Исрафилова Р.М., учитель русского языка и литературы
Шеминовская СШ
Урок русского языка в 6 классе по теме:
«Общеупотребительные и слова ограниченные в употреблении (диалектизмы, профессионализмы)»
Эпиграф : «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей»(М.Горький)
Тип урока: получение новых знаний
Цели урока :
1) Обучающая: узнать новое о сферах употребления слов в нашей речи; научиться различать слова по сфере их употребления: общеупотребительные и слова ограниченного употребления
2) Развивающая: развивать умения учащихся формулировать собственные суждения, делать выводы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно; использовать полиязычие
3) Воспитательная: воспитывать бережное отношение отношение к зыкам других народов, повышать культуру речи
Формы работы – фронтальная, парная, работа в группах, индивидуальная.
Методы: проблемный диалог, беседа, рассказ, инсценирование.
Роль учителя – организация учебной деятельности школьника, проблемного диалога.
Оборудование:интерактивная доска, постеры, учебник русского языка для 6 класса (авторы: З.К.Сабитова., В.К.Павленко и др.).
Слово – выражает мысль (Л.Н.Толстой)
Перевести На анг каз дети читают
Ход урока.
Орг. момент.
Учитель:Здравствуйте, дети.
Всем говорю я: Здравствуйте!
С добрым утром, друзья!
День наступил прекрасный,
Потому что в нем ВЫ и Я.
Дети, давайте все встанем дружно в Круг Радости
Улыбнемся друг другу, подарим хорошее настроение, чтобы всем нам сегодня было интересно и увлекательно идти по дороге Знаний.
Передайте хорошими и теплыми слова свое настроение, но не только на русском языке, а на английском и казахском языках. Молодцы ребята! А теперь я попрошу вас разделиться на группы, посмотрите какие красивые листочки у нас в корзине, (перевести цвета листочков на языки) пожалуйста выберите по одному листочку соответствующему форме и цвету которые находятся у нас на столах и садитесь на свои места. Замечательно! Молодцы!
Садитесь, пожалуйста. Запишем число урока.
Фаза вызова (мотивационная)
Учитель: Я приглашаю вас сегодня в мир Слова. Что вы знаете об этом мире? Какой раздел науки о языке изучает слово как основную единицу нашего языка?
Ответ: Лексикология
Учитель: Какие же понятия вам уже знакомы из раздела Лексикология?
Давайте вспомним с вами.
Ответы: Синонимы, антонимы, омонимы, лексика
Учитель: Цель нашего урока – узнать новое о сферах употребления слов в нашей речи. О словах всем известных, понятных и о словах ограниченного употребления.
Тее слова, которые все употребляют, общепонятны. Это общеупотребительные слова. А слова, которые не все употребляют и понимают – необщеупотребительные или ограниченные в употреблении (диалектизмы и профессионализмы)
Учитель: Так давайте определим тему нашего урока и запишем её.
Слайд. Общеупотребительные слова и ограниченные в употреблении (диалектизмы, профессионализмы)
Учитель: Что же это за слова? Ваши предположения?
Что мы хотим о них узнать?
(самостоятельно ставят перед собой цели, которые будут решать на фазе реализации смысла.)
Что такое общеупотребительное слово
Почему слова называются ограниченными в употреблении
Кто и Где употребляет диалектные и профессиональные слова
Учитель: Где можно узнать об этом, найти ответы на поставленные нами вопросы?
Возможные ответы учащихся: В учебнике.
Фаза реализации смысла (работа с новой информацией)
I.
Работа с текстом учебника. В соответствии с названием вашей группы найдите правило свое, прочитайте, обсудите и на постерах изобразите правило. Выберите спикера и защитите каждый свой проект.
Поощрение каждой группе по смайлу. Когда выходит на защиту по слову анг каз Внимание! Спасибо! Благодарим!
II.Работа с интерактивной доской. Делают записи в тетрадях.
Поощрение
III. Перевести профессиональные слова на английский и казахские языки.
Поощрение
Физкультминутка на казахском языке
IV. Инсценировка групп.
Рефлексия.
Учитель: Что же мы узнали сегодня на уроке, что запомнили?Подведём итоги.
Настроение свое показывают смайлами.
На листочках пишут по слову и клеют на дерево
Д/з. п.51.52 Написать рассказ о профессиях своих родителей, используя в нем профессионализмы.
4