Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку для 5 класса по теме "Сказуемое"»
Конспект урока по русскому языку для 5 класса по теме: "Сказуемое"
- Добрый день. Сегодня мы с вами проведем необычный урок. Я предлагаю вам сейчас сделать из этих листочков что- нибудь интересненькое…буквально 1-2 минутки.
Раздать учащимся цветные листочки и предложить сделать что – нибудь (все, что им хочется).
- Ребята, а что вы сейчас делали? Каковы ваши действия? Что у вас получилось? Вы совершали действия. А действия выражаются чаще всего сказуемым. Значит мы сегодня с вами будем говорить о сказуемом и нашей целью будет научиться находить его в предложении. (обратить внимание на карты урока)
2. С начальной школы вы знаете, что подлежащее и сказуемое – главный член предложения. Как вы думаете? Что главнее, подлежащее или сказуемое в предложении? (послушайте детей).
- Послушайте сказку.
Встретились в предложении Подлежащее и Сказуемое. Подлежащее говорит сказуемому: - Я главнее тебя. Ведь именно я называю то, о чем говорится в предложении. Недаром мое второе имя - Субъект. -Нет, - сказало Сказуемое, - ты неправильно говоришь. Ведь без тебя может быть предложение, а без меня нет. …
-А чтобы нам с этим разобраться, давайте отгадаем загадки.
а) Дышит, растет, а ходить не может. (Растение)
б) Накормишь – живет, напоишь – умрет. (Огонь).
в) Из избы иду – пляшут, в избу идут – плачут (Вёдра)
г) И сияет, и блестит, никому оно не льстит, а любому правду скажет, все как есть ему покажет. (Зеркало)
е) Ползет, ползет, иголки везет (Ёж)
ж) Возле печки греется, без водички моется (Кошка)
-В какой части загадки находится подлежащее? (в отгадке)
-Какова его роль? (Оно только называет предмет речи)
-Что дает главную информацию о предмете речи, как он действует? (сказуемое)
- А теперь давайте дочитаем нашу сказку…
Тогда Подлежащее огорчилось: -А я-то думало, что я главное. -Не расстраивайся, - успокоило его Сказуемое. - Ведь когда ты есть в предложении, именно ты указываешь, в какой форме стоять мне. Мы оба главные. Ведь недаром нас называют основой предложения.
- На предыдущих уроках вы говорили о подлежащем. И знаете, что подлежащее – это главный член предложения. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? обозначает предмет и обычно выражается именем существительным или местоимением.
Итак, мы называем предметы и явления. Цветы. Бабочки. Мальчик.
Но в речи мы не можем обходиться только названиями этих предметов и явлений. Мы должны что-нибудь сказать о них.
Что мы можем сказать об этих явлениях?
Цветы цветут. Бабочки порхают. Мальчик улыбается.
Итак, основу предложения составляет не только то, о чём говорится в предложении. Но ещё и то, что мы можем сказать об этом предмете или явлении.
То, о чём говорится в предложении – это подлежащее. Мы это уже знаем. А вот то, что мы можем сказать о подлежащем – это и есть сказуемое.
- Ребята, а что такое сказуемое? (Сказуемое – главный член предложения. У этой части грамматической основы – говорящее название. Ведь сказуемое обозначает то, что мы можем сказать о предмете.В предложении сказуемое подчёркивается двумя сплошными линиями. )
А теперь давайте немного поразмышляем: что такого мы можем сказать о предмете.
Вот мы видим предмет – принтер. И первый вопрос, который нам приходит в голову… А для чего этот предмет? То есть – что он делает?
Принтер – что делает? – печатает.
В этом предложении сказуемое – печатает. Сказуемое отвечает на вопрос что делает предмет? И как вы думаете, чем выражено наше сказуемое? Ну конечно, глаголом. Ведь именно глагол отвечает на вопрос что делает? И на похожие вопросы.
Но, предположим, что у нас есть предмет, который ничего особенно не делает. Например, изумруд. Что о нем можно рассказать? Можно задать вопрос – какой он?Изумруд зелёный. Здесь сказуемое – зелёный. Оно отвечает на вопрос какой? И выражено прилагательным, ведь именно прилагательное отвечает на этот вопрос.
Ну, а какой ещё вопрос можно задать о любом предмете? Самый простой – что это такое? То есть, чем является предмет.
Мороженое – лакомство. Сказуемое здесь – лакомство. Отвечает на вопрос что это такое? И выражается именем существительным.
Теперь мы можем дополнить наше определение.
Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? какой (или каков) этот предмет? что такое предмет?
А чтобы закрепить изученную тему, совершим небольшое путешествие. Отправимся в зоосад и будем задавать три самых главных вопроса.
Сначала посмотрим на утконоса.
Посмотрите на вопросы и на сказуемое в трёх предложениях. В первом предложении сказуемое выражено существительным, во втором – кратким прилагательным, в третьем – глаголом.
Продолжим наше путешествие и теперь познакомимся со страусом.
Чем выражено сказуемое в этих предложениях? В первом предложении – существительным, во втором – кратким прилагательным, в третьем – глаголом.
Итак, что мы должны запомнить сегодня на уроке?
Сказуемое – это главный член предложения. Сказуемое обозначает то, что мы можем сказать о предмете или явлении, то есть, о подлежащем.
Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? какой (или каков) этот предмет? что такое предмет?
Сказуемое чаще всего выражается глаголами, но может также выражаться прилагательными или существительными. Подчеркивает двумя чертами.
- Откройте, пожалуйста, учебники и прочитайте правило.
ФИЗМИНУТКА: Мысленно перенесемся в осенний лес (встали, закрыли глаза). Мы идем по осеннему лесу. Тихо падают листья. Подставьте свои ладошки, поймайте падающий листочек. Сделайте глубокий вдох и медленно сдуйте его с руки. Идем дальше (откройте глаза). Посмотрите: на ветке березы сидит синица. Посмотрите в другую сторону: под елкой затаился заяц. Не торопясь, мы выходим из леса. Потянитесь, вдохните, почувствуйте, каким легким стало ваше тело.
- Продолжим работу. Присаживайтесь.
- А теперь давайте выполним упр. 164 из учебника. (ученик комментирует)
- А теперь давайте поработаем в парах. У вас на столах есть карточки, на которых написаны предложения. Сравните предложения и сделайте вывод, какой частью речи может быть выражено сказуемое, на какие вопросы оно отвечает?
1. Гроза постепенно удалялась.
2. Этот край очень скромен.
3. Птицы – наши друзья.
4. Первые листики зеленые.
- А теперь давайте проверим вместе, что у вас получилось. (по очереди читают ответы)
- Ребятки, давайте проведем небольшое тестирование «Верно – неверно».
1. Сказуемое обозначает о ком или о чем говорится в предложении.
2. Сказуемое отвечает на вопрос: кто он такой? Что это такое?
3. Краткое прилагательное всегда сказуемое.
4. Подлежащее обозначает, что говорится о предмете.
5. В предложении Ёж колючий слово «колючий» является сказуемым.
Ключ: - + + - +
- Ребята, а давайте теперь составим кластер.
Я на доске нарисовала солнышко. В центре мы напишем СКАЗУЕМОЕ, а на лучах напишем все, что мы с вами знаем о сказуемом. (обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делает? Какой предмет? Что такое предмет? Может быть выражено глаголом, кратким прилагательным, существительным, подчеркивается двумя чертами). От каждой пары выходит один представитель и подписывает лучики.
- Большое спасибо вам за урок. Мне очень понравилось с вами работать. Я искренне желаю вам успехов.