kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока литературы 5 класс "И.С. Тургенев «Муму» Судьба Герасима и Татьяны."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературе в 5 классе по программе Т.Курдюмовой.

Базовый учебник _Т. Курдюмова  Литература. 5 класс – в 2 частях. –

Тема урока _И.С. Тургенев «Муму» Судьба  Герасима и Татьяны.

Цель урока _применение предметных ЗУНов  в условиях решения учебной задачи: выявить особенности характера героев.

Задачи урока: __формирование навыков анализа эпического произведения, характеристики образа персонажа, лексической

                          работы, работы с иллюстрациями; развитие коммуникативных навыков обучающихся; воспитание__________

                           нравстенно-эстетических представлений обучающихся в ходе выявления лексического значения слов__

                              личностные УУД: развивать мотивацию учения

                              регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к 

                              целеполаганию.

                              познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения,

                              понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно; уметь проводить

                              сравнение.

                              коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

                              формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической

                              формами речи; слушать и слышать других.

Тип урока _урок применения предметных ЗУНов_______________________________________________________________

Необходимое оборудование учебник, тетрадь, памятки,,  иллюстрации к рассказу, мультимедийная_______

                         презентация,

Задание1

 Соотнесите имена персонажей и отрывки из рассказа И.С. Тургенева «Муму», в которых эти персонажи характеризуются.  Поставьте стрелки.

Герасим

«… судя по одним его желтым глазкам и утиному носу…»

Барыня       

«… маленькая, худая, белокурая с родинками на левой щеке»;

«Безответная ты душа!»

Татьяна

«она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости»

Дворецкий Гаврила

«… почитал себя существом обиженным и не оцененным по достоинству: «… поставил правую ножку крестообразно перед левой и встряхнул головой. «Вот, мол, я. Чего вас потребно?»

Капитон Климов

«… был нрава строгого и серьезного, любил всем порядок: "Славный он был мужик…"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы 5 класс "И.С. Тургенев «Муму» Судьба Герасима и Татьяны."»

Технологическая карта урока литературы 5 класс


Предмет _____литература_____Класс _5______________

Базовый учебник _Т. Курдюмова Литература. 5 класс – в 2 частях. –

Тема урока _И.С. Тургенев «Муму» Судьба Герасима и Татьяны.

Цель урока _применение предметных ЗУНов в условиях решения учебной задачи: выявить особенности характера героев.

Задачи урока: __формирование навыков анализа эпического произведения, характеристики образа персонажа, лексической

работы, работы с иллюстрациями; развитие коммуникативных навыков обучающихся; воспитание__________

нравстенно-эстетических представлений обучающихся в ходе выявления лексического значения слов__

личностные УУД: развивать мотивацию учения

регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к

целеполаганию.

познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения,

понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно; уметь проводить

сравнение.

коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической

формами речи; слушать и слышать других.

Тип урока _урок применения предметных ЗУНов_______________________________________________________________

Необходимое оборудование учебник, тетрадь, памятки, , иллюстрации к рассказу, мультимедийная_______

презентация,







СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

ИКТ

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I

Организационный момент

Подготовка класса к работе

Друзья!

И вновь Начинается урок!

И вновь мы будем читать,

Думать, спорить, размышлять!

Слайд 1

Подготовка класса к работе


Тетради, учебники, ручки на парте.








Личностные:

самоопределение, действия смыслообразования

Регулятивные:

саморегуляция,

Коммуникативные:

умение слушать и понимать других

II

Актуализация изученного

Учитель предлагает выполнить задание: для того, чтобы мы хорошо думали, размышляли, предлагаю настроиться на работу, решив несложную задачу по теме предыдущего урока.

Напомните мне тему прошлого урока. (Знакомство с героями рассказа «Муму»)


Предлагает организовать работу в парах.


Проверка выполненного задания.

Слайд 2

3

4

5


Обучающиеся планируют сотрудничество: определить цели, функции каждого участника и способы взаимодействия (памятка прилагается)


Работа в парах.

Обучающиеся принимают участие в обсуждении вопросов задания.

Задание.

Соотнесите имена персонажей и отрывки из рассказа И.С. Тургенева «Муму», в которых эти персонажи характеризуются. Поставьте стрелки.

3 барыня

4 Герасим и Татьяна

5 Гаврила и Капитон

Личностные:

осуществляют выбор на основе предыдущих знаний

Регулятивные:

самоконтроль, самопроверка

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Познавательные:

анализ

III

Мотивация к учебной деятельности

Учитель задаёт вопрос:

Какие герои из рассказа вам особенно симпатичны?

Достаточно ли нам знать значение имени персонажа, чтобы понять смысл рассказа, то, что хотел передать читателям автор?


Вспомните, какой план мы используем для анализа образа персонажа, на что обращаем внимание?

Формулировка темы урока, целей урока.










Слайд 6




Отвечают на вопросы:

Рассматриваем рисунки детей.


Только при внимательном, вдумчивом чтении мы сможем полностью охарактеризовать образ Герасима и Татьяны, понять автора.

Составление кластера

характеристика образа персонажа: имя, портрет, интерьер, занятия, отношения с другими персонажами, поступки, внутренний мир, авторское отношение, своё отношение.


Обучающиеся формулируют цель урока:

- дать характеристику образа Герасима и Татьяны.

Обучающиеся формулируют учебные задачи:

- внимательно работать с текстом рассказа

- Найти общее и различие в образах героев.

-проследить историю развития отношений героев.

Личностные:

самоопределение (мотивация учения)


Регулятивные:

целеполагание


Коммуникативные:

умение слушать собеседника, строить понятные высказывания


Познавательные:

формулирование познавательной цели

IV

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации






Обратимся к рассказа Предлагает назвать слова и словосочетания, характеризующие Герасима и его жизнь


Организует обсуждение в парах и коллективное обсуждение обучающихся.






Учитель задаёт вопросы:

Что мы можем рассказать о Татьяне?









Что общего у героев?


В чем их отличие?


Индивидуальное задание

Рассказать о Герасиме от лица Татьяны.

Рассказать о Татьяне от лица Герасима.


Слайд 7





Слайд 8


Слайд 9








Слайд 10

Слайд 11







Слайд 12














Работа в парах.

Зачитывают из текста слова и словосочетания о Герасиме

Участвуют в коллективном обсуждении ответов одноклассников.

Вспоминают правила составления сонквейна.


Составляют СИНКВЕЙН о Герасиме.

  • Герасим

  • добрый, трудолюбивый

  • заботится, любит, работает

  • протестует против жестокости людей

  • человек

Работа с текстом



Составляют СИНКВЕЙН оТатьяне.

Татьяна

Крепостная, смиренная

Работала, боялась, плакала

Она смирилась со своим положением

тоска


Чертят на доске кластер.


Чертят на доске кластер.



Ответ обучающихся, работавших с отдельным заданием.



Показать жестами, какая она, как он ее любит.

Личностные:

самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание

Регулятивные:

целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; управление поведением партнёра


Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации при работе с художественным текстом

V






Рефлексия.















Итог урока

Как сложилась судьба героев? Почему так произошло?

Кто виноват в их горькой участи?


Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями. Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?

- Если вам было плохо, скучно, не интересно, то присядьте.


- Если вам было хорошо, вы были уверенны, вам было интересно, то поднимите руки.

-

Если было очень хорошо, вам все очень понравилось, вы себя чувствовали отлично, то поднимите руки и хлопните в ладоши».


-Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И.С.Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих уроках.




Слайд 13

Работа в парах.

Участвуют в коллективном обсуждении ответов одноклассников.























Достигли ли мы цели урока?

Удалось ли нам заглянуть в душу героев? Понять их чувства и переживания?







Личностные:

нравственно-этическое оценивание

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Познавательные:

умение на основе анализа и сравнения делать выводы

VI

Домашнее задание

Предлагает выбрать вариант домашнего задание:

1. Подготовить рассказ о Муму.

2. Выразительное чтение отрывков о Муму.

3. Найти или сделать самим иллюстрации к рассказу и подобрать к ним слова из текста (по желанию)


Определяют варианты домашнего задания, которые хотели бы выполнить

Личностные:

потребность в самовыражении и самореализации

Регулятивные:

Саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению


Коммуникативные:

познавательная инициативность


Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Иванова Ирина Васильевна

Дата: 11.01.2016

Номер свидетельства: 275312


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства