kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока "Составное именное сказуемое".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока "Составное именное сказуемое". 8-й класс


«урок сост»

Тема урока "Составное именное сказуемое". 8-й класс

    Цель урока: дать понятие о составном именном сказуемом.

    Задачи:

    • закрепить умение различать простое глагольное сказуемое “быть” с глаголом - связкой “быть” в составном именном сказуемом;

    • лабораторным путём выяснить, какими частями речи может быть выражена именная часть;

    • развивать познавательный интереса учащихся;

    • развивать языковую и коммуникативную компетенции учащихся.

    Тип урока: комбинированный

    Структура урока – линейная:

    - организация начала урока;

    - актуализация прежних знаний и способов действий;

    - целеполагание;

    - формирование новых знаний и способов действий;

    - лабораторная работа;

    - обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

    - проверка усвоения знаний и умений;

    - подведение итогов и результатов урока;

    - задание на дом.

    Методические приёмы: самостоятельная работа учащихся, объяснение учителя, беседа, творческая работа, упражнения на развитие речи, словарная работа, лабораторная работа, занимательные задания.

    Формы работы: в процессе подготовки – работа со словарём литературоведческих терминов; в ходе самого урока – взаимоинформация учащихся, работа со словарём иностранных слов, лабораторная работа

    Оборудование урока: Таблица “Составное именное сказуемое”, листы с лабораторной работой, оценочные листы ученика, оценочный лист учителя, словарь иностранных слов.

    Ход урока

    I. Лингвистическая разминка.

    Для лингвистической разминки учащиеся готовят обычно от 3 до 5 слов, такая работа нравится учащимся, они узнают значения новых слов. К тому же эта работа поможет учащимся в подготовке к ГИА по русскому языку за курс основной школы (задание А3). Обычно для лингвистической разминки из всех слов берётся только одно абсолютно незнакомое, остальные слова знакомы учащимся, но полного толкования они чаще всего не помнят. На доске вывешиваются слова и примеры предложений; учащиеся пытаются пояснить значение слов и найти их в предложенных примерах. Затем подготовленные учащиеся дают полное толкование. Для этого урока мы взяли следующие слова:

    Анаграмма – слово или словосочетание слов, образованное путём перестановки букв, входящих в состав другого слова (сосна – насос)

    Амфиболия – неясность выражения, допускающего два различных толкования.

    Тень отбрасывает предмет,
    (Тень отбрасывает людей).
    А. Вознесенский

    Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в сочетании слов, противоречащих друг другу по смыслу.

    Чужбина, родина моя!
    М. Цветаева

    II. Повторение.

    Формы работы: беседа, письменная комментированная работа у доски.

    Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.

    1. Теоретические вопросы:

    - Чем составное глагольное сказуемое отличается от простого глагольного?

    - Какую роль играют вспомогательные слова в составном глагольном сказуемом?

    2. Практическая часть:

    - Записать формулу составного глагольного сказуемого.

    - Записать предложения, определить вид сказуемого. Во время записи предложений учащиеся рассуждают, проговаривают каждый свой шаг по нахождению сказуемых в предложениях.

    (На уроках русского языка стараюсь для письменных работ подбирать пословицы, поговорки. На примере пословиц и поговорок можно изучать любую тему по русскому языку)

    Храбрый пули не боится. Будешь любить, коли сердце болит. Был бы друг, найдётся и досуг. Любишь браниться, умей и помириться. Много искать станешь – ничего не достанешь. Каждый трус о храбрости толкует. Есть терпенье – будет и уменье. Умел ошибиться – умей и поправиться.

    Орфографическая разминка (на доске записаны слова, в которых учащиеся должны увидеть орфограммы и объяснить): расстилается, косьба, предполагал.

    III. Изучение нового материала.

    Сегодня мы познакомимся с ещё одним видом сказуемого — составным именным.

    - Попробуйте предположить, что такое “составное именное сказуемое”.

    Название подсказывает, что в его состав входит именная часть. Запишем формулу составного именного сказуемого:

    СИС = глагол- связка именная часть.

    Давайте подумаем, каковы цели и задачи нашего сегодняшнего урока.

    - научиться находить в предложениях составное именное сказуемое;

    - выяснить, какие глаголы могут выступать в роли глагола – связки;

    - определить, какими частями речи может быть выражена именная часть

    Рассмотрим три группы глаголов – связок (работа с таблицей)

    - Глагол быть (самая распространённая связка): в наст времени нулевая: Ты весёлый. Ты был весёлым. ( не путать с простым глагольным сказуемым: Она уже была (находилась) в комнате).

    - глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться, представляться: Мне сделалось страшно.

    - глаголы со значением движения, положения в пространстве: приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть др.: Из похода мы вернулись усталые.

    IV. Лабораторная работа.

    (Учащиеся выполняют работу на готовых отпечатанных листах – это экономит время на уроке).

    При проведении лабораторных работ внимание сосредоточено на выработке умения анализировать определённые факты, фиксировать закономерности, обобщать результаты, делать выводы. Основное при такой организации урока – самостоятельное исследование языкового материала учащимися и обобщение результатов.

    Тема: Составное именное сказуемое.

    Дано: простые предложения.

    Цель: определить, какой частью речи может быть выражена именная часть в составном именном сказуемом.

    Ход работы

    1. Внимательно прочитай предложения.

    2. Найди основу данных предложений.

    3. Определи, какой частью речи выражена именная часть в составном именном сказуемом.

    4. Сделай вывод.

    Не забудь!

    СИС = глагол - связка + именная часть

    В настоящем времени глагол-связка быть нулевая,

    1. Азбука – к мудрости ступенька.

    2. И товар хорош, и цена весёлая.

    3. Круто замешено, да не пропечёно.

    4. Два да два будет четыре.

    5. И хорошо, да невпопад.

    6. И твоё – моё, и моё - моё.

    7. Семь бед – один ответ.

    ВЫВОД: Именная часть составных именных сказуемых может выражаться всеми именными частями речи, а также причастием, наречием и синтаксически неделимым словосочетанием.

    Обсуждение вопросов, которые возникли у учащихся в процессе выполнения лабораторной работы.

    Словарная работа: карнавал, иллюминация, комиссия, комитет (работа в парах). Каждая парта получает по одному слову и задание: найти значение слова в словаре иностранных слов и пояснить значение классу, привести примеры.

    V. Первичное закрепление

    Проверочная работа

    (разноуровневые задания, вариант выполнения учащиеся выбирают сами)

    1. Дата к...рн...в...ла до сих пор не уточнена.

    2. И...юм...нация в...л...колепна.

    3. На наез...нике была серая куртка с меховым в...р...тником.

    4. Родительский к...м...тет соб...рался один раз в четверть.

    5. Созда...ая к...ми...ия была ра...пущена досрочно.

    * Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

    ** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

    Определить вид сказуемого.

    *** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

    Определить вид сказуемого.

    Записать свой пример предложения со сказуемым, вида которого нет в данных предложениях.

    По итогам выполнения проверочной работы учитель заполняет оценочный лист, который поможет ему увидеть степень усвоения учащимися учебного материала и спланировать дальнейшую работу по теме.

    Оценочный лист учителя

    № п/п

    Виды деятельности учащихся

    Оценки учеников (комментарии)

    Ф.И.

    Ф.И.

    Ф.И.

    Ф.И.

    1.

    Умение находить основу предложения

     

     

     

     

    2.

    Определение вида сказуемого

     

     

     

     

    3.

    Определение формы сказуемого

     

     

     

     

    4.

    Знание частей речи

     

     

     

     

    5.

    Умение делать вывод.

     

     

     

     

    VI. Подведение итогов урока

    - Что нового вы узнали о сказуемом сегодня на уроке

    - Достигли ли мы целей нашего урока?

    Сегодня вы хорошо поработали. Желает ли кто - нибудь из вас прокомментировать и оценить свою работу на уроке и поставить себе оценку? Или оценить работу своего товарища.

    Оценить свою работу поможет учащимся оценочный лист учащегося

    п/п

    Виды деятельности

    Оценка работы (комментарии)

    Знаю

    Умею

    Сомневаюсь

    1.

    Нахождение основы предложения

     

     

     

    2.

    Определение вида сказуемого

     

     

     

    3.

    Определение формы сказуемого

     

     

     

    4.

    Знание частей речи

     

     

     

    5.

    Умение делать вывод.

     

     

     

    Домашнее задание. Домашнее задание дается дифференцированно с учетом учебных возможностей и желания учащихся.

    П.14, из произведения А.С.Пушкина “Капитанская дочка” выписать три предложения с разными видами сказуемых// написать небольшое сочинение рассуждение или сказку о простом глагольном сказуемом “быть” и глаголе - связке “быть” в составном именном сказуемом (на выбор учащихся)

    Полминутки для шутки.

    Интонация, логическое ударение, пауза, порядок слов играют очень большую роль в речи. Попробуйте разобраться в этой фразе (Она написана на доске): Теперьяподнимитетоже. Найдите основу предложения.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема урока "Составное именное сказуемое".

Автор: Асьмаева Галия Мавлютовна

Дата: 29.11.2018

Номер свидетельства: 488264

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) ""Cоставное именное сказуемое""
    ["seo_title"] => string(27) "costavnoe_imennoe_skazuemoe"
    ["file_id"] => string(6) "514421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1560278276"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Составное глагольное и составное именное сказуемое."
    ["seo_title"] => string(59) "sostavnoie-ghlaghol-noie-i-sostavnoie-imiennoie-skazuiemoie"
    ["file_id"] => string(6) "315581"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459924584"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Тема урока: "Тире между подлежащим и сказуемым""
    ["seo_title"] => string(49) "tema_uroka_tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym"
    ["file_id"] => string(6) "514425"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1560280142"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока на тему " Составное именное сказуемое ""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekturokanatiemusostavnoieimiennoieskazuiemoie"
    ["file_id"] => string(6) "282179"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453651771"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "конспект урока русского языка "ВИДЫ СКАЗУЕМОГО. ПРАКТИКУМ". "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vidy-skazuiemogo-praktikum"
    ["file_id"] => string(6) "102340"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402498815"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства