kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок соответствует требованиям ФГОС. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения"»

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Караевская ООШ»

Порфирьева Рената Георгиевна

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме

«Бессоюзные сложные предложения». 1марта 2023 г.

Цель деятельности учителя

Выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу; развивать мышление учащихся; формировать у них навыки анализа сложных предложений, умение анализировать свои учебные действия, выделять главное. Создать условия для самостоятельного «открытия» знаний: формирования общего понятия о бессоюзных сложных предложениях, об условиях постановки разных знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

Планируемые образовательные результаты

Предметные отличать БСП от других видов предложений, определять характер смысловых  отношений между предложениями в  бессоюзном сложном предложении, выражать   их с помощью интонации, сопоставлять БСП с синонимичными ССП и СПП. Совершенствовать пунктуационные навыки и умение проводить синтаксический анализ предложения.

Метапредметные:

а) коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения

б) регулятивные:

ставить цели на урок, составлять план достижения цели, планировать учебное сотрудничество в группе, осуществлять самопроверку и самооценку деятельности, соотносить цели и результаты деятельности, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения

в) познавательные:

осуществлять обработку информации, отвечать    на вопросы и формулировать их, высказывать собственную точку зрения. Работать в парах, формировать навыки исследовательской   деятельности, уметь представлять результат исследования, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, слушать и понимать речь других, преобразовывать полученную информацию в схемы.

Личностные: развивать способность  иметь собственное мнение;  развивать умение учиться  самостоятельно, отыскивать  доказательства и рассуждать логично.

Методы и формы обучения

Частично-поисковый, исследовательский, наглядный; Групповая работа, фронтальная, самостоятельная, работа в парах

Образовательные ресурсы

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f3e2e556-556a-4604-aae0-0cd654ddcffd/%5BRUS9_216%5D_%5BIA_076%5D.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a4cd4593-063d-478b-9fbe-31943f4dc22e/%5BRUS9_216%5D_%5BTD_091%5D.html

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонс-трационный материал

Презентация PowerPoint, раздаточный материал с практическими заданиями.


Основные понятия

сложное предложение, бессоюзное сложное предложение (БСП), знаки препинания в БСП



Организационная структура (сценарий) урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

1.Оргмомент, мотивация к учебной деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «хочу-надо-могу», создание положительного эмоционального настроя

- Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: письменные принадлежности, учебник.

- Готовы к работе? Несколько слов о вашей творческой работе - сочинении-рассуждении (краткий анализ)

- Какой можем сделать вывод?

(нужно много трудиться, быть внимательным, постоянно повторять правила орфографии и пунктуации)

- Ребята, а что нужно для успешной работы на уроке? (внимание, сосредоточенность, желание думать и работать).

- Откройте тетради, запишите число 18 февраля. Классная работа.

Проверяют готовность к уроку


Просматривают сочинения, анализируют свою творческую работу.

Отвечают на вопрос




Отвечают на вопрос




Регулятивные: эмоционально-положительный настрой на урок

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и учащимися

Личностные: понимают значение знаний и принимают его, проявляют позитивное отношение к другим и готовность к сотрудничеству.

Познавательные: формулирование ответов на вопросы учителя.


2.Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1.Организует работу по повторению, подводит итог беседы.

- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит открыть много нового. Чтобы определить тему нашего урока, я вам предлагаю начать с работы над ранее изученным материалом.

Слайд

Какие виды предложений мы уже изучили?

Распределите предложения в зависимости от их вида: ПП, ССП, СПП.

Слайд

1) Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. 2) Ветка закачалась, с нее посыпался снег. 3) Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь.

4) Потом снова всё стихло.

- Проверьте себя и оцените свою работу – поставьте +, если все ответы совпали с эталоном.

2.Создаёт проблемную ситуацию. Подводит к формулированию темы, целей и задач урока.

- (слайд) Какое из предложений не относится ни к одной группе?

Запишите это предложение в тетрадь, оставив строку для темы урока, подчеркните грамматические основы.

В етка закачалась, с нее посыпался


снег.

- Что вы можете сказать об этом предложении?

- Как части предложений связаны друг с другом?

- Сделайте вывод, какие предложения мы будем сегодня изучать на уроке? (Слайд )

- Тема урока –

Сформулируйте цели урока, используя опорные слова: 1) познакомиться с... 2) научиться...

(опорная запись на доске)






- Чтобы без ошибок записать тему урока, выполним тестовое экзаменационное задание 5.

(Слайд ).

1) ГЛИНЯНЫЙ – в прилагательных, пишется Н, если они образованы от бесприставочных глаголов. 
2) ПОДРОСЛИ – в корне напишем букву О, так как можно проверить словом РОС.

3) БЕССОЮЗНОЕ - на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С 
4) НЕВТЕРПЁЖ – не пишется Ь после шипящего в наречии, поскольку слово является исключением из правил. 
5) НЕСКОЛЬКО (конфет) – НЕ с числительными пишется слитно 

- Проверьте себя и оцените свою работу – поставьте +, если все ответы совпали с эталоном.






- простые предложения, ССП и СПП

Обучающиеся выполняют задания в тетради, (1 учащийся за доской)

Проверяют по эталону (работа учащегося за доской)

ПП

ССП

СПП

???

4

3

1

2














- зачитывают предложения

- записывают предложение, выделяют грамматические основы,


- отмечают, что это сложное предложение, потому что 2 основы,

- что в нём нет союзов.

- если союзов нет, то части связаны по смыслу


- бессоюзные сложные предложения


- определяют для себя цели и задачи: 1)познакомиться с БСП,

2)научиться находить БСП в тексте, чертить схемы БСП

3) научиться определять смысловые отношения между частями БСП





- вспоминают правило

- правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на -З и -С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными — С».

- записывают тему урока







 ОТВЕТ 34




Коммуникативные:

умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия, выявлять, что усвоено, а что предстоит усвоить

Познавательные:

формулирование ответов на вопросы учителя; умение анализировать языковой материал и поиск нужной информации

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

 

3.Этап открытия новых знаний и выявления места и причины затруднения

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения: почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем?

Исследование

А теперь, ребята, произведём небольшое исследование.

(упр.252 из учебника) Выписать бессоюзные сложные предложения, вставить и объяснить пропущенные буквы.

Проверка Слайд

2; 3; 6; 8; 9; 11

- Проверьте себя и оцените свою работу – поставьте +, если 4 предложения совпали с эталоном.

- Что вы заметили при работе с БСП?

- Почему это происходит и от чего зависит?

- Почему у нас возникли затруднения? Что мы хотим узнать нового о БСП?


















- В предложениях разные знаки препинания.

- разные смысловые отношения

- Что такое БСП?

- Из чего они состоят?

- Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?

- Какие знаки препинания в БСП?

- Как выглядит схема БСП?

Познавательные:

Извлечение необходимой информации и ее использование, постановка проблемы

Коммуникативные:

аргументация своего мнения

Регулятивные: усваивают последовательность действий по выполнению задания, выделяют то, что уже усвоено и что надо усвоить.

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений применять его при решении задачи, вызвавшей затруднение



























Физкультминутка (гимнастика для глаз)

- Где мы можем найти нужную информацию для ответов на эти вопросы?









Самостоятельное изучение материала разными методами:

Работа в парах: проанализируйте материал учебника и языковой материал, размещённый на карточках, и сделайте свои выводы.



Организует проверку

Дети зачитывают выводы


1. Что такое БСП? Это сложное предложение, части которого связаны по смыслу и интонации, без помощи союзов.

- Из чего они состоят? Из простых предложений.

- Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений? Смысловые отношения зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются интонацией (в устной речи) и знаками препинания ( в письменной)

- Какие знаки препинания в БСП ?

, ; : -

отделительные



Выбирают пути решения проблемы, обсуждают план выхода из затруднения:

- обратиться к учителю для объяснения

- обратиться к материалу учебника

- проанализировать языковой материал

- интернет


Самостоятельная работа учащихся:

- читают правило в учебнике с.122

- работа по карточке

- делают выводы


Ответы учащихся:









- пробуют начертить схемы предложений по рисункам

Схемы БСП

1. [ ], [ ].

2. [ ] - [ ].

3. [ ]: [ ].

4. [ ]; [ ].

Выполняют гимнастику для глаз


Коммуникативные: принимать другое мнение, уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами

Регулятивные:

Внесение необходимых корректировок в план и способ действия

Познавательные: выделение существенной информации; установление причинно-следственных связей; построение рассуждения.













Регулятивные:

Осуществление оценки, коррекция

Личностные: проявлять интерес к новому заданию.

Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли

5. Этап первичного закрепления и проговаривания во внешней речи

Цель: усвоение учащимися нового способа действия

Работа с пословицами. Какими предложениями являются пословицы? Понаблюдайте: в какие смысловые отношения вступают простые предложения в составе БСП.

Раздаются произвольно фрагменты пословиц – нужно собрать в единую фразу.

Объясняет задание, раздает материал.

Любишь кататьсялюби и саночки возить.

Зайца ноги носят, волка зубы кормят.

У кого какой вкус: кто любит дыню, а кто арбуз.

Смелые побеждаюттрусливые погибают.

Лес рубят - щепки летят.

Читают, сопоставляют фрагменты, объясняют значение пословиц.

(Прием «Жокей и лошадь»)

Регулятивные: преодолевают затруднения.

Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли, общение со своими товарищами с целью получения нужного результата



6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет

Задание на карточках: из простых составить БСП, вставить знаки препинания, начертить схему, определить значение.

1. Образовалась течь. Лодка стала погружаться в воду.

2. Собака лежала у самой калитки. Я боялся двинуться.

3. Травка зеленеет. Солнышко блестит.


Оцените работу +


Выполняют задания в тетради



Проверка по образцу

1. Образовалась течь - лодка стала погружаться в воду.

2. Я боялся двинуться:

собака лежала у самой калитки.

3. Травка зеленеет, солнышко блестит.

Познавательные: самостояте-льное решение задачи, выполнение действий по алгоритму.

Коммуникативные: способность принять другое мнение.

Регулятивные: осуществление самоанализа и самоконтроля, проверка знаний по эталону



7. Этап включения нового знания в систему знаний и повторение

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Создание собственного текста-рассуждения по цитате Нины Сергеевны Валгиной: «Бессоюзное сложное предложение в смысловом отношении представляет собой единство». (Объединены содержанием и, следовательно, лексически).



Выполняют задание на карточках – тестовые задания 12, 14

Регулятивные: умение осуществлять проверку знаний по эталону, коррекция

Личностные: самоопределение, адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников.

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса


Организует рефлексию. Обобщает полученные на уроке сведения.

Проводит беседу по вопросам:

- что мы узнали на уроке? Какую тему мы изучили?

- выполнили цель урока?

- докажите

- в чем вы испытали затруднения?

- что вам помогло их преодолеть?


- оцените свою работу на уроке.

Организует самооценку учебной деятельности.











Задает домашнее задание:

Выучить правило (стр. 122),

упр.255 или

выписать из учебника литературы примеры бессоюзных сложных предложений с разными значениями.

Отвечают на вопросы. Вернуться к таблице.

1.Что знали?

2.Какая задача стояла перед нами?

3.Сегодня мы узнали…

4. Теперь я могу…

- Предлагаю поделиться впечатлениями от сегодняшнего урока.

Я понял…. Я узнал...

- Ребята, в чём вы испытали затруднение?

- Что у нас получилось лучше всего?

- Предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

Считают количество +

6-7 молодцы!

4-5 вы старались, но у вас не все получилось, нужно поработать

Меньше 4 придётся повторить


Записывают домашнее задание в дневник

Регулятивные: самооценка собственной познавательной деятельности на уроке, качество и уровень усвоения знаний

Личностные: оценка собственной деятельности, рефлексия

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, слушать высказывания других





Нина Сергеевна Валгина: «Бессоюзное сложное предложение в смысловом отношении представляет собой единство»

Бессоюзное сложное предложение в смысловом отношении представляет собой единство. Например, в предложении Багряные лучи солнца обливали стены и башни города кровью, зловеще блестели стекла окон, весь город казался израненным (М. Г.) рисуется общая картина города, детали этого описания фиксируются частями бессоюзного сложного предложения, которые объединены содержанием и, следовательно, лексически.





Бессоюзное сложное предложение.

С запятой.

Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.

Полный чайник молчит, наполовину пустой шумит. (Китайская)

Руки поборют одного, знания - тысячу.

Одинокое дерево ветра боится, одинокий человек людей страшится.

Мудрый человек требует всего только от себя, ничтожный человек требует всего только от других. (Китайская)

У каждой горы свой уклон, у каждого человека свой нрав. (Монгольская)

Знающему - светло, незнающему темно.


С двоеточием.

Всё в порядке: сани в Казани, хомут на базаре.

Дорога матушка Москва: за золото не купишь, силой не возьмёшь.

Материнский гнев - что весенний снег: и много его выпадет, да скоро стает.

Подлинная добродетель подобна реке: чем она глубже, тем меньше шумит.

У кого какой вкус: кто любит дыню, а кто арбуз.


С тире.

Из слов моста не построишь - нужны брёвна.

Источник утоляет жажду - доброе слово оживляет сердце. (Монгольская)

Капелька за капелькой бежит издалека - вот в долине катится река. (Таджикская)

Таскал волк - потащили и волка.

Цветок сорви - и красота его увянет.

Долго будешь наряжаться - в гости опоздаешь. (Корейская)

За чужим погонишься - своё потеряешь.

Лес рубят - щепки летят.

Сделаешь другому добро - тебе будет полезно. (Китайская)

Хочешь большую ложку - возьми большую мотыгу. (Болгарская)

Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

Откочевал - верблюд не нужен, переплыл - лодка не нужна. (Тувинская)

Рано сделаешь - хоть поздно, да отдохнёшь, поздно сделаешь - отдыха не найдёшь

Ранний смех - поздние слёзы.

Врага пожалеешь - в беду угодишь.

Не для лета изба рубится - для зимы.

Открыть тайну - погубить верность.



Ноги носят – руки кормят.

Посмотрит – рублем подарит. 

Смелые побеждают — трусливые погибают (пословица).

С миру по нитке — голому рубаха (пословица).

Пришла беда — отворяй ворота (пословица).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рената Георгиевна Порфирьева

Дата: 04.02.2024

Номер свидетельства: 645136

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока русского языка на тему: "Простые и сложные предложения". "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-prostyie-i-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "206060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430084948"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Технологическая карта урока-практикума по русскому языку в 9 классе "
    ["seo_title"] => string(75) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-praktikuma-po-russkomu-iazyku-v-9-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "143107"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418456203"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме " Бессоюзные сложные предложения""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_v_9_klassie_po_tiemie_biessoiuznyie_slozhnyie"
    ["file_id"] => string(6) "396753"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488309680"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства