Цели: закреплять знания об изученных стилях речи- учить определять стили речи; развивать навыки анализа текста само - юятельного поиска информации, орфографические навыки
Планируемые результаты: знание основных признаков текста
Ход урока I Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Упр. 83 — чтение и анализ творческих работ.) ill. Актуализация знаний Тестовая работа
(См.: КИМы, тест 3 (задание С1).) IV. Самоопределение к деятельности
(Чтение и обсуждение диалога на с. 47 учебника, текста доклада (упр. 84).)
Почему доклад Вани не понравился членам жюри? {Доклад — один из жанров научного стиля речи и должен отвечать требованиям этого стиля. А доклад Вани был сделан в разговорном стиле, поэтому докладом в полном смысле его назвать нельзя.)
Как избежать подобных ситуаций? (Чтобы не ошибиться с выбором стиля речи, необходимо учитывать ситуацию общения: понимать, где ты говоришь, о чём, с кем, с какой целью.)
Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке.' (Вспомнить основные характеристики стилей речи, упражняться в определении стилей, в создании текстов, соответствующих определённому стилю речи.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
1. Обсуждение вопроса и задания рубрики «Материалы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Текст и стили речи»»
Урок 21. Текст и стили речи
Цели: закреплять знания об изученных стилях речи- учить определять стили речи; развивать навыки анализа текста само - юятельного поиска информации, орфографические навыки
Планируемые результаты: знание основных признаков текста
Ход урока I Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Упр. 83 — чтение и анализ творческих работ.) ill. Актуализация знаний Тестовая работа
(См.: КИМы, тест 3 (задание С1).) IV. Самоопределение к деятельности
(Чтение и обсуждение диалога на с. 47 учебника, текста доклада (упр. 84).)
Почему доклад Вани не понравился членам жюри? {Доклад — один из жанров научного стиля речи и должен отвечать требованиям этого стиля. А доклад Вани был сделан в разговорном стиле, поэтому докладом в полном смысле его назвать нельзя.)
Как избежать подобных ситуаций? (Чтобы не ошибиться с выбором стиля речи, необходимо учитывать ситуацию общения: понимать, где ты говоришь, о чём, с кем, с какой целью.)
Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке.' (Вспомнить основные характеристики стилей речи, упражняться в определении стилей, в создании текстов, соответствующих определённому стилю речи.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
1. Обсуждение вопроса и задания рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 46, 47).
Дополнительное задание
— Кратко охарактеризуйте известные вам стили речи. (При мерный ответ. 1) Разговорный стиль — неофициальность, преобладание устной формы, эмоциональность, непосредственность, широкое использование разговорной лексики. 2) Научный стиль — официальность, преобладание письменной формы, подготовленность речи, логичность, объективность, точность, широкое использование специально! лексики. 3) Художественный стиль — эстетичность, образность, индивидуальность стиля, использование всех среден языка, стилистическая окрашенность лексики, использование тропов, фигур речи, звукописи.)
Стиль текста близок к научному, точнее — научно-популяр ный с элементами художественного стиля: есть оценочная лек гика, использованы тропы, особые синтаксическое конструкции [красивый шрифт, настоящий шедевр), ряды однородных членов.
2. Словарная работа
Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 47, 48, подчеркните орфограммы.
Составьте словосочетания с этими словами.
3. Занимательная лингвистика
Интересна история одного из только что записанных слов — нордовый. Это слово заимствовано из французского языка I XVIII в.
Бордо — город на юго-западе Франции, в известном вино-иельческом регионе страны. Сорт изготавливаемого в Бордо вина, имеющего тёмно-красный оттенок, тоже получил название «бордо». Со временем так стали называть соответствующий цвет.
Примерно до середины XX в. правильным в русском языке считалось выражение цвет бордо, а сегодня более распространено ныражение бордовый цвет. Прилагательное бордовый, ранее относимое к просторечиям, образовалось от слова бордо при помощи суффикса -ое-.
VII. Подведение итогов урока
— Приведите примеры текстов разных стилей.
- Может ли текст не принадлежать ни одному из стилей речи? Домашнее задание