kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Cоставное именное сказуемое"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Составное именное сказуемое"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Cоставное именное сказуемое"»

Теми: «Составное именное сказуемое»

Цель: дать понятие о составном именном сказуемом; закрепить умение различать простое глагольное сказуемое «быть» и глагол-связку-быть в составном именном сказуемом.

Тип урока: закрепление.

Вид урока: урок - практикум.

Оборудование, карточки, учебник, таблица.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Лингвистическая разминка

  1. Сделать фонетический разбор слова «сказуемое».

  2. Подобрать антонимы к слову «слепой», прояснить их лексическое значение в словосочетаниях.

Комментарии. В зависимости от контекста антонимами могут быть зрячий (человек), яркий (шрифт), сильный (дождь), творческое (подражание1 и т. д.

Проверка домашнего задания

  1. Теоретические вопросы.

  • Чем составное глагольное сказуемое отличается от простого глагольного?

  • Какую роль играют вспомогательные слова в составном глагольном сказуемом?

  • Назовите группы вспомогательных слов по значению.

  • Что такое нулевая связка и в каких случаях она наблюдается?

  • Назовите слова, которые могут выступать в качестве вспомогательных (Ответы «по цепочке».)

  1. Упр. 25, 26: схемы на доске, устные задания и грамматическая проверка — «по цепочке».

  1. Изучение темы

  1. Опережающее задание.

Попробуйте самостоятельно предположить, что такое составное именное сказуемое. Название подсказывает, что в его состав входит именная часть. Придумайте предложения, в которых сказуемое выражалось бы именной частью речи.

  1. Запишите формулу составного именного сказуемого (СИС) в тетради (учитель записывает на доске):



CИС— глагол-связка + именная часть.

VI. Занимательная лингвистика.










Запишите три группы глаголов-связок с примерами, подчеркните

сказуемые:

  • глагол быть (самая распространенная связка): в настоящем времени отсутствует (связка нулевая), проявляется в прошедшем и будущем времени: Ты веселый. Ты был веселым. Ты будешь веселым. Будь веселым. Ты был бы веселым.

  • глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться, представляться: Все стало вокруг голубым и зеленым. Девочка казалась веселой. Он вдруг явился этаким молодцом. Мне сделаюсь страшно. Он считался в школе лучшим шахматистом. Облако представляюсь то косматым медведем, то гривастым львом;

  • глаголы со значением движения, положения в пространстве: приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть и т. д. Например: Он вернулся окрыленным. Она сидела задумчивая. Из похода мы вернулись усталые, но довольные.

Примечание. Связкой могут служить сочетания вспомогательных слов с определенной формой глагола-связки (В детстве он хотел стать пожарным. Я надеюсь быть вам полезным.)

Это была наша новая учительница. (Речь идет не о том, была ли учительница, а о том, кем был человек, обозначенный в предложении местоимением это. Значит, была учительница — составное именное сказуемое.) Она уже была здесь. (Речь о том, был, находился или нет человек в данном месте. Значит, была — простое глагольное сказуемое.)

  1. Закрепление.

Упр. 27. Перепишите, согласовав сказуемое с подлежащим и дописав окончания.

1. Пятеро учеников отправил...сь к морю. 2. Большинство отдыхающих не возражал... против экскурсии в лес. 3. Отец с сыном вернул...сь рано утром. 4. Молочн... кафе-столовая открыл...сь вовремя, то есть в восемь часов утра. 5. На озере плавал... множество уток. 6. Прошл... пятнадцать лет после окончания института. 7. Четвёрка быков еле тащил... телегу. 8. Такси быстро мчал...сь по асфальтированному шоссе. 9. Двое парней подошл... незаметно. 10. На конференции выступил... двадцать один делегат. 11. Девушка-секретарь внимательно смотрел... на посетителя. 12. Первой выступил... профессор Петрова.

  1. Словарная работа

Запишите слова в рамках: карнавал, иллюминация. Найдите в словаре иностранных слов или этимологическом данные о прохождении этих слов.
































Задание. О ком идет речь в следующих строчках?

Коль ты старый человек,

Дядей будешь нам навек.

Коли парень ты румяный,

Братец будешь нам названый,

Коль старушка, будь нам мать,

Так и станем величать,

Коли красная девица,

Будь нам милая сестрица.

  • Вспомните, из какого произведения эти строки. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина.)

  • Найдите составные именные сказуемые.

  1. Обобщение.

  2. Домашнее задание.

Упр. 28. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Определите тип сказуемого и способ его выражения.

  1. 1. В Аткарске Пастухову удалось выбраться на станц...ю за кипятком. 2. Дорогомилов об...явил, что должен идти на службу, и просил Пастухова распол...га...ся как угодно. 3. Меркурий Авдеевич Мешков поднялся рано. Он (н...) когда (н...) был лежебокой, а последний год совсем потерял сон, начинал утро с з...рёй. 4. Все старания Дибича сесть на пароход, чтобы ехать в Хвалынск, были напрасны. 5. Дибич был принят заполдень, когда военкома просители уже измучили жалобами на (не) выдачу инвалидных пенсий, требованиями содействия и пособий.

6. К концу марша был тяжело равен батал...ый комиссар. 7. (Не) прошло недели после приезда Кирилла, как матери стало ясно, что жить с ней он (не) буд...т. Он говорил ей как раз обратное: что его желание — (не) разлуча...ся с ней, но практически ему нужна была квартира в центре, ближе к городским учреждениям. 8. Аночка уселась на армяк и стала есть, поплёв...вая семенами и с присвистом всасывая сладкий сон. 9. Как только затворилась за ним дверь, Кирилл велел вызвать к телефону вое...ого комис...ара. 10. В машине он (ни) как (не) мог отделаться от этой назойливой мысли. 11. По склону (в) низ спускался большой сад. Одни деревья (чуть) чуть распустились, на других ещё только высыпали разбухшие почки и висячие бархатные червяки свекольного цвета. Но сад уже казался кудрявым.

(По К. Федину.)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Cоставное именное сказуемое"

Автор: Бейсембаева Бибигуль Халбековна

Дата: 11.06.2019

Номер свидетельства: 514421


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства