1) Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста! Поверьте готовность к уроку.
Тогда начинаем урок .Кто отсутствуе
Открыли тетради, записали число, Классная работа.
2. Какие вопросы возникли у вас по домашней работе?
3. ГОТОВИМСЯ к ВПР. Работа с текстом.
Однажды охотник встретил (на) л…сной дорог… мален(?)кую д…вчушкуІ (с)з…лотистыми в…лосами. Это была доч(?)ка л…сника. Она с…бирала (в)к…рзинку еловые шишки.
Проверка-поменялись тетрадями,оцените по критериям.
3. Изучение нового материала.
Ребята, мы с вами продолжаем наше увлекательное путешествие по стране Морфемика. Кто живет в этой чудесной стране?
Морфемы.
С какими морфемами мы уже познакомились? А что мы узнали о них?
Они служат для образования новых слов. А окончание – для образования форм одного и того же слова.
Посмотрите на экран. Вы видите слова, записанные парами.
Прозвенел – отзвенел
Позвал – созвал
Выполнить – наполнить
Что общего у этих слов в парах и чем они отличаются друг от друга?
У них общий корень, форма одинаковая. Но разные приставки. И разные значения.Назовите морфемы,которыми отличаются слова.
Как же зовут морфему, с которой мы сегодня познакомимся?
Приставка.
Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока: Приставка. ( минут)
В русском языке существует довольно редкая старинная приставка па-, которая является ударной, так что пишем в ней букву а в противовес общеизвестной приставке по- (по-бегать, по-шалить, по-мерять).
ПАГУБНЫЙ - Очень вредный, губительный. Пагубные последствия землетрясения. Пагубная привычка.
ПАВОДОК - сравнительно кратковременное и непериодическое поднятие уровня воды в реке, возникающее в результате быстрого таяния снега при оттепели, ледников, обильных дождей, …
СУГЛИНОК , Почва, содержащая глину и песок, с преобладанием глины.
Повторение опред-я приставки
Задание 4. (5 минут)
Игра «Составь слово». Учащиеся должны составить слово, взяв из других слов указанные морфемы. Затем проверяют друг у друга работу.
Обговорить - приставка
Думать - корень
Читать - суффикс Обдумать
Петь - окончание
Подрасти - приставка
Разворот - приставка
Дело - корень Подразделение
Крушение - суффикс
Поле - окончание
Являются ли слова ДЕЛО и ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ однокоренными? Почему? Как называются такие корни?
5. Рефлексия.(3 минуты).
Ребята, с какой морфемой мы познакомились сегодня?
Что мы узнали о ней?
Как найти приставку в слове?
Что у вас сегодня не вызывало сомнения?
Где были затруднения
Поставьте себе в тетради отметку за работу на уроке.
6.Дифференцированное домашнее задание.
1. 1. упр.58 стр.167
2. Составить текст по теме «Осень» (7-8 предложений ,использовать слова с приставками)
Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов “Верите ли вы, что….”. Если вы верите, то во второй строчке ставьте знак “+”, если нет, то “-”. Третья строчка остается пустой.
Вопросы:
1. Верите ли вы, что слов без приставок не бывает?
2. Верите ли вы, что приставка – значимая часть слова, т.е. имеет значение?
3. Верите ли вы, что с помощью приставки образуются новые слова?
4. Верите ли вы, что приставка может стоять перед любой морфемой?
5. Верите ли вы, что приставка может изменить лексическое значение слова?
6. Верите ли вы, что в слове может быть три приставки?
7. Верите ли вы, что приставка может употребляться только с определенной частью речи? (Например, приставка за – употребляется только с глаголами, а с другой частью речи уже нет)