kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: « Диалектизмы.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ УРОКА:

  • познакомить учащихся с диалектной лексикой, определить её роль в художественной литературе;
  • научить работать со словарем;
  • воспитывать интерес к живой народной речи и устному поэтическому творчеству.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: « Диалектизмы.»»

ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

«Диалектизмы»


Тема: « Диалектизмы.»


ЦЕЛИ УРОКА:


  • познакомить учащихся с диалектной лексикой, определить её роль в художественной литературе;

  • научить работать со словарем;

  • воспитывать интерес к живой народной речи и устному поэтическому творчеству.


ТИП УРОКА: урок открытия новых знаний

Методические приемы: «Яркое пятно», ассоциации, приемы рефлексии, анализ предложений, текста.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа, взаимопроверка, самопроверка.

Тип урока - открытие новых знаний

Оборудование урока: мультимедийный проектор,

презентация,

Рабочие листы.

Толковый словарь С.И. Ожегова, В.И.Даля


План урока

1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности учащихся.

2.Определение темы и задач урока

3. Актуализация опорных знаний. «Открытие» нового знания.

4.Первичное закрепление. Тренировочные упражнения .

5. Подведение итогов урока

6. Рефлексия.

7. Задание на дом.











ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Самое удивительное явление в мире –человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу, передайте свое хорошее настроение, подарите улыбки гостям.

- И мы начинаем наш урок. Сегодня мы работаем на рабочих листах. Запишите в рабочие листы - число, классная работа.

- В конце рабочих листов вы видите Листок самооценки, где будете оценивать свою работу на различных этапах урока.

-Я желаю вам удачи, ведь с маленькой удачи начинается большой успех.

II. Определение темы и задач урока

Учитель поворачивается , накрывает платок.

- Нехай моё уветливое слово нонче будет вам, как смоктушка.

- Я вижу некоторое недоумение на ваших лицах. Вам что-то непонятно? Почему?

Слайд№_____

Нехай –пускай

Уветливое – приветливое

Нонче –сегодня

Смоктушка – сладость.

- А вы не обращали внимания, так говорят наши бабушки. Наверное, вы уже догадались, что моя небольшая инсценировка подсказывает нам тему урока:

-Диалектизмы.

Словесный мусор или наше наследство?

- Запишем тему в рабочий лист.


- А теперь давайте определим, чем мы будем заниматься на уроке? У каждого из вас на рабочих листах определен ряд целей. Выберите свою цель, пометьте ее галочкой.


  • Не подвести учителя;

  • Познакомиться с понятием диалектизмы;

  • Научиться находить диалектные слова в словарях, в художественных текстах, определять цель использования;

  • Понравиться присутствующим;

- Какие из них, исходя из темы, будут главными на сегодняшнем уроке?

III. Актуализация опорных знаний. Открытие нового.

- Чтобы успешно справиться с поставленными задачами, начнем с повторения основных понятий.

Работа с опорной схемой (открыть учебник) стр. 86

И так слова по употреблению бывают …(общеупотребительными и ограниченного употребления)

Общеупотребительные –это слова…

- К необщеупотребительным относятся уже известные нам…профессионализмы (определение)

-…которые в словарях отмечаются пометой …спец.

- А теперь продолжим нашу схему новой группой – это …диалектизмы.

- Ребята, ни в одном языке мира нет таких удивительных, самобытных слов, как в нашем родном языке.

(зачитать слова Даля о диалектах)

Этих слов порой не найдёшь в словаре, сохранились они в живой разговорной речи ваших прабабушек и прадедушек. Всем этим словам мы, конечно, найдем соответствие в общеупотребительной лексике.

-Давайте попытаемся изучить язык наших бабушек.

На доске слова: Полотенце, варежки, веник, платок, пояс.

Задание выбрать и записать диалектное слово



На слайде слова для справок: вязёнки, кушак, подшалок, рушник, голик, бахилы.

Проверка

Работа со словарем. Устно.

- У нас закончились предметы, но осталось диалектное слово –бахилы. Где можно найти его значение. (на слайде, запись в тетрадь)

-Какие словари помогут нам в случае затруднений?


«Толковым» не оттого назван словарь, - шутил Даль, - что мог получиться и бестолковым, а оттого, что он слова растолковывает».

- Ребята, а что вы можете рассказать о В.И. Дале, какое отношение он имеет к нашей теме?

Знакомство с «Толковым словарём живого великорусского языка» В.И. Даля, с биографией В.И. Даля. (уч-ся предварительно писали изложение о В.И.Дале, поэтому она сами рассказывают, что знают о нем)


  • Даль был моряком, замечательным хирургом, и спас жизнь великому множеству раненых, и ещё -отважным солдатом.


  • Александр Сергеевич Пушкин умер он на руках у Владимира Даля, который неотлучно провел у постели раненого Пушкина трое суток и как мог старался облегчить страдания своего умирающего друга…



  • 53 года Даль собирал, составлял и совершенствовал свой «Толковый словарь». В нем более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц.


  • В одиночку он путешествовал по стране и составлял свой словарь. Например, Пушкину особенно понравилось слово «выползина» (так крестьяне называли старую кожу змеи, оставленную ею после линьки). 


  • За неделю до смерти Даль просит дочь внести в словарь4 новых слова, которые он услышал от прислуги.


  • За «Толковый словарь» В.И. Даль был удостоен ЛОМОНОСОВСКОЙ премии и звания почётного академика.


Y. Проектная деятельность на уроке.

Некоторых учеников нашего класса заинтересовала тема «Диалектные слова» и они отправились на «разведку», они решили отыскать слова, которые употребляют в своей речи жители наших сел.

Представление диалектных слов. (запись в тетрадь)

Физминутка

- Ребята, но ведь диалектизмы не являются нормативными словами, словами литературного языка. И сейчас самое время перейти ко 2-й части нашей темы: Так диалектизмы –это мусор или наше наследие?

Дети рассуждают (1-2 реплики)

-Вы, ребята, только начинаете свою жизнь, вас ждёт много радостных открытий, но пожалуй, не может быть будущего у человека, который не знает, не помнит своей истории.

Диалектизмы – это всё-таки наше наследство, наше прошлое. Не уважать своё прошлое значит быть дикарём, Иваном, не помнящим родства.

Вы правы, и эти мысли подтверждают наши писатели, которые используют в своих произведениях диалектизмы.

- В языке художественной литературы диалектизмы используются для изображения местных особенностей, специфики быта, культуры. Они помогают ярче охарактеризовать героя.

Работа с текстом. (учебник)

-А вас ждет работа в парах):

Исследовательская

Задание

Исследовать текст А.Астафьева, заполнить таблицу

Выступление групп,

- Оцените свою работу.

Задание № 4: из данного отрывка (повесть Д. В. Григоровича «Антон-Горемыка») выпишите диалектизмы, подберите к ним общеупотребительные синонимы:

- Как не быть! всяк случается, братец ты мой, - начал опять ярославец, - ты несерчай… Вот, примерно, - прибавил он после молчка, - у нас по соседству, верстах эвтак в пяти, и того не станет, жил вольный мужик, и парень у него, сын, уж такой-то был знатный, смирный, работящий… С достатком и люди-те были…Об лето хаживали, вишь, они по околотку… крыши да дома красили, тем ипробавлялись; а в зимнее дело либо в осенину ходили по болотам, дичину всякую да зайцев стреляли.

Ключ:

(1) Всяк – по-всякому (по-разному).

(2) (Не) серчай – (не) сердись.

(3) Примерно – например.

(4) (После) молчка – (после) молчания.

(5) Эвтак – этак, примерно.

(6) Не станет – не будет.

(7) Знатный – представительный.

(8) Люди-те – люди-то.

(9) Об лето – летом.

(10) Вишь – видишь.

(11) По околотку – по округе.

(12) Пробавлялись – зарабатывали.

(13) (В) осенину – осенью.

(14) Дичину – дичь.

4.Подведение итогов урока

Известный языковед академик Щерба считал, что: «Если бы литературный язык оторвался от диалектов, от «почвы», то он, подобно Антею, потерял бы всю свою силу и уподобился бы мёртвому языку».

- Но мы не допустим этого, поэтому на сегодняшнем уроке мы

-узнали что такое Д.

-научились находить их в текстах и в словаре

5.Рефлексия.

- Дополните начало предложений (на экране):

Я узнал ….

Я понял ….

Я хочу узнать ….

Мне понравилось ….

Меня удивило ….


6.Задание на дом. (на выбор)

  • упр.171 выписать диалектизмы и письменно объяснить их значение, подобрать общеупотребительные слова

  • составить словарь диалектизмов



Рабочий лист

Фамилия, имя_______________________________________

___________________________________________

_______________________________________________________

Тема._________________________________________________________

Словесный мусор или наше наследство?



Задачи урока:

  • не подвести учителя;

  • познакомиться с понятием диалектизмы;

  • понравиться присутствующим;

  • научиться находить диалектные слова в словарях, в речи, в художественных текстах, определять цель их использования;

  • получить хорошую оценку.


Задание №1. Работа с опорной схемой

Задание №2.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3. О В.И.Дале.







Задание №4. Работа с текстом в парах.

Исследовать текст А.Астафьева, заполнить таблицу

____________________________________________________________________________

Задание №5.

Домашнее задание.

  • упр.171 выписать диалектизмы и письменно объяснить их значение, подобрать общеупотребительные слова

  • составить словарь диалектизмов




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: « Диалектизмы.»

Автор: Ильясова Марьян Магомедовна

Дата: 06.12.2019

Номер свидетельства: 530620

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Презентация к уроку русского языка "Диалектизмы""
    ["seo_title"] => string(53) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-dialiektizmy"
    ["file_id"] => string(6) "160222"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422016039"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "«Диалектизмы» 6 класс"
    ["seo_title"] => string(19) "dialektizmy_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "556156"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1597952856"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока по теме: "Лексика. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы""
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-tiemie-lieksika-obshchieupotriebitiel-nyie-slova-profiessionalizmy-dialiektizmy"
    ["file_id"] => string(6) "250054"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447006815"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Урок русского языка в 6 классе по теме: «Общеупотребительные и слова ограниченные в употреблении (диалектизмы, профессионализмы)»"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogho_iazyka_v_6_klassie_po_tiemie_obshchieupotriebitiel_nyie_i_slova_o"
    ["file_id"] => string(6) "398727"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489072469"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Диалектизмы нашего села»"
    ["seo_title"] => string(56) "issliedovatiel_skaia_rabota_dialiektizmy_nashiegho_siela"
    ["file_id"] => string(6) "451457"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1516547598"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства