Цель – сформировать у учащихся умения выделять окончания различных частей речи и основу.
Тип урока - урок усвоения новых знаний.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные – осознают способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий, различают нулевое окончание; определяют окончание с выделением его основных признаков, основу; графически обозначают окончание и основу; объясняют грамматическое значение окончаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: «Окончание и основа слова»»
Конспект урока усвоения новых знаний
по русскому языку в 5 классе
по теме: «Окончание и основа слова»
в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Тема: «Окончание и основа слова»
Цель – сформировать у учащихся умения выделять окончания различных частей речи и основу.
Тип урока - урок усвоения новых знаний.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные – осознают способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий, различают нулевое окончание; определяют окончание с выделением его основных признаков, основу; графически обозначают окончание и основу; объясняют грамматическое значение окончаний.
Метапредметные – осознают цель учебной деятельности и могут ее пояснить; умеют самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели; способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.
Личностные – сознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы / формы обучения – наблюдение над языком, эвристический метод / индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование – карточки самоконтроля.
Основные понятия – основа слова, окончание.
1. Формирование положительной мотивации к учебной деятельности
Организационный момент. Приветствие учителя.
Учитель
Прозвенел у нас звонок,
Все настроились на урок!
Ну-ка, улыбнитесь!
Здравствуйте, садитесь.
Откройте тетради, запишите число. Сегодня второе февраля.
Обучающие компоненты
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
Эмоциональная подготовка
обучающихся
к усвоению учебного материала
Участвуют в диалоге
Личностные:
положительно относятся
к познавательной деятельности, совершенствуют имеющиеся знания
2. Повторение учебного материала предыдущего урока. Актуализация знаний. активизировать имеющиеся знания о составе слова и однокоренных словах; установить тематические рамки урока; изучение нового о частях слова; активизировать мыслительные операции; мотивировать учащихся к выполнению пробного действия; организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в обосновании полученного результата.
Дорогие ребята, мы продолжаем наше путешествие по удивительной стране под названием «Морфемика. Проверим наши знания. Итак, отправляемся в путь. Ответим на мои вопросы:
1.Что такое морфема? ( наименьшая значимая часть слова, которая имеет лексическое и грамматическое значение слова)
2.Что такое лексическое значение слова?
3.Что такое грамматическое значение слова?
4.Какие морфемы вы знаете?
5.Почему морфема значимая часть слова? ( С помощью морфемы образуем новые слова)
6.Как называются слова, имеющие один корень, но отличающиеся тем, что у них разная основа слова?
Молодцы, страна морфем с радостью открывает двери перед вами.
Обучающие компоненты
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
Воспроизведение
ранее изученного,
его применение
в новой ситуации;
эвристическая беседа
с элементами игры
отвечают на вопросы.
Познавательные:
устанавливают причинно-следственные связи,
осуществляют для решения учебной задачи
операции сравнения,
анализа, синтеза
Коммуникативные:
Формулируют собственные мысли, высказывают
и доказывают
свою точку зрения
3. Изучение темы. Целеполагание.
Откроем учебник на странице 154. Найдем наблюдение в параграфе 72 под звездочкой. Работаем в парах. Даем ответ на вопрос, какие части речи зашифрованы в морфеме ?Что это за морфема?
А как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Сформулируйте тему урока. ( дети отвечают).
-Чему вы должны сегодня научиться? ( Выделять окончания, определять основу слова, указывать грамматическое значение окончания)
Что вы можете сказать про окончание? – Как вы думаете, почему окончание получило такое название? Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова?
На доске:
Ночь, ударять, сильный, мороз.
Пушистый, снежинка, кругом, падать, на земля.
Понятен ли смысл каждой строчки? Что надо сделать, чтобы из этих слов получились предложения? ( Надо изменить окончание: измениеть падеж, число, род сущ., прилаг, число, лицо. род, глагола)
А что еще нужно сделать, чтобы получилось предложение? ( Добавить предлог)
Составление предложения со словами 1 строчки( устно)
Работаем в парах, составляем предложения письменно со словами второй строчки, выделяем окончания.), - Что такое окончание?
( Изменяемая значимая часть слова).
На доске записано « на земля», а у вас в тетрадях? (На землю)
Слова «на земля» и « на землю» - однокоренные или это форма слова?
( форма слова)
- Что образует окончание? Форму слова или однокоренные слова? ( форму слова)
- Как графически вы выделяли окончания? (Квадрат)
-Что вызвало затруднение?
- В каком слове нельзя выделить окончание7 Почему? ( В наречии «кругом» так как наречия не изменяются .
-Мы выделили окончание в изменяемых словах пушистые, снежинки, падали, на землю. Они имеют окончания, а как сказать о неизменяемых словах – наречиях, междометиях, несклоняемых существительных? (Оканчиваются на …) Чтение уч. с 155 (наблюдение внизу)
Так для чего служит окончание? (Окончание служит для связи слов и выражает значение рода, числа, падежа, лица. В слове есть изменяемая часть – окончание, оставшаяся часть – неизменяемая. Это основа слова.)
- Как выделяется основа слова?
- Что заключено в основе слова (Его лексическое значение)
- Если у слова «кругом» нет окончания, то как мы выделим основу слова в этом слове?( Основой будет все слово)
- В каком слове основа равна корню? (земле)
- Каки е морфемы , кромк корня могут быть в основе слова7 (Приставка, суффикс)
Выделите основу слова в слове «сегодня» ( При наличии времени)
Физкультминутка.
Руки тянем в потолок,
Будто к солнышку цветок (потягивание, руки вверх)
Мы попрыгаем немного (прыжки на месте)
И пройдемся по дороге (ходьба на месте)
За столы садимся дружно-
Нам теперь учиться нужно (дети садятся за парты).
Первичное закрепление материала. Цель: создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение изученного способа действий.
- Определите грамматическое значение окончаний у слов
пушистые,
падают,
снежинки
К доске выходят 3 ученика ( индивидуальная) работа
Обучающие компоненты
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
Раскрытие сущности
новых понятий,
эвристическая беседа
Формулируют цель учебной деятельности
в диалоге с учителем,
тему урока;
в сотрудничестве
с одноклассниками
слушают
и обсуждают ответы
Личностные:
Осознают свои
возможности в учении
Познавательные:
устанавливают причинно-следственные связи,
делают выводы, выбирают необходимую информацию
из прослушанного
объяснения и высказывания одноклассников,
систематизируют
собственные знания
Регулятивные:
Планируют совместно
с учителем
и одноклассниками необходимые действия
Коммуникативные:Строят небольшие монологические
высказывания
5. Самостоятельная работа обучающихся. Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий; организовать самопроверку работ.
- Ребята, среди окончаний может быть нулевое. Встречается у существительных, в краткой форме прилагательных. В глаголах прошедшего времени. Как вы можете объяснить выражение «нулевое окончание?» (Оно не выражено звуками)
Запись в тетрадь : день, у берез, поместил.
Определите у сущ. падеж, род, число, склонение,у глагола время, число, род, выделите окончание. Сделайте вывод. (Работа в парах) Вывод: в этих словах есть нулевое окончание в сущ. 2 скл. И, В. падежей, у сущ. р.п., мн.ч., ж.р.; у глаг. м.р. прош. вр.
Обучающие компоненты
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
Комментированное чтение учебного материала,
выполнение
обучающего
задания
Распределяются по группам, вариантам, выполняя упражнение;
слушают
и обсуждают
ответы одноклассников
Регулятивные:
Контролируют учебные действия, замечают
и исправляют
допущенные ошибки; осознают правило контроля
Коммуникативные:
Осуществляют
совместную работу
с учетом
конкретных учебных задач
Повторение полученных знаний
Самостоятельная работа с самопроверкой
Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий; организовать самопроверку работ. – Ребята, вы сегодня работали в группах и в парах, а сейчас поработайте самостоятельно.
Запишите в первый столбик слова, которые имеют окончание о, во второй – оканчивающиеся на о
Составьте предложение со словом «самбо». (Президент России занимается самбо).
- Заполните карточки самоконтроля. Оцените свои знания и умения, ответив на вопросы карточки.
Обучающие компоненты
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
Оценивание результатов работы
Анализируют выполненные задания, оценивают их,
отвечают на вопросы
Личностные:
Понимают значение знаний
для человека
Познавательные:
Приобретают умения применять
полученные знания
на практике
Регулятивные:
Оценивают
свою работу на уроке
Коммуникативные:
Высказывают
и обосновывают
свою точку зрения
Я ЗНАЮ:
1. для чего служит окончание;
2. какое значение заключено
в окончании;
3. как выделить окончание в слове;
4. как определить основу слова.
Я УМЕЮ:
1. определять, что называется окончанием;
2. указывать значения, выраженные окончанием;
3. выделять окончание (в изменяемых словах);
4. выделять основу слова (в изменяемых и неизменяемых словах).
Рефлексия учебной деятельности
Цель: организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата учебной деятельности; создать условия для фиксации учащимися в речи нового способа действий, изученного на уроке; организовать фиксацию затруднений, которые остались и способов их преодоления; организовать самооценку собственной учебной деятельности на уроке; согласовать домашнее задание. Ребята, скажите,Что нового вы узнали на уроке? (Как определить и графически обозначить окончание слова, основу.)
Какую цель мы ставили? – Достигли цели? – К какому выводу пришли? ( Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов и выражает значение рода, числа и падежа. – Над чем еще надо поработать? – У кого не было затруднений по новой теме?
– Ребята, оцените свою работу. Поднимите красный, зеленый или желтый квадратик.
Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы довольны своей работой и можете научить выделять окончание и основу слова, и помочь другим.
Вы считаете, что на уроке работали хорошо, вы научились выделять окончание в словах и основу, но иногда вам ещё нужна помощь.
Вы считаете, что могли бы работать лучше, вам было трудно на уроке.