Просмотр содержимого документа
«Тема: "Сказуемое"»
Урок 36. Сказуемое
Знать: способы выражения сказуемого.
Уметь: находить грамматическую основу предложения, где сказуемое выражено глаголом, существительным, полным или кратким прилагательным.
I. Проверка домашнего задания.
По мере проверки выполнения упражнения заполняется левая часть таблицы, затем пятиклассники заполняют своими примерамиправую часть.
Таблица7
Способы выражения подлежащего
Часть речи
Примеры
1. Имя существительное
2. Местоимение
— Вспомните, чем еще может быть выражено в предложении подлежащее. (Сочетанием слов.)
— Приведите примеры.
II. Устная синтаксическая пятиминутка.
Учитель читает предложения, учащиеся называют их основы.
1. Старый мостик смыли потоки дождя. 2. Сказки Пушкина читают все.3. Город украшает бульвар. 4. Игрушечный танк мне подарил брат.
III. Упр. 159, 161.
Проводится анализ предложений: выделяется основа, над сказуемыми подписывается, чем они выражены. Обращается внимание на то, что если в роли сказуемого выступает прилагательное, то оно стоит после подлежащего.
IV. Закрепление материала.
1. Чтение материала на с. 64. Делается вывод о способах выражения сказуемого и составляется таблица.
— Сколько способов выражения сказуемого вам известно? (Три.) (Лист тетради делится на три части.)
— Какой частью речи чаще всего выражается сказуемое? (Глаголом.
— О каком способе выражения сказуемого вы узнали сегодня?
2. Запись на доске и в тетрадях.
Таблица8
Способы выражения сказуемого
Глагол
Имя существительное
Имя прилагательное
Учитель читает предложения, учащиеся записывают их основы в соответствии со способом выражения сказуемого.
1. Гроза постепенно удалялась. 2. Этот край очень скромен. (К. Паустовский.) 3. Птицы — наши друзья. 4. Первые листики зеленые.
3. Запись предложений под диктовку.
Подчеркните основы, укажите, чем выражены главные члены предложения, графически объясните написание безударных гласных в корнях слов.
Мы приближались к лугам. Тайга редела. Леса сплошь хвойные. В одном месте на просеку выдался бугорочек с черничником. Вкусна черника!
(По В. Астафьеву.)
Домашнее задание: § 32; упр. 163; составить связный рассказ о способах выражения сказуемого: подготовить карточку для наборного полотна.