Тема урока: Определение, выраженное прилагательным.
Цели урока: обобщить и закрепить знания учащихся об имени прилагательном как части речи, о его роли в предложении, умение находить главное и зависимое слово в словосочетаниях, развитие навыков самоконтроля, воспитывать у учащихся культуру поведения, добросовестное отношение к учебному труду, сопереживания успехам и неудачам товарищей. листы для самоконтроля.
Тип урока: изучение нового материала
Наглядные пособия: презентация, слайды «Астана», фильм и песня «Астана », интереактивная доска.
Ход урока:
I.Организационный момент. Сегодня на уроке мы будем работать сотрудничая, а не соревнуясь. Работа будет оцениваться следующим образом: у вас на партах лежат оценочные листы, куда вы будете вносить баллы за правилный ответ. II. Побуждение. Актуализация. Рассказ по ключевым словам.
1.Индивидуальные задания. Стратегия: «Ключевые слова»: Вопрос: Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Давайте, заполним « Словарик настроений»:
Праздничное
Торжественное
Радостное
Весёлое
Шутливое
Смешное
Светлое
Прекрасное
Бодрое
Приподнятое
Уютное
Мечтательное
Задумчивое
Таинственное
Противоречивое
Непонятное
Сонное
Ленивое
Равнодушное
2. Работа в паре и группе. Обменяйтесь информацией и обсудите, к какой части речи относятся эти слова и что вы можете рассказать о них?
Вывод: Ребята зачитывают свои работы и делают вывод о известных сведениях об имени прилагательном. Учитель сообщает тему урока и его задачи.
II. Реализация. Неслучайно прилагательные говорят о себе так:
С существительными подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить.
На доске показан текст на русском языке, в который нужно вписать прилагательные вместо вопросов (слова для справок даны ниже).
Прочитайте стихотворение « Город милый, Астана! ». Какую роль играют прилагательные?
Прилагательные придают частям речи образность, живость,яркость. Почему?
А поможет нам в этом путешествие. Куда, вы узнаете, посмотрев видеоролик.
(Просмотр видеоролика Астана. Музыкальное сопровождение «Астана»)
- Какое впечатление произвел на вас видеоролик? Напишите о Астане.
Стратегия « Чтение с пометой». Упражнение №1, стр. 175 -176.
Вопрос: Что нового узнали из текста?
Работа с интерактивной доской. Задание: Подберите признаки к существительным:
- вариант: город ( какой?), улица ( какая?)
- вариант: дом ( какой?), страна ( какая?)
Вопросы даны на интерактивной доске. Ученик подставляет правильный ответ к вопросу:
К каким словам присоединяются прилагательные?
На какие вопросы отвечают прилагательные?
Что мы называем, отвечая на эти вопросы?
Итак, дайте определение имени прилагательного.
Ребята дают определение имени прилагательного, затем читают в учебнике ( стр. 193).
Работа у доски: Задание: Синтаксический разбор предложений ( упр №4, стр. 194.)
Архитектура Астаны выполняется в евроазиатском стиле.
Вывод: синтаксисическая роль прилагательных в предложении.
Вывод: учащиеся делают вывод, что при изменении главного слова изменяется зависимое, т. е. род, число, падеж прилагательного зависит от рода, числа, падежа существительного.
Прием « Шторка». Сопоставление русской и казахской грамматики.
Задание: Переведите на русский язык :
?ызыл г?л. ?ызыл г?лдер. ?ызыл раушанг?л.
К?к( жасыл) ш?п. Жасыл ?ара?ай. Жасыл терек.
Вывод: учащиеся делают вывод, что в родном языке прилагательные не изменяются.
Самостоятельная работа. Задание: запишите словосочетания в единственном числе, выделите окончания. Найдите главное слово, поставьте от него вопрос к зависимому слову.
1 –вариант: географические карты, главные города, новые столицы, огромные стройки, многоэтажные дома.
2- вариант: высокие краны, красивые здания, старые дома, широкие дороги, огромные города .
Учитель. Творческое задание:
1 группа — составить коллаж «Путешествие по Астане», используя текст из учебника и картинки с достопримечательностями столицы.
2 группа —.составить рекламу, банер «Почему нужно посетить Астану?» (можно четыре строчки стихотворения, можно высказывания об Астане, написать рекламный щит) .
Рефлексия: Узнал
- Сегодня на уроке я узнал…
Итог урока. Выставление оценок ( оценочные листы) .
Домашнее задание: Составить словесный портрет своего лучшего друга, используя слова для справок, которые даны на карточке. Слова для справок: высокий, низкий, красивый, большой, маленький, кареглазый, хороший, веселый, настоящий, отзывчивый, самый, гостеприимный.
Оценочный лист:
Дата
Рассказ по ключевым словам.
Выполнение заданий:
Творческая работа
Итоговая оценка
Орфографическая минутка
1.
2.
3.