Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (формируемые на данном этапе урока) | КРР |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на работу. Приветствует обучающихся. (Сл.1)Здравствуйте, меня зовут Анастасия Григорьевна. Я вас приглашаю на урок русского языка. Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости, обернитесь и поприветствуйте наших гостей. (Сл.2)Ребята, предлагаю вам немного поиграть. Игра называется: «Клубок ниток». Я отматываю от клубка начало нитки, затем, продолжая держать конец нити в руке, передаю клубок одному из участников, другой следующему... А теперь поднимите ту руку вверх, в которой находится нить. Посмотрите на интересный рисунок, который получился. А распутать такую паутину нам помогут совместные действия на уроке, дружба и доверительные отношения. (Сл.3)«С мастерством готовым люди не родятся, а добытым мастерством гордятся». Объясните смысл этой пословицы. Сегодня на уроке мы откроем еще одну маленькую тайну русского языка. Но чтобы подобраться к этой тайне, надо очень постараться. Ребята, чтобы открыть еще одну тайну русского языка, мы сегодня с вами проведем исследование. Работать вы сегодня будете в группах. И вы уже заняли определенный стол. Помните - важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь важен не только личный результат, но и результат работы всей группы, который приведет к успеху всего класса. | Готовятся к уроку. Настраиваются на дальнейшую работу. Приветствуют учителя. Приветствуют гостей. Играют в игру: «Клубок ниток». Объясняют смысл пословицы: сразу дело прекрасно не выполнишь, а нужно постараться, чтобы был результат твоей работы. Добыть мастерство можно только с помощью труда. | Личностные: - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. | Развитие моторики рук, речи, восприятия. |
2. Этап актуализации пробного действия. | (Сл.4)Обратите внимание на слайд. Посоветовавшись в группе, найдите слова, которые отличаются своей орфограммой. Что вы заметили в написании этих слов? (Сл.5) Предположите, о чём пойдёт речь на уроке. Вы правы, тема нашего урока: «Правописание слов с удвоенными согласными» (Сл.6) Какова цель урока? А все секреты открываются в деятельности, начнём работать. | Внимательно смотрят на слайд. Советуются с товарищами, рассуждают, объясняют свой выбор. Выбывает: 1 – красный (прилагательное, а все остальные существительные.) 2 – дожди (мн.ч., а все остальные ед.ч.) 3 – гнездо (ср.р., а все остальные ж.р.) 4 – сова (одушевленное, а все остальные неодушевленные) Масса и касса. Это слова с орфограммой удвоенные согласные. О словах с удвоенными согласными. Раскрыть секрет написания удвоенных согласных. | Коммуникативные: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с коммуникативными задачами. Регулятивные: - выявление и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. | Развитие памяти, мышления, речи. |
3.Этап выявления места и причины затруднения. | Ребята, у каждого на столах лежат конверты с заданиями. 1 задание: Необходимо заменить словосочетания одним словом. Контролирует выполнение работы. 1 группа (Сл.7) Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани. Большое желание есть. Дорога с твёрдым покрытием. Руководитель театральной, кино- или телевизионной постановки. 2 группа (Сл.8) Несколько предметов или людей, расположенных близко друг от друга или соединённых вместе. Острое вирусное заболевание. Спортивный бег. Популярная игра на льду. 3 группа (Сл.9) Срочное сообщение, передаваемое по телеграфу. Поясняющий рисунок. Выходной день. Один из видов игры в мяч. Проверка по эталону (Сл.10-12) Где стоят удвоенные согласные в этих словах? Как вы думаете, только в корне встречаются удвоенные согласные? | Берут в руки конверт с №1. Выполняют задание. Аппликация. Аппетит. Шоссе. Режиссер. Группа. Грипп. Кросс. Хоккей. Телеграмма. Иллюстрация. Суббота. Теннис. В корне. Нет. Да. | Коммуникативные: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Познавательные: - смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации; - рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результата действий. | Развитие мышления, речи, памяти. |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения. | Работа по теме. Возьмите конверт с заданием №2. Предлагаю провести исследование ученых лингвистов. Объектом исследования будут следующие слова: (Сл.13) Вам необходимо определить, в какой части слова находится удвоенная согласная? Ваши мнения разошлись. Значит, на какой вопрос мы с вами попытаемся сегодня ответить? Всегда ли удвоенная согласная находится в корне слова? (Сл.14) Выступление языковедов. Оказывается, что слова с удвоенными согласными иностранного происхождения, пришли в русский язык из других языков. Группа языковедов приготовила небольшое сообщение о происхождении некоторых слов. (Сл.15-19)
Организует физкультминутку. А теперь я предлагаю вам немного размяться. Давайте выполним «Японские поклоны» (Сл.20) Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклоны в левую сторону и подмигивают левым глазом. После выполнения наклонов, по команде учителя ученик, стоящий за первой партой, должен повернуться к стоящему за ним ученику, сделать поклон, сложив руки перед грудью, следующий ученик повторяет то же самое, пока не выполнят все учащиеся. Наклониться нужно как можно ниже. Задание выполняется в быстром темпе, четко и слаженно, без шума. | Берут в руки конверт с №2. Выполняют задание. Отвечают на вопрос учителя. Рассказывают этимологию слов. Первоначальное значение слова масса упирается в греческое, что означает "тесто". Касса - от итальянского, означает ящик. Существительное было заимствовано русским языком из французского в начале18 века. Коллекция - происходит от латинского языка. И означает «собирание» Коллектив - заимствовано из французского, где оно обозначало – «собирательный». Выполняют физминутку под музыку. | Коммуникативные: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с коммуникативными задачами. Познавательные: - выбор оснований и критериев для построения доказательств. Личностные: - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. | Развитие речи, мышления, воображения. |
5. Этап реализации построенного проекта. | Работа у доски. Продолжим работу. Возьмите конверт под №3. Прочитайте. Выполним задание у доски. (Сл.21) | Читают задание. Выполняют у доски. | Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с коммуникативными задачами. | Развитие речи, моторики рук, мышления. |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием в речи. | К вам в гости пришли литературные герои. Кто это? 1. Многим долго неизвестный стал он каждому дружок, всем по сказке интересной мальчик луковка знаком. Очень быстро и недлинно он зовётся ... (Чиполлино) (Сл.22) Учитель показывает портреты героев. 2. Он и весел и не злобен, этот милый чудачок. С ним приятель Пятачок. (Винни - Пух) (Сл.23) З. Он дружок зверям и детям, он - живое существо, но таких на белом свете больше нет ни одного, и известна всем давно эта милая мордашка, а зовётся ... (Чебурашка)(Сл.24) Кто из них может быть "лишним" в этой компании? Объясните почему.
Какой вы можете сделать вывод? Какие еще имена вы знаете с удвоенными согласными? | У двух героев имя начинается на букву "ч", двое имеют удвоенную согласную букву в имени, два слова изменяются, а слово Чиполлино - нет. Многие имена пишутся с удвоенными согласными. Женские: Анна, Алла, Инна, Римма, Эмма, Жанна и мужские: Кирилл, Филипп. | Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с коммуникативными задачами. Познавательные: - выбор оснований и критериев для построения доказательств. | Развитие памяти, восприятия, воображения, мышления. |
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. | Организует самостоятельную работу с проверкой по эталону. Следующий конверт – задание №4 Вам необходимо распределить данные слова на 3 группы (Сл.25) 1. Слова с удвоенными согласными в корне 2. Слова с удвоенными согласными на стыке приставки и корня 3. Слова с удвоенными согласными на стыке корня и суффикса. Проверим (Сл.26) а) Аккуратный, ванна, коллектив, перрон, суффикс, шоссе. б) Беззвёздный, ввозить, рассказать, ссора. в) Картинный, матросский, осинник. Вернемся к проблемному вопросу нашего урока. Сможем мы сейчас ответить на него?(Сл.27) Итак, где встречаются удвоенные согласные? | Распределяют слова на 3 группы. Проверяют по слайду. В корне, на стыке приставки и корня, на стыке корня и суффикса. | Познавательные: - выбор оснований и критериев для построения доказательств. Личностные: - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Коммуникативные: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Развитие мышления. |
8. Этап включения в систему знаний и повторения. | Ребята, давайте попробуем составить синквейн по нашей теме. Давайте вспомним алгоритм синквейна.(Сл.28) Примерная работа. (Сл.29) Выполните самостоятельно в своих группах. Проверим. | Составляют синквейн по теме урока. Выходят к доске, представляют работу. | Личностные: - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с коммуникативными задачами. Регулятивные: - выявление и осознание того, что уже усвоено. | Развитие памяти, мышления, воображения, моторики рук, речи. |
9. Этап рефлексии учебной деятельности. | Самооценка. Вспомните цель нашего урока, достигли ли мы её на уроке? Выскажите свое мнение, начиная с фраз, которые вы видите на экране. (Сл.30) Вот настал момент прощанья, Говорим мы: «До свиданья!» Пусть всё будет хорошо! До свиданья! До свиданья |
Раскрыть секрет написания удвоенных согласных. Да. Осуществляют самооценку. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. Прощаются с учителем. | Регулятивные: - выбор оснований и критериев для составления обобщенного вывода. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с коммуникативными задачами. | Развитие восприятия, речи. |