kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: "И. С. Тургенев. «Муму».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с писателем и его проникновенным произведением; рассказать об истории создания повести, отражении социального, бытового и культурного уклада русской жизни начала ХIХ века; помочь проникнуться атмосферой барского дома; привлечь внимание и симпатию читателей к судьбе главного героя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: "И. С. Тургенев. «Муму».»


Урок 28. И. С. ТУРГЕНЕВ. «МУМУ».

ЖИЗНЬ В ДОМЕ БАРЫНИ. ГЕРАСИМ И БАРЫНЯ

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с писателем и его проникновенным произведением; рассказать об истории создания повести, отражении социального, бытового и культурного уклада русской жизни начала ХIХ века; помочь проникнуться атмосферой барского дома; привлечь внимание и симпатию читателей к судьбе главного героя.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать этапы жизни И. С. Тургенева; владеть понятием «сюжет»; уметь воспринимать и анализировать текст.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

Каждому, кто видел его в первый раз, он казался «олицетворением русского богатыря, с серебристой прядью волос на широком полуотвесном лбу».

В. Громов

I. Вступительное слово учителя. Чтение статьи о жизни и творчестве писателя (учебник, с. 188-189).

Известный французский писатель А. Доде сказал о знаменитом русском литераторе так: «Добрый великан... с красивой осанкой, огромного роста, широкоплечий, с румяным лицом чисто русского склада» — именно так выглядел Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь его длилась 65 лет. (Чтение статьи в учебнике.)

ХIХ век. 1852 г. Смерть Н. В. Гоголя. Этим трагическим событием И. С. Тургенев был сильно поражен, а также тем, что последовал запрет на любые упоминания о Гоголе в прессе. Однако в газете «Московские ведомости» Тургенев сумел напечатать некролог, за что был наказан: взят под арест и отправлен под присмотр на родину. Находясь под арестом, Иван Сергеевич продолжал работать и написал повесть «Муму».

Исследователи творчества Тургенева определили жанр произведения как повесть, хотя сам Тургенев называл его рассказом. (Повесть — эпический, прозаический жанр. 1. Средняя по объему и охвату жизни форма эпической прозы (меньше романа, побольше новеллы,). 2. Форма, имеющая существенное жанровое своеобразие.)[15]

Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал десять пудов». Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесенные реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, был верен ей и после того, как погибла собачка.

II. Чтение I главы.

Вопросы по содержанию:

1. Ваши впечатления о прочитанном?

2. Где происходят события? Опишите.

3. Что вы узнали о герое?

4. Как «деревенский исполин» оказался в городе?

5. Каким работником был Герасим?

6. Чем смог герой вызвать к себе уважение?

7. Какой случай всем запомнился в околотке?

8. Какую можно дать характеристику Герасиму. (По I главе повести).

III. Анализ деталей текста.

1. Атмосфера барского дома.

Вопросы: Как выглядит барский дом? Какова жизнь старой дворянки? Почему в экспозиции повести всего несколько строк автор отводит хозяйке дома? (Барский дом запущен, не ухожен. Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Тургеневу хватило 50 слов, чтобы показать властную и капризную старуху. Однако она не является главной героиней. Образ строгого, простого крестьянина сразу занимает центральное место в галерее героев.)

2. Портрет главного героя.

Повторное чтение отрывка от слов «Из числа всей челяди...» до слов «... всякая девка охотно пошла бы за него замуж...»

Вопрос: Каким вы увидели Герасима? (Это человек, одаренный природой необычайной силой, красивый, хороший работник, но не совсем счастливый из-за своего безмолвия.)

3. Жизнь и занятия Герасима в городе.

Чтение от слов «Крепко не полюбилось ему...» до слов «…кричали на него, как будто он мог слышать их крики».

Вопрос: Чем же не полюбилось житье Герасиму? (Герасим с рождения жил в деревне. Там ему все привычно. В мире своей тишины он был вовсе не одинок, не испытывал волнений, а главное, он всегда был занят каким-нибудь полезным делом. Работа в городе «казалась ему шуткой».)

Вопрос: Что значит «работа ˮказалась ему шуткой“»? Можно ли на самом деле за полчаса «привести в порядок двор, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дрова для кухни и дома да чужих не пускать и по ночам караулить»?

Наблюдения за действиями Герасима.

Вопросы:

— Как Герасим воду возил? («...Застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка...»)

— Как ведет себя топор в руках Герасима? («…Топор так и звенит у него, как стекло...»)

— Как исполняет обязанности сторожа? («…А что насчет чужих, так после того, как однажды ночью, поймав двух воров...»)

— Каким предстает Герасим перед нами? (Ловким, находчивым, сильным, смекалистым.)

4. В каморке у Герасима.

Чтение отрывка от слов «...он устроил себе ее сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах - истинно богатырскую кровать...» до слов «...прочный и приземистый...».

Вопросы:

— Какие слова указывают на силу, «великость» героя? («Истинно богатырскую кровать», «дюжий сундук», «столик крепкого свойства», «стул, прочный и приземистый».)

— Почему И. С. Тургенев поселяет такого громадного мужчину в такой маленькой комнатке, да еще обставляет ее такой большой, громоздкой мебелью? (Автор использует этот прием — гиперболу — чтобы показать богатырскую мощь героя, его физическую силу, а также, несомненно, исподволь показать читателю колос сальную силу духа молчаливого героя.)

— Каким нравом обладает герой? («…Нрава строгого и серьезного».)

— Что заставляло Герасима бросаться на землю и лежать часами? Что происходило в этот момент в душе героя?

IV. Обобщение.

Задание: Суммируя все прослушанное о Герасиме, дайте характеристику герою.

Герасим подобен русскому былинному богатырю. Матушка природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить речь и слух. Читал текст, мы наблюдаем за героем: вот он пашет поле; его руки с силой вгоняют соху, взрывал земельный пласт; вот косит; вот молотит «трехаршинным цепом»... Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в городе — с метлой и бочкой — кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всем Герасим любит порядок, аккуратность.

Домашнее задание: подготовить художественный пересказ I главы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: "И. С. Тургенев. «Муму».

Автор: Муртазалиева Рукият Омаровна

Дата: 26.12.2025

Номер свидетельства: 679850

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Урок в 5 классе. И.С.Тургенев "Муму". Возвращение Герасима в деревню как нравственная победа. "
    ["seo_title"] => string(104) "urok-v-5-klassie-i-s-turghieniev-mumu-vozvrashchieniie-gierasima-v-dierievniu-kak-nravstviennaia-pobieda"
    ["file_id"] => string(6) "127665"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415358795"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Технологическая карта урока литературы 5 класс "И.С. Тургенев «Муму» Судьба  Герасима и Татьяны.""
    ["seo_title"] => string(87) "tiekhnologhichieskaiakartaurokalitieratury5klassisturghienievmumusudbagierasimaitatiany"
    ["file_id"] => string(6) "275312"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452538177"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Урок литературы в 5 классе "И.С.Тургенев "Муму" "
    ["seo_title"] => string(49) "urok-litieratury-v-5-klassie-i-s-turghieniev-mumu"
    ["file_id"] => string(6) "220312"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434587446"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Конспект урока по литературе для 5 класса Тема урока: И.С.Тургенев «Муму». Образ Герасима. Смысл названия."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_literature_dlia_5_klassa_tema_uroka_i_s_turgenev_mumu_obraz_ge"
    ["file_id"] => string(6) "541531"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1582992135"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Презентация по литературе на тему: И.С.Тургенев «Муму». Образ Герасима. Смысл названия."
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_po_literature_na_temu_i_s_turgenev_mumu_obraz_gerasima_smysl_nazva"
    ["file_id"] => string(6) "541533"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1582992699"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства