I.Организационный момент. Проверка домашнего задания. | В стране родного языка Не всё известно нам пока, Мы путешествовать начнём И сами до всего дойдём. -Но чтобы отправиться в увлекательную страну исследователей нам нужно проверить д\з. Проверка домашнего задания. - Ребята, дома вы работали в карточках. Приложение № 1 - Какое задание выполнили? - Какие слова мы называем однокоренными? | Ученики проверяют готовность к уроку. Заселили в домик однокоренные слова. Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же лексическим значением. Дети зачитывают слова. | Р3 |
II.Актуализация знаний | 1. Минутка чистописания. Работа в тренажёре по чистописанию. - В стране исследователей у нас обязательно спросят, откуда мы приехали, как называется наша страна. Что мы ответим? - Пропишите и выделите орфограмму в слове. - Прочитайте, какая у нас страна. Пропишите красиво это предложение. - Что означает волнистая линия? - Назовите эти прилагательные. - А для чего проводится минутка чистописания? 2. Словарная работа. - Во время нашего пути нас встречает настоящий листопад. Посмотрите, некоторые листочки приземлились к вам на стол. Но они не простые, а волшебные. - Раскройте их и скажите, какое задание они вам приготовили. (Приложение № 2) - Как назовём наш листопад? - Ребята, а теперь посмотрите, какое слово у вас получилась, если прочитать его сверху вниз. Проверим по слайду. СЛАЙД - Молодцы. Что вам помогло выполнить это задание правильно. - Кто сделал ошибку? - Какой вывод вы можете сделать? - Где можно посмотреть правописание этих слов? | Посадка при письме, положение тетради. Россия Россия – великая, могущественная , удивительная и гостеприимная страна. Подчеркнуть имена прилагательные. Чтобы писать аккуратно, грамотно правильно соединять буквы. Вставить в окошечки нужную букву. Коллектив, улица, овёс, лестница, до свидания, аккуратно. Словарным Листик Знания правописания словарных слов. Ответы детей Нужно запомнить правописание данных слов В орфографическом словаре в конце учебника. | П1 Р2 К1 Л |
III.Мотивация учебной деятельности | 1. Работа над лексическим значением слова «листик». - Наконец – то мы приехали в страну учёных. Ребята, нас всех превратили в исследователей. Вы готовы принять такую роль? - Давайте исследуем, какое же лексическое значение имеет слово «Листик»? - Как называются слова, которые имеют несколько значений? Как ещё можем назвать? - Я предлагаю вам найти корень в этом слове. - А что такое корень? - Итак, у кого появилось затруднение? - А у кого уже есть варианты ответа? - В чем возникло затруднение? - Почему же возникло затруднение? - Какова цель вашего дальнейшего исследования? - Сформулирует тему урока. (Учитель вывешивает карточку с изображение корня на доску) СЛАЙД | 1. Лист бумаги 2. Лист – часть растения. Многозначные Омонимы Корень слова – это главная значимая часть слова. В нем заключено общее лексическое значение. Учащиеся пополняют задание Два ученика выходят к доске, записывают слова , выделяют корень и объясняют полученный результат) . У нас ребята выделили совсем разные корни. У нас нет алгоритма нахождения корня слова Найти способ нахождения корня в слове. Как найти корень в слове? . | П2 Р1 К2 Л |
IV.Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения учебных задач | 1. Открытие нового. - Чему должны научиться в ходе нашего путешествия? - Чтобы узнать правильный корень в слове листик, что нужно сделать в первую очередь? - А теперь запишите родственные слова в тетрадь. - Какие слова вы подобрали? - Посмотрите, жители этой страны нам предлагают написать ещё одно однокоренное слово. (Листики) Вы с ними согласны? -Что нужно сделать, после того как подобрали однокоренные слова? - Что должны выполнить в конце наше работы? - Обозначьте корень в каждом слове. - Посмотрите, в ходе нашего исследования мы получили алгоритм «Как найти в слове корень» ? Подобрать к слову однокоренные слова Проверить, близки ли они по смыслу Выдели в них общую часть. Приложение № 3 2. Самостоятельная работа - Предлагаю поработать в парах и исследовать слово пожелтел. Приложение № 4 - Ваша задача подселить к этому слову его родственников. Для этого вам надо следовать строго по составленному алгоритму. - Продиктуйте, пожалуйста, какой корень вы выделили. - Как узнали? Проверка проводиться по эталону для самопроверки . Слайд - Благодаря этому заданию, что мы сейчас проверили у себя? - Очень хорошо. Молодцы! | - Находить и выделять корень в словах 1. Подобрать к слову родственные (однокоренные ) слова. Листва, лиственный, листочек, листопад. Нет, это форма слова, изменилось только окончание. Проверь, близки ли они по смыслу Выделить в них общую часть лист Дети работают и отвечают -Желт- Подобрали однокоренные слова близкие по лексическому значению. Желтый, желток, желтеть, жёлтенький, желтизна. Научились ли мы находить корень в слове. | П3 Р2 К2 Л |
V.Включение нового знания в систему знаний и повторений | 3. Работа с учебником. Работаем по с.75, упр.133. - Ребята, какую работу нужно произвести по упражнению 133? - Что нам в этом поможет? - 1 ряд находит слова и записывает в тетрадь с корнем – дал- 2 ряд – дол-, 3 ряд -мир- - Выделите корень в словах. - Что заметили? Как пишется корень в однокоренных словах? - С какой целью выполняли данное упражнение? - В корне заключен смысл слова. От него “растут” другие слова. - Сейчас отправляемся на улицу, в которой живут и прошлое и настоящее. Здесь мы узнаем много интересного, того, что раньше не знали. - Предлагаю поработать в группах. Приложение № 5 - Каждая группа будет выполнять свою работу. Группа № 1, 2, 3 -лингвисты, 4 группа -этимологами. - Давайте уточним ещё раз, что же такое этимология? - Посмотрите, пожалуйста, на слова: стол, престол, столица. На слайде - Какое слово мы не употребляем в современной речи? - Скажите, дорогие мои исследователи, являются ли эти слова однокоренными? - Что нам нужно сделать для того чтобы узнать истину? - Совершенно верно. Что нам в этом поможет? - Какие Толковые словари вы знаете? - Приведите три способа того, как можно узнать значение незнакомого слова. - Давайте, проверим. - Вот сейчас вы поработаете с 1 и 2 способом. - 1 группа лингвистов находят лексическое значение слова престол. - 2 группа лингвистов толкование слова стол в древне – русском и современном языке. - 3 группа лингвистов лексическое значение столица - 4 группа этимологов расскажет происхождение слова столица, прочитав и изучив текст, данный в учебнике на стр. 76 упр. 15 Проверка по слайду - Что мы нового узнали из прошлого? - А теперь вернёмся к нашему вопросу. Скажите, пожалуйста, являются ли эти слова в современном русском языке однокоренными? | Фронтально, затем работают самостоятельно Найти слова с корнем -дал-, - дол-, - мир-. Словарь однокоренных слов одинаково Научится находить корень, подбирать однокоренные слова. Правила работы в группах Раздел лингвистики, изучающий происхождение слов. Престол Ответы детей Найти лексическое значение этих слов Толковый словарь Д. Н. Ушакова, Владимира Ивановича Даля, Сергея Ивановича Ожегова 1. Посмотреть в словаре, 2. Спросить у взрослых, 3. Понять из текста. Самостоятельная работа в группах Ответы детей Нет | П1,3,2 Р2,1,3 К1,2 Л |