Формировать умение находить определения в предложениях и верно графически обозначать их.
Развивать навыки использования определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания; отработка орфографических навыков (безударная гласная в корне, проверяемая ударением)
Воспитывать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.
зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других
определение понятия «определение», способ выражения определения, графическое обозначение определения как члена предложения, роль определения в усилении выразительности художественного описания;
находить определения в предложениях; верно обозначать определения как член предложения, распространять предложения определениями,
использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время | Формируемые УУД |
1.Организацион ный момент | 1. Приветствие учащихся | Приветствие друг друга Принцип психологической комфортности | 1 мин | УУД: личностные: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха); коммуникативные умение работать в коллективе |
2.Мотивация к учебной деятельности | 1. Работа со словами, «конструирование» предложения (использование презентации слайд 1) Россыпь слов: большой, удача, успех, с, малый, начинается - Почему именно с этой фразы мне хочется начать урок? -Чем будут для нас эти слова? «Не говори – не умею, а говори – научусь!»- Вы все прекрасно знаете, какую роль играет знание русского языка для каждого человека. Только изучая его с желанием, можно научиться правильно, грамотно говорить и писать. Итак, сегодня мы собрались здесь для того, чтобы показать наши знания и получить новые. 3-й слайд: Мудрая сова I. Проверка домашнего задания. На доске - Дайте синтаксическую характеристику предложений. Придумайте предложения по схемам. - Что вы знаете о дополнении? Фронтальный опрос по вопросам таблицы | ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ДОПОЛНЕНИЕ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ОБСТОЯТЕЛЬСТВО | 1. От какого слова зависит? | От глагола | | | 2. Что обозначает? | Предмет, с которым связано действие или признак | | | 3. На какие вопросы отвечает? | На вопросы косвенных падежей | | | 4. Какой частью речи выражен? | Чаще существительным или местоимением | | | | Учащиеся составляют из слов предложение, выделяют грамматическую основу С малой удачи начинается большой успех (СЛАЙД 2) Учащиеся дают характеристику предложения Показывают знания предыдущей темы | 2мин 3мин | -личностные: мотивация к учебной деятельности, - регулятивные: планирование своих действий в диалоге с учителем -познавательные (осознают познавательную задачу) коммуникативные: слушают ответы друг друга, отвечают, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения |
3.Актуализация знаний | Работа по теме урока (изучение нового, работа по развитию речи). На доске (слайд) I вариант. | | II вариант. | Мы идем в лес. | | На опушке стоит избушка. | Встает солнце. | | Здесь живет охотник. | Кружатся листья. | | Он покажет лес. | - Прочитайте сочинение ученика. -Оно вам понравилось? -Чего не хватает? -Как сделать это сочинение красивым? Этому мы сегодня научимся. Показ презентации (Приложение) (см. Приложение. Слайд 1) - Кого считают мастерами письменной и устной речи? (писателей и поэтов) (см. Приложение. Слайд 2) – Поучимся у мастеров художественного слова украшать свою речь. (см. Приложение. Слайд 3) Звучит “Лунная соната” Л.В.Бетховена. (Звуковой файл) На фоне зимнего пейзажа портрет С.Есенина. Коротко вспоминаем этого поэта, о чем он писал. Подготовленный обучающийся выразительно читает стихотворение С.Есенина “Белая береза”. - Как описывает С.Есенин зимнюю березу? (см. Приложение. Слайд 4) - Какие предложения он использует? Найдем их основу. (графическое оформление основ предложений) (см. Приложение. Слайд 5) - Вот основы предложений. Они передают основной смысл предложений? А передают ли они красоту природы, чувства? (см. Приложение. Слайд 6) - Какие же слова помогают поэту передать красоту зимнего пейзажа? - На какие вопросы они отвечают? (графическое оформление вопросов) - Как называются эти второстепенные члены? (графическое оформление определений как членов предложений) Признак предмета или явления Обозначает определение. Чей и Какой – ответы просты, Лишь не хватает волнистой черты. (см. Приложение. Слайд 7) - Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определения обычно выражаются прилагательным. Филин: работает, учится, думает! | ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ДОПОЛНЕНИЕ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ОБСТОЯТЕЛЬСТВО | 1. От какого слова зависит? | От глагола | От существительного | | 2. Что обозначает? | Предмет, с которым связано действие или признак | Признак предмета | | 3. На какие вопросы отвечает? | На вопросы косвенных падежей | Какой? Чей? | | 4. Какой частью речи выражен? | Чаще существительным или местоимением | Прилагательным | | (см. Приложение. Слайд 8) | Рассуждения и ответы учащихся Работа с учебником – чтение определения Заполнение таблицы, сравнение с учебником | 10 мин | - личностные: оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; - регулятивные: самостоятельное фор мулирование цели и задач, планирование, прогнозирование; - познавательные: осуществляют для решения учебной за дачи операции анализа, синтеза; - коммуникативные: слушают, отвечают, анализируют ответы товарищей |
4. Физкультминутка | Мы словно деревья в чаще лесной, Ветвями качаем под ветром зимой. Весною мы выше и выше растем, И тянемся к солнышку ночью и днем. А осенью листья стряхнем постепенно. И кружит, и кружит их ветер осенний. | | 2 мин | - личностные: осознание необходимости продолжать урок; - коммуникативные: выполнение упражнений вместе, |
5.Целеполагание и мотивирование 6. Применение нового знания в стандартной ситуации | - Давайте потренируемся украшать свою речь. Подберите определения, которые называют признаки изображенных предметов. (см. Приложение. Слайд 9-13) (см. Приложение. Слайд 14) - Теперь попробуем украсит определениями предложения: Осень. Падают листья. Пошел дождь. (см. Приложение. Слайд 15) - Определения помогут сделать вашу речь образной, выразительной, поэтичной, музыкальной. Творческая работа. Мини-сочинение (по вариантам). - Теперь вы смело можете исправить сочинение ученика, превратите его в красивый, выразительный рассказ. (см. начало урока) Вывод о важности использования в речи определения | На экране появляются изображения животных, растений, обучающиеся устно подбирают к ним красивые определения. Дети составляют предложения, записывают их в тетради, подчеркивают главные члены предложения и определения; отмечают слова, к которым относятся определения. Самостоятельная работа: составление рассказа – описания по картине Пишут творческую работу, затем читают её в классе, оценивая и рецен зируют работы одноклассников. Определения помогают выстроить наиболее точное высказывание, иногда в тексте без них невозможно обойтись | 5 мин 1 мин | - личностные: положительное отношение к обучению: - регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; познавательные: выполняют учебно –познава тельные действия, осуществляют для решения учебной задачи операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно – следственные связи; - коммуникативные: формулируют свои собствен ные мысли, понимают точку зрения другого. - личностные: осознание необходимости продолжать урок; - регулятивные: самостоятельное решение поставленной задачи; - познавательные: применение нового знания в стандартной ситуации; - коммуникативные: умение работать в |
7. Самостоятельная работа в парах | Изображение мальчика и девочки: работа в парах. 1) Самостоятельная работа с текстом стихотворения И. Бунина (текст распечатан). Стихотворение списать, вставить пропущенные буквы, в словах с безударными гласными, проверяемыми ударением, обозначить корень. Определение подчеркнуть вместе с тем словом, к которому оно относится. В глуш... л...сной, в глуш... з...леной, Всегда т...нистой и сырой В крутом овраг... под г...рой Б...ет из к...мней родник студеный. И. Бунин - А теперь послушайте музыкальный фрагмент из цикла «Времена года» П.И. Чайковского «Осенняя песнь». - Какая картина представится вашему воображению? Подумайте, к каким стихотворным строкам эта музыка могла бы стать аккомпанементом? Впечатления, навеянные осенью, великие мастера искусства передают по-разному: поэты с помощью словесного выражения, а композиторы с помощью музыкального темпа, мелодии. Но, несмотря на это, настроения и чувства в их произведениях одинаковы. | Выполняют задания предложенного материала. Словесное рисование картины по прослушанной музыке. | 8 мин | - личностные: желание проверить свои знания, самостоятельно находят нужную информацию - регулятивные : самостоятельное решение поставленной задачи; -познавательные: способность понять информацию; - коммуникативные: умение работать в парах, принимать точку зрения другого человека, обосновывать свою точку зрения |
8. Письменная работа Применение нового знания в нестандартной ситуации (вторая мини-физкультминутка) | - Ребята, а есть среди вас те, кому нравится осень? Известно, что осень была любимым временем года многих людей творческих, а особенно ее любил А.С.Пушкин, у него есть такие строки: Унылая пора! очей очарованье! (на слайд) Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. Изображение задумчивого ребёнка Всем этим строкам можно найти подтверждение в ваших сочинениях «Вид из окна» (Чайковский) | Задание. Написать мини-сочинение (небольшое сочинение-описание) «Вид из окна», используя второстепенные члены предложения. Зачитать 1-2 работы. | 8 мин | - личностные: желание проверить свои знания, самостоятельно находят нужную информацию; - регулятивные: самостоятельное решение поставленной задачи; производит необходимые действия по плану; - познавательные: использует полученную информацию в действии; - коммуникативные: учится искать свою позицию |
9. Подведение итогов | Что узнали на уроке? От какого слова зависит определение? Что обозначает определение? На какие вопросы отвечает определение? Какой частью речи выражено определение? | Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках | 2 мин | - личностные: критическая оценка своих знаний; - коммуникативные: умение слушать друг друга |
10. Рефлексия | Оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока с помощью рисунков. | Оценивание своей работы, возвращение к эпиграфу и толкование | 1 мин | коммуникативные (оценка своей работы), - личностные: приобретение мотивации к учебному процессу, - познавательные: установление взаимосвязи между объёмом приобретённых знаний и желания приобрести ещё, - коммуникативные: умение слушать друг друга, оценивать критично ответы друг друга, умение посмотреть на ситуацию с иной позиции |
11. Домашнее задание | Предлагает проверить полученные знания Упр. 186 или 187 (по выбору) | | 1 мин | личностные: учащиеся выбирают упражнение по сложности. |