Цели: познакомить с понятием диалектизмы; развивать навыки работы с толковыми словарями; обогащать лексический запас.
Планируемые результаты: знание понятия диалектизмы; умении пользоваться толковыми словарями, объяснять языковые яв-ппня; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока I Организационный момент IdПроверка домашнего задания
.'. Сообщения о профессиональной лексике родственников. HIСамоопределение к деятельности
(Обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоятель-|ivнаблюдений».)
Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться со словами, которые употребляются только и определённой местности, научиться определять значение тих слов.)
•V Рнбота по теме урока I. ( лово учителя
Мы уже знаем, что необщеупотребительные слова, которые мши,чуются в речи жителей определённой местности, называ-ии ииалектизмамиДиалектные слова используют! н преимущественно в устной речи; диалект — это устная разговорно бытовая речь жителей определённой (обычно сельской) м< i гно( ги. < лово диалект при-шло из греческого языка и означае I «наречие», «говорить, изъясняться».
Различают несколько типов (иа пек ги 1М0В.
Лексические диалектизмы - слова и по форме, и по значению отличающиеся отелов общеупотребительной лексики: намедни — на днях, гутарить — говорить, инда даже, сусалы — скулы.
Диалектное слово может отличаться от общеупотребительного не формой, а значением. Например, словом верх в некоторых южных говорах называют овраг, глагол зевать используется в значении «кричать, звать», глагол жалеть — в значении «любить».
Диалектизмы часто используются как выразительные средства в
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Диалектизмы» 6 класс»
Урок2 9. Диалектизмы
Цели: познакомить с понятием диалектизмы; развивать навыки работы с толковыми словарями; обогащать лексический запас.
Планируемые результаты: знание понятия диалектизмы; умении пользоваться толковыми словарями, объяснять языковые яв-ппня; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока I Организационный момент IdПроверка домашнего задания
.'. Сообщения о профессиональной лексике родственников. HIСамоопределение к деятельности
(Обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоятель-|ivнаблюдений».)
Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться со словами, которые употребляются только и определённой местности, научиться определять значение тих слов.)
•V Рнбота по теме урока I. ( лово учителя
Мы уже знаем, что необщеупотребительные слова, которые мши,чуются в речи жителей определённой местности, называ-ии ииалектизмамиДиалектные слова используют! н преимущественно в устной речи; диалект — это устная разговорно бытовая речь жителей определённой (обычно сельской) мi гно( ги. лово диалект при-шло из греческого языка и означае I «наречие», «говорить, изъясняться».
Различают несколько типов (иа пек ги 1М0В.
Лексические диалектизмы - слова и по форме, и по значению отличающиеся отелов общеупотребительной лексики: намедни — на днях, гутарить — говорить, инда даже, сусалы — скулы.
Диалектное слово может отличаться от общеупотребительного не формой, а значением. Например, словом верх в некоторых южных говорах называют овраг, глагол зевать используется в значении «кричать, звать», глагол жалеть — в значении «любить».
Диалектизмы часто используются как выразительные средства в произведениях художественной литературы — для речевой характеристики персонажей, передачи местного колорита, обозначения некоторых вещей и понятий.
2. Работа по учебнику
(Чтение определения и теоретического материала (с. 63—65).)
3. Работа с толковым словарём учебника
— Как понять, какие слова в словаре относятся к диалектным?
Чтобы найти диалектизм, надо обращать внимание на пометы, которые даются после слова. В толковом словаре учебники диалектизмы даются с пометой обл. В других толковых словаря» могут быть и другие, более конкретные пометы. Это надо уточпяп в условных обозначениях.
(Далее можно устроить соревнование: кто найдёт в слом;| ре и выпишет больше диалектных слов за определённое врсм| (1—2 мин).)
V. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику
Упр. 117 - чтение текста, работа с диалектными словам графическое объяснение правописания слов с орфограммами.
Упр. 118 — устное выполнение.
2. Словарная работа
Запишите в орфографический словарик слово обиход. Л черкните орфограмму.
Составьте предложение с этим словом3. Занимательная лингвистика
— Знаете ли вы, что значит «объегорить»? А что значит «Щ кузьмить»?
Материал для учителя
Слова объегорить и подкузьмить можно встретить только в разговорной речи. В других стилях языка, кроме художественного, встретить их невозможно: они просторечные.
Выясним значение этих интересных глаголов. Оно проясняется и контексте. Например: «Объегорил он меня: пообещал вернуть десять рублей, а не отдал»; «Подкузьмила меня моя доверчивость».
А теперь уточним значение с помощью толкового словаря: объегорить — обмануть, провести; подкузьмить — поставить в затруднительное, неприятное положение, подвести.
Наверное, все услышали в корнях этих слов имена Егор и Кузьма. Но при чём тут они?
История глаголов объегорить и подкузьмить уходит корнями и глубь веков. До введения крепостного права на Руси крестьяне мог-||и переходить от одного барина к другому. Они нанимались на работу Меной, в праздник «на Егория». а расчёт получали осенью, «в Кузьминки». Во время сделок стороны нередко пускались на всякие ухищрения, а порой и на обман. Так и появились глаголы объегорить и подкузьмить.
VI. Подведение итогов урока
Объясните значение терминов диалект, диалектизм.
В каких стилях речи используются диалектизмы?
- Как найти диалектизмы в толковых словарях? Домашнее задание
1. Учебник: § 24.
1 Опережающее задание: узнать у родителей, родственников знакомые им диалектные слова, уточнить значение этих, слов по словарю.