1.Оргмомент, мотивация к учебной деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «хочу-надо-могу», создание положительного эмоционального настроя | - Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: письменные принадлежности, учебник. - Готовы к работе? Несколько слов о вашей творческой работе - сочинении-рассуждении (краткий анализ) - Какой можем сделать вывод? (нужно много трудиться, быть внимательным, постоянно повторять правила орфографии и пунктуации) - Ребята, а что нужно для успешной работы на уроке? (внимание, сосредоточенность, желание думать и работать). - Откройте тетради, запишите число 18 февраля. Классная работа. | Проверяют готовность к уроку Просматривают сочинения, анализируют свою творческую работу. Отвечают на вопрос Отвечают на вопрос | Регулятивные: эмоционально-положительный настрой на урок Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и учащимися Личностные: понимают значение знаний и принимают его, проявляют позитивное отношение к другим и готовность к сотрудничеству. Познавательные: формулирование ответов на вопросы учителя. |
2.Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | 1.Организует работу по повторению, подводит итог беседы. - Ребята, сегодня на уроке нам предстоит открыть много нового. Чтобы определить тему нашего урока, я вам предлагаю начать с работы над ранее изученным материалом. Слайд Какие виды предложений мы уже изучили? Распределите предложения в зависимости от их вида: ПП, ССП, СПП. Слайд 1) Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. 2) Ветка закачалась, с нее посыпался снег. 3) Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь. 4) Потом снова всё стихло. - Проверьте себя и оцените свою работу – поставьте +, если все ответы совпали с эталоном. 2.Создаёт проблемную ситуацию. Подводит к формулированию темы, целей и задач урока. - (слайд) Какое из предложений не относится ни к одной группе? Запишите это предложение в тетрадь, оставив строку для темы урока, подчеркните грамматические основы. В етка закачалась, с нее посыпался снег. - Что вы можете сказать об этом предложении? - Как части предложений связаны друг с другом? - Сделайте вывод, какие предложения мы будем сегодня изучать на уроке? (Слайд ) - Тема урока – Сформулируйте цели урока, используя опорные слова: 1) познакомиться с... 2) научиться... (опорная запись на доске) - Чтобы без ошибок записать тему урока, выполним тестовое экзаменационное задание 5. (Слайд ). 1) ГЛИНЯНЫЙ – в прилагательных, пишется Н, если они образованы от бесприставочных глаголов. 2) ПОДРОСЛИ – в корне напишем букву О, так как можно проверить словом РОС. 3) БЕССОЮЗНОЕ - на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С 4) НЕВТЕРПЁЖ – не пишется Ь после шипящего в наречии, поскольку слово является исключением из правил. 5) НЕСКОЛЬКО (конфет) – НЕ с числительными пишется слитно - Проверьте себя и оцените свою работу – поставьте +, если все ответы совпали с эталоном. | - простые предложения, ССП и СПП Обучающиеся выполняют задания в тетради, (1 учащийся за доской) Проверяют по эталону (работа учащегося за доской) - зачитывают предложения - записывают предложение, выделяют грамматические основы, - отмечают, что это сложное предложение, потому что 2 основы, - что в нём нет союзов. - если союзов нет, то части связаны по смыслу - бессоюзные сложные предложения - определяют для себя цели и задачи: 1)познакомиться с БСП, 2)научиться находить БСП в тексте, чертить схемы БСП 3) научиться определять смысловые отношения между частями БСП - вспоминают правило - правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на -З и -С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными — С». - записывают тему урока ОТВЕТ 34 | Коммуникативные: умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия, выявлять, что усвоено, а что предстоит усвоить Познавательные: формулирование ответов на вопросы учителя; умение анализировать языковой материал и поиск нужной информации Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. |
3.Этап открытия новых знаний и выявления места и причины затруднения Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения: почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем? | Исследование А теперь, ребята, произведём небольшое исследование. (упр.252 из учебника) Выписать бессоюзные сложные предложения, вставить и объяснить пропущенные буквы. Проверка Слайд 2; 3; 6; 8; 9; 11 - Проверьте себя и оцените свою работу – поставьте +, если 4 предложения совпали с эталоном. - Что вы заметили при работе с БСП? - Почему это происходит и от чего зависит? - Почему у нас возникли затруднения? Что мы хотим узнать нового о БСП? | - В предложениях разные знаки препинания. - разные смысловые отношения - Что такое БСП? - Из чего они состоят? - Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений? - Какие знаки препинания в БСП? - Как выглядит схема БСП? | Познавательные: Извлечение необходимой информации и ее использование, постановка проблемы Коммуникативные: аргументация своего мнения Регулятивные: усваивают последовательность действий по выполнению задания, выделяют то, что уже усвоено и что надо усвоить. |
4.Этап построения проекта выхода из затруднения Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений применять его при решении задачи, вызвавшей затруднение Физкультминутка (гимнастика для глаз) | - Где мы можем найти нужную информацию для ответов на эти вопросы? Самостоятельное изучение материала разными методами: Работа в парах: проанализируйте материал учебника и языковой материал, размещённый на карточках, и сделайте свои выводы. Организует проверку Дети зачитывают выводы 1. Что такое БСП? Это сложное предложение, части которого связаны по смыслу и интонации, без помощи союзов. - Из чего они состоят? Из простых предложений. - Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений? Смысловые отношения зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются интонацией (в устной речи) и знаками препинания ( в письменной) - Какие знаки препинания в БСП ? отделительные | Выбирают пути решения проблемы, обсуждают план выхода из затруднения: - обратиться к учителю для объяснения - обратиться к материалу учебника - проанализировать языковой материал - интернет Самостоятельная работа учащихся: - читают правило в учебнике с.122 - работа по карточке - делают выводы Ответы учащихся: - пробуют начертить схемы предложений по рисункам Схемы БСП 1. [ ], [ ]. 2. [ ] - [ ]. 3. [ ]: [ ]. 4. [ ]; [ ]. Выполняют гимнастику для глаз | Коммуникативные: принимать другое мнение, уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами Регулятивные: Внесение необходимых корректировок в план и способ действия Познавательные: выделение существенной информации; установление причинно-следственных связей; построение рассуждения. Регулятивные: Осуществление оценки, коррекция Личностные: проявлять интерес к новому заданию. Коммуникативные: Умение выражать свои мысли |
5. Этап первичного закрепления и проговаривания во внешней речи Цель: усвоение учащимися нового способа действия | Работа с пословицами. Какими предложениями являются пословицы? Понаблюдайте: в какие смысловые отношения вступают простые предложения в составе БСП. Раздаются произвольно фрагменты пословиц – нужно собрать в единую фразу. Объясняет задание, раздает материал. Любишь кататься – люби и саночки возить. Зайца ноги носят, волка зубы кормят. У кого какой вкус: кто любит дыню, а кто арбуз. Смелые побеждают — трусливые погибают. Лес рубят - щепки летят. | Читают, сопоставляют фрагменты, объясняют значение пословиц. (Прием «Жокей и лошадь») | Регулятивные: преодолевают затруднения. Коммуникативные: Умение выражать свои мысли, общение со своими товарищами с целью получения нужного результата |
6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет | Задание на карточках: из простых составить БСП, вставить знаки препинания, начертить схему, определить значение. 1. Образовалась течь. Лодка стала погружаться в воду. 2. Собака лежала у самой калитки. Я боялся двинуться. 3. Травка зеленеет. Солнышко блестит. Оцените работу + | Выполняют задания в тетради Проверка по образцу 1. Образовалась течь - лодка стала погружаться в воду. 2. Я боялся двинуться: собака лежала у самой калитки. 3. Травка зеленеет, солнышко блестит. | Познавательные: самостояте-льное решение задачи, выполнение действий по алгоритму. Коммуникативные: способность принять другое мнение. Регулятивные: осуществление самоанализа и самоконтроля, проверка знаний по эталону |
7. Этап включения нового знания в систему знаний и повторение Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Создание собственного текста-рассуждения по цитате Нины Сергеевны Валгиной: «Бессоюзное сложное предложение в смысловом отношении представляет собой единство». (Объединены содержанием и, следовательно, лексически). | Выполняют задание на карточках – тестовые задания 12, 14 | Регулятивные: умение осуществлять проверку знаний по эталону, коррекция Личностные: самоопределение, адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников. |
8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | Организует рефлексию. Обобщает полученные на уроке сведения. Проводит беседу по вопросам: - что мы узнали на уроке? Какую тему мы изучили? - выполнили цель урока? - докажите - в чем вы испытали затруднения? - что вам помогло их преодолеть? - оцените свою работу на уроке. Организует самооценку учебной деятельности. Задает домашнее задание: Выучить правило (стр. 122), упр.255 или выписать из учебника литературы примеры бессоюзных сложных предложений с разными значениями. | Отвечают на вопросы. Вернуться к таблице. 1.Что знали? 2.Какая задача стояла перед нами? 3.Сегодня мы узнали… 4. Теперь я могу… - Предлагаю поделиться впечатлениями от сегодняшнего урока. Я понял…. Я узнал... - Ребята, в чём вы испытали затруднение? - Что у нас получилось лучше всего? - Предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Считают количество + 6-7 молодцы! 4-5 вы старались, но у вас не все получилось, нужно поработать Меньше 4 придётся повторить Записывают домашнее задание в дневник | Регулятивные: самооценка собственной познавательной деятельности на уроке, качество и уровень усвоения знаний Личностные: оценка собственной деятельности, рефлексия Коммуникативные: умение выражать свои мысли, слушать высказывания других |