Класс | 3 класс |
ОС (УМК) | Л.В. Занков |
Предмет | Русский язык |
Тема урока | Склонение имен существительных в форме единственного числа |
Тип урока | Открытие нового знания. |
Планируемые результаты: Личностные:ЛУУД: | - ценностное отношение к совместной учебной деятельности; - учебно-познавательный интерес к понятию «склонение имен существительных» |
Метапредметные: РУУД: | - умение принимать и сохранять учебную задачу; - умение контролировать и оценивать свои действия; - умение провести рефлексию своих действий на уроке; |
ПУУД: | умение анализировать объекты с выделением существенных признаков; - умение выбирать способы действий при формировании понятия «склонение имен существительных»; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью учебной литературы; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; |
КУУД: | умение слушать собеседника и вести диалог, - высказывать свою точку зрения; - умение работать в группе; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; |
Предметные: | знание о трёх склонениях имен существительных в форме единственного числа; - умение различать слова 1-го 2-го и 3-го склонения; - умение определять склонение имен существительных в форме единственного числа по составленному алгоритму. |
Цель: | формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по определению и применению знаний о трёх склонениях имён существительных в форме единственного числа. |
Технологии | Технология деятельностного метода (Л.Г. Петерсон) Технология достижения планируемых результатов (О.Б. Логинова) Технология формирования коммуникативной культуры и навыков сотрудничества Технология контрольно-оценочной деятельности. |
Этап урока | Планируемые результаты | Действия педагога | Действия обучающихся | Результат |
1. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ | Самооценка готовности к уроку | Организует работу с положительным эмоциональным настроем, создает комфортную обстановку. Мотивирует на деятельность. Слайд 1. | Оценивают свою готовность к работе. | |
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ, МОТИВАЦИЯ | Умение применять знания при выполнении заданий: умения контролировать, оценивать действия при решении учебно-практической задачи. Ценностная ориентация на определение границы «знания/ незнания» | 1. Создает ситуацию по распределению слов на группы. На интерактивной доске написаны слова: страна, дядя, число, стол, конь, окно, склонение, поле, падеж, любовь, род. Слайд 2. Организует наблюдение детей за ходом выполнения задания, организует коллективную дискуссию, подводящую к тому, что существует различные варианты группировки слов. Создает ситуацию затруднения и управляет действиями обучающихся при выявлении затруднений определения трех склонений имен существительных (определение границы «знания-незнания»). Обращает внимание на выделенные слова. - Что можно сказать? - Вы слышали когда-нибудь выражение «1,2,3-е склонение»? | 1. Воспринимают задание, наблюдают, анализируют, группируют, предъявляют результат, выполняют взаимопроверку; отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения; работают на интерактивной доске. - Существительные можно распределить на группы по родам. Все эти существительные в единственном числе. Определяют морфологические признаки: род, число, падеж. Изменение слов по падежам – склонение. Выявляют и формулируют свои затруднения (недостаточность знаний). | учебно-познавательный интерес; умение классифицировать объекты по общему признаку. умение контролировать и оценивать свои действия по предъявленному на доске результату; осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; |
3. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ | Умение самостоятельно определить тему урока и познавательную цель через формулировку познавательного вопроса. | Организует ситуацию целеполагания и управляет действиями учащихся. Мотивирует учащихся на определение знаний о трёх склонениях имён существительных в форме единственного числа. Управляет действиями: - определения темы, - определения познавательного вопроса. - определение цели и учебных задач. Введение оценочного листа. Слайд 3. - По каким критериям будем оценивать свои знания? | Исследуют записи на странице учебника. Анализируют полученную информацию. Формулируют тему и цель урока. Тема урока «Склонение имен существительных в форме единственного числа» - Какие имена существительные относятся к 1,2,3-му склонению? - Как определять склонения имен существительных? 1. Знание о трёх склонениях имен существительных в форме единственного числа. 2. Умение различать слова 1-го 2-го и 3-го склонения. 3. Умение определять склонение имен существительных в форме единственного числа по составленному алгоритму. | учебно-познавательный интерес; умение определять тему, формулировать познавательный вопрос и цель урока; умение анализировать объекты с выделением существенных признаков; умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; - умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. |
4. РЕШЕНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ | Знание о трёх склонениях имен существительных в форме единственного числа, умение определять склонение. | 1. Организует решение первой учебной задачи. Организует познавательную ситуацию и управляет действиями учащихся по определению знаний о трех склонениях через составление таблицы. Обращая внимание на таблицу, учитель предлагает проанализировать содержание. - Можем ли мы сказать, что мы решили первую учебную задачу? Оцените себя. 2.Организует решение второй учебной задачи: Предлагает объединиться в группы и раздает карточки с заданиями: склонение 1 скл., 2 скл., 3 скл., окончания -а, -я, - о, -е, нулевое. род м.р., ж.р., ср.р. Контролирует и по необходимости помогает группам. Предлагает выступить группам. На доске выстраивается таблица. Слайд 4. - Где можно уточнить правильность выполнения задания? Организует работу с дополнительной справочной литературой (Справочник Игнатьева Т. В., Тарасова Л.Е.) | 1. Высказывают свои мнения. - Склонения разделены на 3 группы. Оценка 2. Групповое решение проблемы по определению понятия «1,2,3-е склонение». 1 группа – 1 скл., 2 группа – 2 скл., 3 группа – 3 скл. Выполняют задание: наблюдают, анализируют, сравнивают, высказывают свои мнения, доказывают, делают вывод. - 1 группа – это 1 склонение, потому что к 1 скл. относятся имена существительные м.р. и ж.р. с окончаниями -а,-я. Вторая группа – это 2 склонение, потому что ко 2 скл. относятся имена существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями -о,-е. Третья группа – это 3 склонение, потому что к 3 скл. относятся имена существительные ж.р. с нулевым окончанием. - Можно узнать в справочнике, в интернете, в учебнике, спросить у кого-нибудь. (Обучающийся озвучивает информацию из справочника.) | учебно-познавательный интерес; проявление ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности; умение анализировать объекты с выделением существенных признаков. умение осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью учебной литературы; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; умение провести рефлексию своих действий на уроке; - умение различать склонение имен существительных |
5.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ | Усвоить умение определять склонение имен существительных в единственном числе. | 1. Называет слова для определения склонения Давайте проверим. - Удалось ли нам решить вторую учебную задачу? Оцените себя. Слайд 5. | Хлопками подтверждают согласие. Оценивают свои знания. | положительная мотивация, осознание значимости полученных знаний в практической деятельности; умение контролировать и оценивать; |
6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ В КЛАССЕ | Ценностная ориентация на применение умения определять склонение имен существительных в единственном числе. | Постановка третьей учебной задачи. На интерактивной доске открывается запись: По капле, без кисти, с неба, к дубраве, за другом, с ночи. Слайд 6. - Определите склонение, опираясь на составленную таблицу. Интересуется, все ли справились с заданием. - Как определяли склонения существительных? Предлагает составить алгоритм определения склонения. - Проверьте свое задание, используя алгоритм. Слайд 7 На интерактивной доске демонстрируется правильно выполненное задание. - Все справились? Можно ли сказать, что мы решили третью задачу? Слайд 8. | Парное решение проблемы по определению алгоритма при определении склонения существительных. Выполнившие задание, формулируют вывод, объясняя тем, кто не справился. Алгоритм: 1. Поставить в начальную форму. 2. Определить род. 3. Выделить окончание. 4. Определить склонение. Выполняют задание, используя новые знания. Осуществляют взаимопроверку в паре, в классе. Ответы детей. Оценивание. | применение полученных знаний в практической деятельности; умение находить способы решения учебной задачи по определению склонения; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. умение различать склонение имен существительных - умение определять склонение существительных в косвенной форме по алгоритму |
7. ОБОБЩЕНИЕ УСВОЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ И ВКЛЮЧЕНИЕ ЕГО В СИСТЕМУ РАНЕЕ УСВОЕННЫХ ЗУНОВ | Включить новый способ действий в систему знаний, при этом повторить и закрепить | Предлагает вернуться к началу урока - Склонение - постоянный или непостоянный признак? Организует игру «Да. Нет». На интерактивной доске показываются различные картинки-предметы. Если предмет и склонение совпадают, дети говорят: «Да» «Нет» Слайд 9-16. | Приводят примеры и доказывают: склонение - постоянный признак. Играют в игру, если ошибаются, то исправляют ошибки, доказывая свое мнение. | положительная мотивация, осознание значимости полученных знаний в практической деятельности; умение контролировать и оценивать; |
8. ОЦЕНКА | Выявить овладение знанием о трех склонениях, правилом, способом действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. | Предлагает оценить свою успешность на уроке. 1. Знаю о трех склонениях имен существительных. 2. Умею различать слова 1,2,3 склонения. 3. Умею определять склонение имен существительных по алгоритму. Слайд 17. | Оценивают свою успешность на уроке. | |
9. ИТОГ ЗАНЯТИЙ. РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Формирование ценностного отношения к совместной деятельности по определению и практическому применению знаний о склонении существительных в форме единственного числа. | Создание ситуации осмысления всей работы на уроке и полученного результата. - Какую цель мы поставили перед собой в начале урока? - Мы достигли этой цели? Получили запланированный результат? Узнали, что такое «1,2,3, склонение»? - Что для вас было ценным на уроке: это новое знание? - Почему это важно для вас? - На последующих уроках мы выясним для чего необходимо уметь определять склонения. - Отлично, сегодня многие из вас были настоящими учениками. | - Узнать, что такое «1,2,3, склонение». - Да. Да, ведь мы не знали что такое «1,2,3, склонение», нам стало интересно, что это такое. Ответы детей. | - умение участвовать в диалоге с учителем - умение анализировать и осмысливать, проговаривать свои достижения. |
10. КОРРЕКЦИЯ | Устранить затруднения обучающихся, выявленные через анализ результатов урока. | Проводит коррекцию через индивидуальный и дифференцированный подход. | Выполняют коррекционные действия: - определяют способы действий по их предупреждению и их устранению. | - умение находить допущенные ошибки, - умение выявлять причину ошибок |