Цели: закрепить понятия “орфограмма”, “морфема”; показать опознавательные признаки орфограмм; закрепить навыки обнаружения орфограмм, навыки фонетического разбора и разбора слов по составу; формировать интерес к исследовательской деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: «Орфограмма».»
Тема: «Буквы и, у, а после шипящих»
Цели: закрепить навыки правописания слов с орфограммами — гласными и согласными в корнях слов; повторить правописание и, у, а после шипящих; формировать мотивацию к обучению и самообучению.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять орфограммы в корнях слов; применять правила, использовать алгоритм проверки орфограммы; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Упр. 49 — подготовленный диктант.
2. Задания из рабочей тетради.
III. Работа по теме урока
1. Беседа.
— Сегодня мы вспомним правило, известное вам с 1 класса. Какие гласные пишутся в сочетаниях жи — ши? какие — в сочетаниях ча — ща? какие — в сочетаниях чу — щу?
— Как вы думаете, почему после шипящих ж, ч, ш, щ пишутся гласные и, у, а, а не ы, ю, я? (Примерный ответ. Буквы ю, я после согласных обозначают мягкость этих согласных. Но ч, щ и так всегда мягкие, поэтому дополнительного обозначения мягкости не требуется. Ж и ш были мягкими в далеком прошлом, написание жи — ши сохраняется по традиции.)
— Придумайте и запишите слова, в которых есть такие сочетания букв. (Можно вспомнить или составить предложения с подобными словами: Волки в чаще рыщут, пищу ищут.)
2. Словарная работа.
Вспомним слова-исключения: брошюра, жюри, парашют. Заглянем в словарь иностранных слов, уточним значение этих слов. Отметим, что все три слова пришли в русский язык из французского. Потренируемся в правильном произношении этих слов (см. рамку на с. 27): слово жюри, так же как французские имена Жюль, Жюльен, произносится со смягченным [ж’]. Запишите эти слова в тетрадь-словарик, составьте с ними предложения.
3. Работа с учебником.
1) Упр. 50 — выполнение задания (на доске и в тетрадях).
Изданного предложения выпишите слово (слова), в котором (в которых) все согласные звуки мягкие.
Нельзя читать чужие письма.
(Ответ: нельзя.)
IV. Занимательная лингвистика
Из истории слов
Бить баклуши. Кое-кто, наверное, слышал это выражение от взрослых: “Хватит бить баклуши, садись делать уроки”. Понятно, что бить баклуши - означает “бездельничать, заниматься пустяками”. Откуда же пошло такое выражение?
Баклуша — осиновая чурка с выбитой сердцевиной, из которой делали ложки, солонки и другие мелкие изделия. Бить баклуши доверяли подмастерьям, это была легкая, неквалифицированная работа.
— Придумайте и запишите предложение с этим фразеологизмом, подчеркните орфограмму, которую мы повторили.
V. Подведение итогов
— Что надо знать о буквах и звуках, чтобы правильно писать сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу?