– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Осуществляемые действия |
1.Мотивация к учебной деятельности Цель: способствовать формированию положительной учебной мотивации. | Организует проговаривание правил поведения на уроке. Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | | Строят монологическое высказывание, участвуют в учебном диалоге. | |
2.Актуализация знаний фиксация затруднения в индивидуальной деятельности Цели: -актуализация изученного способа определения спряжения глаголов; -мотивация к пробному учебному действию; -фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия. | Актуализирует изученный способ определения спряжения глаголов по ударному личному окончанию на материале домашней работы. Мотивирует учащихся к пробному учебному действию. - Кто не справился с домашним заданием? - Кому было тяжело определить спряжение глаголов? - Значит, вы уже хорошо умеете определять спряжение глаголов? - Выпишите из скороговорки повторяющиеся глаголы и определите их спряжение. Пилят, колют, Колют, пилят Филя с Колей, Коля с Филей. Завалили пол двора Будут на зиму дрова. Г.А. Ладонщиков | Проговаривают способ определения спряжения глаголов по ударному личному окончанию. Фиксируют затруднение в выполнении пробного учебного действия. - Мы не знаем как писать «пилят» или «пилют», «колят» или «колют», и поэтому не можем определить спряжение этих глаголов. | Доказывают правильность определения спряжения глаголов спать, звать. Участвуют в учебном диалоге. Отвечают на вопросы учителя и одноклассников. | Оценивают правильность определения спряжения глаголов: спать, звать. Исправляют допущенные ошибки в ходе выполнения домашнего задания. Проводят прогностическую оценку задания на основе усвоенного способа действия: Я справлюсь… Я не уверен… Мне нужна помощь… |
3.Постановка проблемы. Цель: соотнести свои действия с используемым способом определения спряжения глагола и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения: | Организует постановку проблемного вопроса учащимися. - Почему возникли трудности в написании окончаний глаголов? -Чему нам предстоит научиться сегодня на уроке? | Соотносят свои действия с усвоенным способом определения спряжения глаголов и фиксируют причину затруднения. - У этих глаголов окончания безударные, и слышатся нечётко. С помощью учителя делают вывод о невозможности использования изученного способа действия в новой ситуации. | Строят монологическое высказывание, участвуют в учебном диалоге. | |
4.Построение проекта выхода из затруднения. Цель: построить проект выхода из затруднения: обдумать цель, тему урока, способ и средства выхода из затруднения. | Организует формулировку темы урока детьми, постановку цели урока, обсуждение способов выхода из затруднения. - Чему нам предстоит научиться сегодня на уроке? - Какая тема сегодняшнего урока? -Кто может предложить способ выхода из создавшегося затруднения? | | Участвуют в учебном диалоге: оформляют четко и понятно тему и цель своей деятельности. Предлагают способы выхода из затруднения: посмотреть в словаре, прочитать в учебнике и т.д. Участвуют в обсуждении способов выхода из затруднения, доказывают свою точку зрения. | Определяют и формулируют с помощью учителя тему урока, цель в виде проблемного вопроса. - Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием? |
5.Реализация построенного проекта. Цель: - организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний; - зафиксировать построенный способ действия в речи и знаках; -организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения; -уточнить общий характер нового знания. | Организовывает реализацию построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний. - В учебнике на странице 109 прочитайте правило. - Вы нашли ответ на наш вопрос? -Как определить спряжение глаголов с без-ударными личными окончаниями? Организует фиксацию найденного способа в речи и знаках. - Почему до сегодняшнего дня вам легко удавалось определять спряжение глаголов? - Что изменилось теперь? - Какого важного этапа недостает в нашем алгоритме? - Если окончание в глаголе безударное, то как надо действовать, чтобы определить его спряжение? - Как вы думаете, подойдет ли данный способ для других глаголов с безударным окончанием? | Перечитывают правило и составляют алгоритм определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием. Преобразовывают информацию из текстовой формы в схематическую. Решают исходную задачу, данную для пробного действия на основе изученного способа действия Ко́л?т- (что делать?) колоть – I спр. – ко́лют Пи́л?т-(что делать?) пилить - II спр.-пи́лят | Добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя правило из учебника стр. 109. Проговаривают способ определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. | Планируют свою деятельность в соответствии с поставленной задачей. Проговаривают последовательность действий на уроке. Работают по коллективно составленному алгоритму действия. Устанавливают общность способа определения спряжения глаголов. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: - организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи | Организует усвоение детьми нового способа действия. - Как вы думаете, чем теперь нам необходимо заняться на уроке? Несколько глаголов из упр. 2 стр. 110 разбираются фронтально с классом, с целью дать образец проговаривания способа определения спряжения глагола, а затем учитель обсуждает необходимость поработать парами для обеспечения пооперационного контроля. | Выполняют упр. 2 стр. 110 парами поочередно проговаривая или контролируя выполнения каждой операции алгоритма. | Договариваются о распределении ролей: исполнитель-контролер в паре. Работают в парах, исполняя распределенные роли. | Проговаривают последовательность действий на уроке. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: -проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях; -организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы. | Организует дифференцированную самостоятельную работу с последующей проверкой работы по эталону. А) Найди лишнее слово: смотр…т, дыш…т, та…т, кле…т; ла…т, се…т, чита…т, смотр…т Б*) Вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов. Концерт буд…т сегодня вечером. Каждый день будильник буд…т нас. Организует рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы. -Кто выполнил работу без ошибок, поднимите руку? - Кто допустил ошибки в работе? -Кто не смог справиться с задание? -В чем была трудность? | Выбирают задание для самостоятельной работы. Самостоятельно выполняют задание, используя новый способ действия по определению спряжения глаголов. Проверяют свою работу по эталону. | Обсуждают результаты самостоятельной работы, объясняют причины возникновения ошибок. | Оценивают правильность выполнения упражнения, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: -провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; - зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; - оценить собственную деятельность на уроке; - обсудить и записать домашнее задание. | Организует рефлексию учебной деятельности на уроке. -Чему должны были научиться на уроке? - Как решали эту задачу? - Достигли ли цели урока? - В чем были затруднения? -Над чем еще предстоит работать? Предлагает оценить учащимся собственную деятельность на уроке. Обсуждает с учащимися домашнее задание: 1) упр. 4 стр. 110 2)* Подумайте, как правильно: едем или едим? Докажите свою точку зрения. | Делают выводы о результатах совместной работы на уроке и о достигнутых личных результатах урока. Заполняют таблицу: Утверждения | Поставь знак «+» или «?» | 1) Тема урока мне понятна. | | 2) Я достиг цели урока. | | 3) Я умею определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием | | 4) Я могу определить спряжение глаголов по неопределённой форме. | | 4) Мне необходимо поработать над… | перечисли темы для доработки | | Строят монологическое высказывание, участвуют в учебном диалоге, аргументируют свою точку зрения. | Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |