kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Диалектизмы» 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить с понятием диалектизмы; развивать навы­ки работы с толковыми словарями; обогащать лексический запас.

Планируемые результаты: знание понятия диалектизмы; уме­нии пользоваться толковыми словарями, объяснять языковые яв-ппня; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока I Организационный момент Id Проверка домашнего задания

16 - обсуждение примеров профессионализмов, вопроса.

.'. Сообщения о профессиональной лексике родственников. HI Самоопределение к деятельности

(Обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоятель-| iv наблюдений».)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться со словами, которые употребляются только и определённой местности, научиться определять значение тих слов.)

•V Рнбота по теме урока I. ( лово учителя

Мы уже знаем, что необщеупотребительные слова, которые мши,чуются в речи жителей определённой местности, называ-ии ииалектизмамиДиалектные слова используют! н преимущественно в устной речи; диалект — это устная разговорно бытовая речь жителей определённой (обычно сельской) м< i гно( ги. < лово диалект при-шло из греческого языка и означае I «наречие», «говорить, изъяс­няться».

Различают несколько типов (иа пек ги 1М0В.

Лексические диалектизмы - слова и по форме, и по значе­нию отличающиеся отелов общеупотребительной лексики: наме­дни — на днях, гутарить — говорить, инда   даже, сусалы — скулы.

Диалектное слово может отличаться от общеупотребительно­го не формой, а значением. Например, словом верх в некоторых южных говорах называют овраг, глагол зевать используется в зна­чении «кричать, звать», глагол жалеть — в значении «любить».

Диалектизмы часто используются как выразительные сред­ства в

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Диалектизмы» 6 класс»

Урок 2 9. Диалектизмы

Цели: познакомить с понятием диалектизмы; развивать навы­ки работы с толковыми словарями; обогащать лексический запас.

Планируемые результаты: знание понятия диалектизмы; уме­нии пользоваться толковыми словарями, объяснять языковые яв-ппня; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока I Организационный момент Id Проверка домашнего задания

16 - обсуждение примеров профессионализмов, вопроса.

.'. Сообщения о профессиональной лексике родственников. HI Самоопределение к деятельности

(Обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоятель-| iv наблюдений».)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться со словами, которые употребляются только и определённой местности, научиться определять значение тих слов.)

V Рнбота по теме урока I. ( лово учителя

Мы уже знаем, что необщеупотребительные слова, которые мши,чуются в речи жителей определённой местности, называ-ии ииалектизмамиДиалектные слова используют! н преимущественно в устной речи; диалект — это устная разговорно бытовая речь жителей определённой (обычно сельской) мi гно( ги. лово диалект при-шло из греческого языка и означае I «наречие», «говорить, изъяс­няться».

Различают несколько типов (иа пек ги 1М0В.

Лексические диалектизмы - слова и по форме, и по значе­нию отличающиеся отелов общеупотребительной лексики: наме­дни — на днях, гутарить — говорить, инда даже, сусалы — скулы.

Диалектное слово может отличаться от общеупотребительно­го не формой, а значением. Например, словом верх в некоторых южных говорах называют овраг, глагол зевать используется в зна­чении «кричать, звать», глагол жалеть — в значении «любить».

Диалектизмы часто используются как выразительные сред­ства в произведениях художественной литературы — для речевой характеристики персонажей, передачи местного колорита, обо­значения некоторых вещей и понятий.

2. Работа по учебнику

(Чтение определения и теоретического материала (с. 63—65).)

3. Работа с толковым словарём учебника

Как понять, какие слова в словаре относятся к диалектным?

Чтобы найти диалектизм, надо обращать внимание на поме­ты, которые даются после слова. В толковом словаре учебники диалектизмы даются с пометой обл. В других толковых словаря» могут быть и другие, более конкретные пометы. Это надо уточпяп в условных обозначениях.

(Далее можно устроить соревнование: кто найдёт в слом;| ре и выпишет больше диалектных слов за определённое врсм| (1—2 мин).)

V. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику

Упр. 117 - чтение текста, работа с диалектными словам графическое объяснение правописания слов с орфограммами.

Упр. 118 — устное выполнение.

2. Словарная работа

Запишите в орфографический словарик слово обиход. Л черкните орфограмму.

Составьте предложение с этим словом3. Занимательная лингвистика

Знаете ли вы, что значит «объегорить»? А что значит «Щ кузьмить»?

Материал для учителя

Слова объегорить и подкузьмить можно встретить только в разговор­ной речи. В других стилях языка, кроме художественного, встретить их невозможно: они просторечные.

Выясним значение этих интересных глаголов. Оно проясняется и контексте. Например: «Объегорил он меня: пообещал вернуть десять рублей, а не отдал»; «Подкузьмила меня моя доверчивость».

А теперь уточним значение с помощью толкового словаря: объего­рить — обмануть, провести; подкузьмить — поставить в затруднительное, неприятное положение, подвести.

Наверное, все услышали в корнях этих слов имена Егор и Кузьма. Но при чём тут они?

История глаголов объегорить и подкузьмить уходит корнями и глубь веков. До введения крепостного права на Руси крестьяне мог-||и переходить от одного барина к другому. Они нанимались на работу Меной, в праздник «на Егория». а расчёт получали осенью, «в Кузь­минки». Во время сделок стороны нередко пускались на всякие ухи­щрения, а порой и на обман. Так и появились глаголы объегорить и подкузьмить.

VI. Подведение итогов урока

Объясните значение терминов диалект, диалектизм.

В каких стилях речи используются диалектизмы?

- Как найти диалектизмы в толковых словарях? Домашнее задание

1. Учебник: § 24.

1 Опережающее задание: узнать у родителей, родственников знакомые им диалектные слова, уточнить значение этих, слов по словарю.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Диалектизмы» 6 класс

Автор: Муртазалова Лали Магомедовна

Дата: 20.08.2020

Номер свидетельства: 556156

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока по теме: "Лексика. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы""
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-tiemie-lieksika-obshchieupotriebitiel-nyie-slova-profiessionalizmy-dialiektizmy"
    ["file_id"] => string(6) "250054"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447006815"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Урок русского языка в 6 классе по теме: «Общеупотребительные и слова ограниченные в употреблении (диалектизмы, профессионализмы)»"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogho_iazyka_v_6_klassie_po_tiemie_obshchieupotriebitiel_nyie_i_slova_o"
    ["file_id"] => string(6) "398727"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489072469"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) ""Школа России" Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс"
    ["seo_title"] => string(63) "shkola-rossii-rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-1-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "275496"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452589667"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Программа элективного курса по русскому языку для 10-11 классов"
    ["seo_title"] => string(68) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-russkomu-iazyku-dlia-10-11-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "290645"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455008236"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "программа по русскому языку 5 класс надомное обучение"
    ["seo_title"] => string(52) "proghrammaporusskomuiazyku5klassnadomnoieobuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "304895"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457811651"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства