
| Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные: -решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство; Личностные: самоопределение, смыслообразование. |
7. Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин.) |
| Творческая работа. Работа по карточкам (дифференцированное задание). -Сегодня на уроке вы наблюдали осенние изменения в лесу. И в горах природа осенью также меняется. Об этом вы узнаете из задания на карточках. Выберете ту карточку, с заданием которой вы справитесь. Фамилия и имя: _____________________________
1 карточка. Задание. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу В горах. Осенью наш класс отправился в горы. В лесу на склонах гор было очень красиво. _____________ усыпал землю пёстрым ковром. На открытых участках, не поросших лесом, возникла опасность ________________. Всех поразила красота горной речки. ________________ поднимал тысячи брызг. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление - ______________.
Слова для справок: камнепад, звездопад, листопад, водопад | | Фамилия и имя: _________________________
2 карточка. Задание. Образовать из слов для справок сложные слова. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу.
В горах. Осенью наш класс отправился в горы. В лесу на склонах гор было очень красиво. _____________ усыпал землю пёстрым ковром. На открытых участках не поросших лесом, возникла опасность _______________. Всех поразила красота горной речки. ________________ поднимал тысячи брызг. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление – _________________.
Слова для справок: (вода, падать), (лист, падать), (звезда, падать), (камень, падать). | | Фамилия и имя: ________________
3 карточка. Задание. Образовать из слов для справок сложные слова. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу. Расположить предложения в нужном порядке. В горах ________________ поднимал тысячи брызг. В лесу на склонах гор было очень красиво. Осенью наш класс отправился в горы. Всех поразила красота горной речки. На открытых участках, не поросших лесом, возникла опасность ________________. ________________ усыпал землю пёстрым ковром. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление – ______________.
Слова для справок: (вода, падать), (лист, падать), (звезда, падать), (камень, падать).
| -Проверьте выполнение задания на слайде.
| | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные: -решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство; Личностные: самоопределение, смыслообразование. |
8.Рефлексия деятельности. (2-3 мин.) |
| – Какова была цель рока?
– Достигли ли мы её?
– Били ли у нас затруднения?
– Смогли ли мы их преодолеть? Самооценку можно провести с помощью цветных листочков.
(Зеленый–понял всё и могу применить; жёлтый – понял всё, но ещё не могу применить; красная – ещё не совсем понял). – Все ли подняли зелёные листочки? – Чем же мы будем заниматься на следующем уроке? - Что бы вы могли рассказать своему другу об уроке по схеме: ЗНАЮ Я УМЕЮ МОГУ | | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация |