kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока "Приставки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Объяснение нового материала в 5 классе,основываясь на знаниях начальной школы.В работе есть задания на отработку ВПР.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока "Приставки"»

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме « Приставка».

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Прогнозируемый результат: учащиеся должны:

знать основные морфемы, в том числе приставку;

уметь выделять их в слове.

Методические приёмы: наблюдения, беседа по вопросам, объяснения учителя, выполнение упражнений, морфемный разбор.

Цели:

  • уточнить понятие о приставке как значимой части слова;

  • показать роль приставок в образовании слов;

  • учить выделять приставки, определять их значения.

Задачи:

  • образовательные: знать основные морфемы, в том числе приставку,

уметь выделять их в слове;

  • развивающие: продолжать формировать навыки работы в группе;

  • воспитательные: воспитывать чувство ответственности и коллективизма, чувство любви к родному языку.

Оборудование: учебники, тетради, компьютер, мультимедиа, раздаточный материал.

Ход урока

1.Организационный момент.

1) Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста! Поверьте готовность к уроку.

Тогда начинаем урок .Кто отсутствуе

Открыли тетради, записали число, Классная работа.

2. Какие вопросы возникли у вас по домашней работе?



3. ГОТОВИМСЯ к ВПР. Работа с текстом.

Однажды охотник встретил (на) л…сной дорог… мален(?)кую д…вчушкуІ (с)з…лотистыми в…лосами. Это была доч(?)ка л…сника. Она с…бирала (в)к…рзинку еловые шишки.


Проверка-поменялись тетрадями,оцените по критериям.

3. Изучение нового материала.

Ребята, мы с вами продолжаем наше увлекательное путешествие по стране Морфемика. Кто живет в этой чудесной стране?

Морфемы.

С какими морфемами мы уже познакомились? А что мы узнали о них?

Они служат для образования новых слов. А окончание – для образования форм одного и того же слова.

Посмотрите на экран. Вы видите слова, записанные парами.

Прозвенел – отзвенел

Позвал – созвал

Выполнить – наполнить

Что общего у этих слов в парах и чем они отличаются друг от друга?

У них общий корень, форма одинаковая. Но разные приставки. И разные значения.Назовите морфемы,которыми отличаются слова.

Как же зовут морфему, с которой мы сегодня познакомимся?

Приставка.

Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока: Приставка. ( минут)

_______________________________________________________________________

Наблюдение над теоретическим материалом учебника.

Что мы знаем с вами о приставках?

Откройте учебник стр.165 ,прочитайте о приставках. Что нового узнали?

Приставка – значимая часть слова (морфема), которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Ребята, как вы понимаете определение «значимая»?

Приставка вносит в слово дополнительное значение. ( мин.)

_______________________________________________________________________

4.Закрепление темы.

1)Упр.57 стр.167

Нажал,послышалось,раздался,снова,закукарекал,замяукал,залаял,заблеял,покричу -9 слов.

2)Морфемный разбор слов: перелетают,отцветают



3)Давайте посмотрим, как приставка помогает образовать новые слова и какие значения может вносить в них.

Образуйте слова, используя приставки, объясните значение приставок

В.( Во) Вы

Раз За







Ребята, какой вывод мы можем сделать из проделанной работы?

Приставка помогает получить новое слово и вносит в него дополнительный оттенок значения. ( минут).


  • Прятки с приставками.

Какие у приставки могут быть прятки? Куда ей

прятаться? Она всегда в начале слова и на виду.

А вот и нет. В конец слова приставка попасть,

разумеется, не может. А в середину? Давайте

посмотрим.

Где приставка в слове водопровод?

Приставка оказалась в середине слова, т. к.слово

"склеилось" из двух.

Таких слов в нашем языке немало.

Найдите спрятавшиеся приставки.

  1. Громоотвод

Мясоперерабатывающий (завод


______________________________________________________________________

Задание 2. Давайте посмотрим, какие еще значения могут вносить приставки в слова. (Один человек у доски).

Выпишите слова со значением: 1) лишённый чего-то, 2)покрытый чем-нибудь сплошь, 3) пространство, находящееся позади чего-то, за чем-то.

Обозначьте приставки.

Бездомный (1), укутаться (2), заречье (3), бессрочный (1), устилать (2), задворки (3), безучастный (1), уставить (2), заоблачный (3).

3 слова не вошли


Какие приставки вы обозначили? Вам понятно, какое значение могут привносить эти приставки в слова? Многие приставки многозначны, как и суффиксы

Задание 3. Работа в парах, по рядам. (7-10 минут).

Выпишите слова:

1 ряд) с приставкой подо - ;

2 ряд) с приставкой под -;

3 ряд) с приставкой по -.

Вы должны выписать только нужные вам слова. Что вы должны сделать, чтобы их найти правильно?

Надо разобрать слово по составу.

Слова: подогревать, подосиновик, подоходный, подобреть, подобрать, пододвинуть, подоконник, подолгу, подождать, подорожник, подопытный


1) подогревать, подобрать, пододвинуть, подождать; 2)подосиновик, подоконник, подопытный; 3) подоходный, подобреть, подолгу, подорожник;

Лингвистическая кладовая. Кудрина П

В русском языке существует довольно редкая старинная приставка па-, которая является ударной, так что пишем в ней букву а в противовес общеизвестной приставке по- (по-бегать, по-шалить, по-мерять).

Примеры слов с приставкой па-:

пагуба, пагубный, пагубность, паводок, паводковый, пасынок, падчерица, падчерицын.

Редкая приставка су- сохранилась до наших дней в словах:

сумрак, сумрачный, сумрачность, суглинок, супесь, супесчаный.

В словах "сугроб", "супруг" произошло сращение когда-то существовавшей приставки с корнем, и теперь все слово является корнем.

Приставку пра- можно выделить как самостоятельную словообразовательную морфему в словах:

правнук, правнучка, прадедушка, прабабушка, прародители, праотечество,



ПАГУБНЫЙ - Очень вредный, губительный. Пагубные последствия землетрясения. Пагубная привычка.

ПАВОДОК - сравнительно кратковременное и непериодическое поднятие уровня воды в реке, возникающее в результате быстрого таяния снега при оттепели, ледников, обильных дождей, …

СУГЛИНОК , Почва, содержащая глину и песок, с преобладанием глины. 





Повторение опред-я приставки


Задание 4. (5 минут)

Игра «Составь слово». Учащиеся должны составить слово, взяв из других слов указанные морфемы. Затем проверяют друг у друга работу.

Обговорить - приставка

Думать - корень

Читать - суффикс Обдумать

Петь - окончание



Подрасти - приставка

Разворот - приставка

Дело - корень Подразделение

Крушение - суффикс

Поле - окончание

Являются ли слова ДЕЛО и ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ однокоренными? Почему? Как называются такие корни?

5. Рефлексия. (3 минуты).


Ребята, с какой морфемой мы познакомились сегодня?

Что мы узнали о ней?

Как найти приставку в слове?

Что у вас сегодня не вызывало сомнения?

Где были затруднения


Поставьте себе в тетради отметку за работу на уроке.

6. Дифференцированное домашнее задание.

1. 1. упр.58 стр.167

2. Составить текст по теме «Осень» (7-8 предложений ,использовать слова с приставками)

Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов “Верите ли вы, что….”. Если вы верите, то во второй строчке ставьте знак “+”, если нет, то “-”. Третья строчка остается пустой.

Вопросы:

1. Верите ли вы, что слов без приставок не бывает?

2. Верите ли вы, что приставка – значимая часть слова, т.е. имеет значение?

3. Верите ли вы, что с помощью приставки образуются новые слова?

4. Верите ли вы, что приставка может стоять перед любой морфемой?

5. Верите ли вы, что приставка может изменить лексическое значение слова?

6. Верите ли вы, что в слове может быть три приставки?

7. Верите ли вы, что приставка может употребляться только с определенной частью речи? (Например, приставка за – употребляется только с глаголами, а с другой частью речи уже нет)

Всем спасибо за урок! 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема урока "Приставки"

Автор: Макарова Татьяна Витальевна

Дата: 05.04.2020

Номер свидетельства: 545458

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Тема урока: Приставка"
    ["seo_title"] => string(19) "tiemaurokapristavka"
    ["file_id"] => string(6) "289712"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454853693"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока русского языка по теме " Приставка" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pristavka"
    ["file_id"] => string(6) "195439"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427905777"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Приставка. Урок русского языка в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(43) "pristavka-urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "204712"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429713048"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока на  по русскому языку на тему:"Приставка""
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-na-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-pristavka"
    ["file_id"] => string(6) "305782"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457980303"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока на тему: "Закрепление. Решение задач""
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zakrieplieniie-rieshieniie-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "305786"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457980778"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства