Урок 6
Тема: Орфограмма. § 6
ЦЕЛЬ: Усвоение понятия орфограммы и опознавательных признаков орфограмм.
Формирования навыка нахождения орфограмм-гласных и орфограмм-согласных в разных
морфемах.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания (упр. 22; теоретические сведения об однокоренных
словах; определения приставки, корня, суффикса и окончания). Одновременно три ученика
работают у доски с индивидуальными заданиями.
К а р т о ч к а 1. Среди предложенных слов полевой, поход, помнить, покой найдите слово
с приставкой по-, запиши те его на доске, приставку обозначьте графически. Свой выбор обоснуйте.
12
К а р т о ч к а 2. От существительных город, осина, осень, туман, орех образуйте
прилагательные с суффиксами -о-, -ск-, -н-. Разберите их по составу, подчеркните слова, в которых
рядом оказалось -нн.
К а р т о ч к а 3. Прочитайте слова: дума ет, лесн ик, большог о, смотр ит, окн о. Запиши
на доске те из них, в которых окончание выделено неверно. Обозначь окончания правильно. В чем
особенность окончания слова лесник?
2. Работа по теме урока.
У записанного на доске слова дом поочередно заменяем каждую букву на другую.
Полученные слова записываются в тетрадь (том, дым, док). Что происходит со словом после
подобной замены? (В ы в о д: замена любой буквы исконного корневого слова меняет значение.
Ошибиться в написании этого слова невозможно).
Запись слова — дома (множественное число от слова дом). Как произносится в нем
безударная гласная о?
В ы в о д у ч и т е л я: если есть выбор букв, значит, мы имеем дело с орфограммой.
Чтение правила об орфограммах на стр. 12 учебника.
3. Проверка первичного понимания. Выполнение упр. 23, нахождение и графическое
выделение орфограмм по опознавательным признакам.
Работа с текстом (записан на доске или спроецирован на экран).
Это было ранней весной. Лес еще не успел одеться. Мы шли в лесу по нашей тропинке.
Вдруг послышались тихие и очень приятные звуки. Это, сидя на ветках деревьев, птички пели и
щебетали.
Прочитать, найти в нем слова с орфограммой-гласной в корне слова. Запись этих слов в
тетрадь, графическое обозначение в них орфограммы.
Чтение лингвистического текста на стр. 12, 13, знакомство с опознавательными признаками
орфограмм. Нахождение опознавательных признаков орфограммы «безударная гласная в корне» в
тексте предыдущего упражнения.
4. Тренировочные упражнения.
Упр. 25 (по вариантам: 1-й вариант выписывает слова с опознавательными признаками
«гласная без ударения», 2-й вариант — с опознавательными знаками «гласные после шипящих и
ц»).
Упр. 26 (выборочно-распределительное списывание). Записать слова с орфограммой-
согласной в два столбика: слова с опознавательным признаком «стечение согласных» и с
опознавательным признаком «конец слова» (по три примера).
5. Самостоятельная проверочная работа.
Упр. 24 — списать текст, вставить пропущенные буквы, обозначить морфемы в словах с
орфограммами
6. Задание на дом.
Запомнить определение орфограммы и опознавательных признаков орфограмм. Упр. 27.