- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Самое удивительное явление в мире –человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу, передайте свое хорошее настроение, подарите улыбки гостям.
- И мы начинаем наш урок. Сегодня мы работаем на рабочих листах. Запишите в рабочие листы - число, классная работа.
- В конце рабочих листов вы видите Листок самооценки, где будете оценивать свою работу на различных этапах урока.
-Я желаю вам удачи, ведь с маленькой удачи начинается большой успех.
II. Определение темы и задач урока
Учитель поворачивается , накрывает платок.
- Нехай моё уветливое слово нонче будет вам, как смоктушка.
- Я вижу некоторое недоумение на ваших лицах. Вам что-то непонятно? Почему?
Слайд№_____
Нехай –пускай
Уветливое – приветливое
Нонче –сегодня
Смоктушка – сладость.
- А вы не обращали внимания, так говорят наши бабушки. Наверное, вы уже догадались, что моя небольшая инсценировка подсказывает нам тему урока:
-Диалектизмы.
Словесный мусор или наше наследство?
- Запишем тему в рабочий лист.
- А теперь давайте определим, чем мы будем заниматься на уроке? У каждого из вас на рабочих листах определен ряд целей. Выберите свою цель, пометьте ее галочкой.
Не подвести учителя;
Познакомиться с понятием диалектизмы;
Научиться находить диалектные слова в словарях, в художественных текстах, определять цель использования;
Понравиться присутствующим;
- Какие из них, исходя из темы, будут главными на сегодняшнем уроке?
III. Актуализация опорных знаний. Открытие нового.
- Чтобы успешно справиться с поставленными задачами, начнем с повторения основных понятий.
Работа с опорной схемой (открыть учебник) стр. 86
- И так слова по употреблению бывают …(общеупотребительными и ограниченного употребления)
- Общеупотребительные –это слова…
- К необщеупотребительным относятся уже известные нам…профессионализмы (определение)
-…которые в словарях отмечаются пометой …спец.
- А теперь продолжим нашу схему новой группой – это …диалектизмы.
- Ребята, ни в одном языке мира нет таких удивительных, самобытных слов, как в нашем родном языке.
(зачитать слова Даля о диалектах)
Этих слов порой не найдёшь в словаре, сохранились они в живой разговорной речи ваших прабабушек и прадедушек. Всем этим словам мы, конечно, найдем соответствие в общеупотребительной лексике.
-Давайте попытаемся изучить язык наших бабушек.
На доске слова: Полотенце, варежки, веник, платок, пояс.
Задание выбрать и записать диалектное слово
На слайде слова для справок: вязёнки, кушак, подшалок, рушник, голик, бахилы.
Проверка
Работа со словарем. Устно.
- У нас закончились предметы, но осталось диалектное слово –бахилы. Где можно найти его значение. (на слайде, запись в тетрадь)
-Какие словари помогут нам в случае затруднений?
«Толковым» не оттого назван словарь, - шутил Даль, - что мог получиться и бестолковым, а оттого, что он слова растолковывает».
- Ребята, а что вы можете рассказать о В.И. Дале, какое отношение он имеет к нашей теме?
Знакомство с «Толковым словарём живого великорусского языка» В.И. Даля, с биографией В.И. Даля. (уч-ся предварительно писали изложение о В.И.Дале, поэтому она сами рассказывают, что знают о нем)
Даль был моряком, замечательным хирургом, и спас жизнь великому множеству раненых, и ещё -отважным солдатом.
Александр Сергеевич Пушкин умер он на руках у Владимира Даля, который неотлучно провел у постели раненого Пушкина трое суток и как мог старался облегчить страдания своего умирающего друга…
53 года Даль собирал, составлял и совершенствовал свой «Толковый словарь». В нем более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц.
В одиночку он путешествовал по стране и составлял свой словарь. Например, Пушкину особенно понравилось слово «выползина» (так крестьяне называли старую кожу змеи, оставленную ею после линьки).
За неделю до смерти Даль просит дочь внести в словарь4 новых слова, которые он услышал от прислуги.
За «Толковый словарь» В.И. Даль был удостоен ЛОМОНОСОВСКОЙ премии и звания почётного академика.
Y. Проектная деятельность на уроке.
Некоторых учеников нашего класса заинтересовала тема «Диалектные слова» и они отправились на «разведку», они решили отыскать слова, которые употребляют в своей речи жители наших сел.
Представление диалектных слов. (запись в тетрадь)
Физминутка
- Ребята, но ведь диалектизмы не являются нормативными словами, словами литературного языка. И сейчас самое время перейти ко 2-й части нашей темы: Так диалектизмы –это мусор или наше наследие?
Дети рассуждают (1-2 реплики)
-Вы, ребята, только начинаете свою жизнь, вас ждёт много радостных открытий, но пожалуй, не может быть будущего у человека, который не знает, не помнит своей истории.
Диалектизмы – это всё-таки наше наследство, наше прошлое. Не уважать своё прошлое значит быть дикарём, Иваном, не помнящим родства.
Вы правы, и эти мысли подтверждают наши писатели, которые используют в своих произведениях диалектизмы.
- В языке художественной литературы диалектизмы используются для изображения местных особенностей, специфики быта, культуры. Они помогают ярче охарактеризовать героя.
Работа с текстом. (учебник)
-А вас ждет работа в парах):
Исследовательская
Задание
Исследовать текст А.Астафьева, заполнить таблицу
Выступление групп,
- Оцените свою работу.
Задание № 4: из данного отрывка (повесть Д. В. Григоровича «Антон-Горемыка») выпишите диалектизмы, подберите к ним общеупотребительные синонимы:
- Как не быть! всяк случается, братец ты мой, - начал опять ярославец, - ты несерчай… Вот, примерно, - прибавил он после молчка, - у нас по соседству, верстах эвтак в пяти, и того не станет, жил вольный мужик, и парень у него, сын, уж такой-то был знатный, смирный, работящий… С достатком и люди-те были…Об лето хаживали, вишь, они по околотку… крыши да дома красили, тем ипробавлялись; а в зимнее дело либо в осенину ходили по болотам, дичину всякую да зайцев стреляли.
Ключ:
(1) Всяк – по-всякому (по-разному).
(2) (Не) серчай – (не) сердись.
(3) Примерно – например.
(4) (После) молчка – (после) молчания.
(5) Эвтак – этак, примерно.
(6) Не станет – не будет.
(7) Знатный – представительный.
(8) Люди-те – люди-то.
(9) Об лето – летом.
(10) Вишь – видишь.
(11) По околотку – по округе.
(12) Пробавлялись – зарабатывали.
(13) (В) осенину – осенью.
(14) Дичину – дичь.
4.Подведение итогов урока
Известный языковед академик Щерба считал, что: «Если бы литературный язык оторвался от диалектов, от «почвы», то он, подобно Антею, потерял бы всю свою силу и уподобился бы мёртвому языку».
- Но мы не допустим этого, поэтому на сегодняшнем уроке мы
-узнали что такое Д.
-научились находить их в текстах и в словаре
5.Рефлексия.
- Дополните начало предложений (на экране):
Я узнал ….
Я понял ….
Я хочу узнать ….
Мне понравилось ….
Меня удивило ….
6.Задание на дом. (на выбор)
упр.171 выписать диалектизмы и письменно объяснить их значение, подобрать общеупотребительные слова