2. Развивать умение анализировать образы-персонажи с учетом авторской позиции, исторической основы, сопоставлять и делать выводы.
Ход урока
«Из всей челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим. Славный он был мужик» И.С.Тургенев «Муму»
Эмоциональный настрой «Друзья по часам»
Деление на группы по цвету стикера
I. Стадия вызова
1. "Мозговой штурм" по ромашке Блума (3 мин.)
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
- Назовите главного героя повести «Муму»
- Ты действительно думаешь, что собачку звали Муму?
- Почему Герасиму нравилась Татьяна?
- Как вы думаете, как будет развиваться сюжет повести после возращения Герасима в деревню?
- Чем Герасим отличался от остальных персонажей повести?
- Как бы вы поступили на месте Герасима?
2. Составление кластера «Образ Герасима»
Делают запись красным маркером (характеристика Герасима, 5-6 слов)
Определение темы урока. Постановка цели урока.
-Сегодня нам предстоит решить нелегкую проблему, которая заключается в таких понятиях как: нравственность, достоинство, крепостное право..
Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Достоинство - совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.
Крепостной - крестьянин, находящийся в крепостной зависимости от своего помещика.
Вступительное слово учителя.
-Вы, наверное, впервые задумываетесь над значением этого слова, хотя, я уверена, не раз его слышали. Если сказать коротко, нравственность-это наше я. Какой я человек, какой я друг, какой я сын или дочь? Это т о, что составляет наше духовное начало. Если это начало в нас заложено, значит человек обладает человеческими достоинствами. Достоинство-это положительные моральные качества в человеке. Сегодня на уроке мы и попытаемся ответить на вопрос: почему превосходство Герасима над челядью было в его нравственной силе? Какими же такими нравственными качествами обладал Герасим, что дает нам право говорить о нем, как о достойном человеке.
II. Стадия осмысления (15 мин.)
КЕЙС
Работа в группах с кейсом. Задание: прочитать и ответить на вопрос.
1 группа.
« Она его жаловала как верного и сильного сторожа . О ком идет речь?
- Чем же он выделяется среди окружающих? Какого героя он напоминает вам?
(Он резко выделяется среди других дворовых своими человеческими качествами. Его непохожесть на окружающих уже в том, что Герасим глухонемой. Что автор говорит о его отношении к делу?
(Герасим непросто трудолюбив. Все спорится в его руках, за что бы он не взялся, будь то дворницкая метла или крестьянская коса
- И вот привычный уклад его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте? (Барыня взяла его из деревни...)
- Какой же силой должна обладать старушонка, чтобы так обойтись так с богатырем? (Дело вовсе не в силе, просто она помещица, а он крепостной)
Но ко всему привыкает человек, так и Герасим привык к своей жизни. Дворовые боялись его, да и он ни с кем дружбу не водил, кроме...
Светлым пятном в жизни Герасима была Татьяна.
- За что она приглянулась ему?
- Как это стало известно барыне?
- Что решила причудливая старуха?
- Как встретил это известие Герасим? Он стал сражаться за Татьяну? Почему?
Зачитать в тексте; « Хитрость удалась как нельзя лучше...»( стр.221 ) И тогда как человек понимающий и благородный он уходит с ее дороги, понимая, что Татьяна добровольно или по принуждению выбрала Капитона.
Трудно далось ему это? (Горе его было так велико...)
ВЫВОД: В этом негласном поединке Герасим оказался нравственно сильнее, он достойно противостоял бесчеловечности - первая нравственная победа была одержана Герасимом. Чувствуется нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на конфликт, потому что он понимал, что зависит от барыни, что он ничего не решает.
3 группа.
Но вот разбитое сердце награждено находкой маленького друга.
«Два одиноких существа нашли друг друга и души нечаяли друг в друге.. Если бы...
Проводив Татьяну, Герасим в тяжелом состоянии шел вдоль реки…
Так в его жизнь вошла Муму
– Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой».
– Изменился ли с появлением Муму сам Герасим?
– Объясните смысл слов: «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».
Но счастье Герасима и Муму длилось недолго. Однажды…
(Скажи, пожалуйста, что это за собака у нас на дворе всю ночь лаяла? Мне спать не давала! Не знаю, немого ли, другого ли кого, только спать мне не дала. Да я и удивляюсь, на что такая пропасть собак! Желаю знать. Ведь есть у нас дворная собака? Ну, чего еще, на что нам еще собака? Только одни беспорядки заводить. Старшего нет в доме – вот что. И на что немому собака? Кто ему позволил собак у меня на дворе держать? Вчера я подошла к окну, а она в палисаднике лежит, какую-то мерзость притащила, грызет – а у меня там розы посажены… Чтоб ее сегодня же здесь не было… Слышишь? Сегодня же!)
– Какой была барыня?
– Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Непослушание)
– Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?
(нет, он беспрекословно подчиняется воле барыни)
– Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни?
-Кто оказался победителем в этом нравственном поединке?
-Барыня не смогла отнять у него право быть человеком.
Вывод: Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что это приказ барыни.Он принимает удивительно гордое, полное мучительной скорби и достоинства решение: утопить ее сам, чтобы напоследок никакие чужие руки не причинили ей зла
ФИЗМИНУТКА
2. Тестирование (взаимопроверка по критериям), озвучить оценки.
3. Дополнить кластер другим цветом.
Вывод: Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право. В образе Герасима показаны лучшие черты народа-труженика: благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, а главное, способность противостоять несправедливости
III. Стадия рефлексии
IV. Подведение итогов. Домашнее задание (3 минуты)
К какому жанру относится произведение И.С.Тургенева "Муму"?
а) рассказ б) быль в) повесть
В основе произведения "Муму" лежит
а) художественный вымысел б) нереальное событие в) историческая реальность
Герасим "вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле" - автором используется
а) сравнение б) гипербола в) метафора
Появление Муму в жизни Герасима
а) скрасило его одинокую, монотонную жизнь б) позволило ему отдать собаке всю свою невостребованную любовь в) ещё больше отдалило его от людей
Герасим ушел из Москвы, потому что
а) устал от хлопотной городской жизни б) навсегда лишился единственного друга в) соскучился по своему крестьянскому дому
К какому жанру относится произведение И.С.Тургенева "Муму"?
а) рассказ б) быль в) повесть
В основе произведения "Муму" лежит
а) художественный вымысел б) нереальное событие в) историческая реальность
Герасим "вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле" - автором используется
а) сравнение б) гипербола в) метафора
Появление Муму в жизни Герасима
а) скрасило его одинокую, монотонную жизнь б) позволило ему отдать собаке всю свою невостребованную любовь в) ещё больше отдалило его от людей
Герасим ушел из Москвы, потому что
а) устал от хлопотной городской жизни б) навсегда лишился единственного друга в) соскучился по своему крестьянскому дому
Работа в группах с кейсом. Задание: прочитать и ответить на вопрос.
1 группа.
« Она его жаловала как верного и сильного сторожа . О ком идет речь?
- Чем же он выделяется среди окружающих? Какого героя он напоминает вам?
Он резко выделяется среди других дворовых своими человеческими качествами. Его непохожесть на окружающих уже в том, что Герасим глухонемой. Герасим непросто трудолюбив. Все спорится в его руках, за что бы он не взялся, будь то дворницкая метла или крестьянская коса
- И вот привычный уклад его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте?
- Какой же силой должна обладать старушонка, чтобы так обойтись так с богатырем?
Работа в группах с кейсом. Задание: прочитать и ответить на вопрос.
2 группа.
Но ко всему привыкает человек, так и Герасим привык к своей жизни. Дворовые боялись его, да и он ни с кем дружбу не водил, кроме...
Светлым пятном в жизни Герасима была Татьяна.
- За что она приглянулась ему?
- Как это стало известно барыне?
- Что решила причудливая старуха?
- Как встретил это известие Герасим? Он стал сражаться за Татьяну? Почему?
« Хитрость удалась как нельзя лучше... И тогда как человек понимающий и благородный он уходит с ее дороги, понимая, что Татьяна добровольно или по принуждению выбрала Капитона.
- Трудно далось ему это?
Работа в группах с кейсом. Задание: прочитать и ответить на вопрос.
3 группа.
Но вот разбитое сердце награждено находкой маленького друга.
«Два одиноких существа нашли друг друга и души нечаяли друг в друге.. Если бы...
Проводив Татьяну, Герасим в тяжелом состоянии шел вдоль реки…
Так в его жизнь вошла Муму
– Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой».
– Изменился ли с появлением Муму сам Герасим?
– Объясните смысл слов: «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».
Но счастье Герасима и Муму длилось недолго. Однажды…
– Какой была барыня?
– Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Непослушание)
– Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?
– Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни?