kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока русского языка 3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

формирование интереса к изучению русского языка путём актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов.

Планируемые
результаты
(предметные)

Знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки; умеют находить однокоренные слова; находят слова с изученными орфограммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор

Личностные
результаты

Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: 1- находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, 2 - строят несложные рассуждения; 3 - осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

Регулятивные: 1- принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; 2 -выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, 3 - планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения.

Коммуникативные: 1 - строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; 2 - участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; 3 -ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Основное содержание темы, понятия
и термины

Корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов; орфографический разбор, словообразовательный разбор слова

Образовательные
ресурсы

Учебник, рабочая тетрадь

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка 3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России»»

Технологическая карта урока русского языка 3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России»

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.

Цель:

формирование интереса к изучению русского языка путём актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов .

Планируемые
результаты
(предметные)

Знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки; умеют находить однокоренные слова; находят слова с изученными орфограммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор

Личностные
результаты

Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: 1- находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, 2 - строят несложные рассуждения; 3 - осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

Регулятивные: 1- принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; 2 -выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, 3 - планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения.

Коммуникативные: 1 - строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; 2 - участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; 3 -ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Основное содержание темы, понятия
и термины

Корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов; орфографический разбор, словообразовательный разбор слова

Образовательные
ресурсы

Учебник, рабочая тетрадь







Ход урока

Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя.

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Мы путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.

-Но чтобы отправиться в увлекательную страну исследователей нам нужно проверить д\з.

Проверка домашнего задания.


- Ребята, дома вы работали в карточках. Приложение № 1

- Какое задание выполнили?

- Какие слова мы называем однокоренными?


Ученики проверяют готовность к уроку.







Заселили в домик однокоренные слова.


Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же лексическим значением.

Дети зачитывают слова.

Р3


II.Актуализация знаний

1. Минутка чистописания. Работа в тренажёре по чистописанию.

- В стране исследователей у нас обязательно спросят, откуда мы приехали, как называется наша страна. Что мы ответим?

- Пропишите и выделите орфограмму в слове.

- Прочитайте, какая у нас страна. Пропишите красиво это предложение.

- Что означает волнистая линия?

- Назовите эти прилагательные.

- А для чего проводится минутка чистописания?


2. Словарная работа.

- Во время нашего пути нас встречает настоящий листопад. Посмотрите, некоторые листочки приземлились к вам на стол. Но они не простые, а волшебные.

- Раскройте их и скажите, какое задание они вам приготовили. (Приложение № 2)


- Как назовём наш листопад?

- Ребята, а теперь посмотрите, какое слово у вас получилась, если прочитать его сверху вниз.

Проверим по слайду. СЛАЙД

- Молодцы. Что вам помогло выполнить это задание правильно.

- Кто сделал ошибку?

- Какой вывод вы можете сделать?

- Где можно посмотреть правописание этих слов?

Посадка при письме, положение тетради.


Россия


Россия – великая, могущественная , удивительная и гостеприимная страна.

Подчеркнуть имена прилагательные.


Чтобы писать аккуратно, грамотно правильно соединять буквы.






Вставить в окошечки нужную букву.

Коллектив, улица, овёс, лестница, до свидания, аккуратно.

Словарным

Листик



Знания правописания словарных слов.


Ответы детей

Нужно запомнить правописание данных слов

В орфографическом словаре в конце учебника.


П1

Р2

К1

Л

III.Мотивация учебной деятельности

1. Работа над лексическим значением слова «листик».

- Наконец – то мы приехали в страну учёных. Ребята, нас всех превратили в исследователей. Вы готовы принять такую роль?

- Давайте исследуем, какое же лексическое значение имеет слово «Листик»?

- Как называются слова, которые имеют несколько значений? Как ещё можем назвать?

- Я предлагаю вам найти корень в этом слове.

- А что такое корень?

- Итак, у кого появилось затруднение?

- А у кого уже есть варианты ответа? 


- В чем возникло затруднение?

- Почему же возникло затруднение?

- Какова цель вашего дальнейшего исследования?


- Сформулирует тему урока. 

(Учитель вывешивает карточку с изображение корня на доску) СЛАЙД






1. Лист бумаги

2. Лист – часть растения.

Многозначные

Омонимы

Корень слова – это главная значимая часть слова. В нем заключено общее лексическое значение.

Учащиеся пополняют задание

Два ученика выходят к доске, записывают слова , выделяют корень и объясняют полученный результат) .

У нас ребята выделили совсем разные корни.

У нас нет алгоритма нахождения корня слова

Найти способ нахождения корня в слове.

Как найти корень в слове?

.

П2

Р1

К2

Л

IV.Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения учебных задач


1. Открытие нового.

- Чему должны научиться в ходе нашего путешествия?

- Чтобы узнать правильный корень в слове листик, что нужно сделать в первую очередь?

- А теперь запишите родственные слова в тетрадь.

- Какие слова вы подобрали?


- Посмотрите, жители этой страны нам предлагают написать ещё одно однокоренное слово. (Листики) Вы с ними согласны?

-Что нужно сделать, после того как подобрали однокоренные слова?

- Что должны выполнить в конце наше работы?

 

- Обозначьте корень в каждом слове.

- Посмотрите, в ходе нашего исследования мы получили алгоритм «Как найти в слове корень»


?



Подобрать к слову однокоренные слова



Проверить, близки ли они по смыслу



Выдели в них общую часть.

Приложение № 3



2. Самостоятельная работа

- Предлагаю поработать в парах и исследовать слово пожелтел. Приложение № 4

- Ваша задача подселить к этому слову его родственников. Для этого вам надо следовать строго по составленному алгоритму.

- Продиктуйте, пожалуйста, какой корень вы выделили.

- Как узнали?


Проверка проводиться по эталону для самопроверки . Слайд

- Благодаря этому заданию, что мы сейчас проверили у себя?

- Очень хорошо. Молодцы!


- Находить и выделять корень в словах

1. Подобрать к слову родственные (однокоренные ) слова.



Листва, лиственный, листочек, листопад.

Нет, это форма слова, изменилось только окончание.


Проверь, близки ли они по смыслу


Выделить в них общую часть


лист



















Дети работают и отвечают



-Желт-

Подобрали однокоренные слова близкие по лексическому значению.


Желтый, желток, желтеть, жёлтенький, желтизна.

Научились ли мы находить корень в слове.

П3

Р2

К2

Л

Физминутка

"Мы – листики осенние"

Мы, листики осенние, 
На веточках сидели. 
Ветер дунул, полетели. 
Мы летели, мы летели. 
И на землю тихо сели. 
Ветер снова набежал. 
И листочки все поднял. 
Повертел их, покружил. 
И на землю опустил.

V.Включение нового знания в систему знаний и повторений

3. Работа с учебником.

Работаем по с.75, упр.133.


- Ребята, какую работу нужно произвести по упражнению 133?

- Что нам в этом поможет?

- 1 ряд находит слова и записывает в тетрадь с корнем – дал-

2 ряд – дол-, 3 ряд -мир-

- Выделите корень в словах.

- Что заметили? Как пишется корень в однокоренных словах?

- С какой целью выполняли данное упражнение?

- В корне заключен смысл слова. От него “растут” другие слова.

- Сейчас отправляемся на улицу, в которой живут и прошлое и настоящее. Здесь мы узнаем много интересного, того, что раньше не знали.

 - Предлагаю поработать в группах. Приложение № 5


- Каждая группа будет выполнять свою работу. Группа № 1, 2, 3 -лингвисты, 4 группа -этимологами.

- Давайте уточним ещё раз, что же такое этимология?

- Посмотрите, пожалуйста, на слова: стол, престол, столица.

На слайде


- Какое слово мы не употребляем в современной речи?

- Скажите, дорогие мои исследователи, являются ли эти слова однокоренными?

- Что нам нужно сделать для того чтобы узнать истину?


- Совершенно верно. Что нам в этом поможет?

- Какие Толковые словари вы знаете?

- Приведите три способа того, как можно узнать значение незнакомого слова.

- Давайте, проверим.

- Вот сейчас вы поработаете с 1 и 2 способом.

- 1 группа лингвистов находят лексическое значение слова престол.

- 2 группа лингвистов толкование слова стол в древне – русском и современном языке.

- 3 группа лингвистов лексическое значение столица

- 4 группа этимологов расскажет происхождение слова столица, прочитав и изучив текст, данный в учебнике на стр. 76 упр. 15

Проверка по слайду

- Что мы нового узнали из прошлого?

- А теперь вернёмся к нашему вопросу. Скажите, пожалуйста, являются ли эти слова в современном русском языке однокоренными?

Фронтально, затем работают самостоятельно

Найти слова с корнем -дал-, - дол-, - мир-.

Словарь однокоренных слов



одинаково

Научится находить корень, подбирать однокоренные слова.



Правила работы в группах



Раздел лингвистики, изучающий происхождение слов.

Престол

Ответы детей

Найти лексическое значение этих слов

Толковый словарь

Д. Н. Ушакова, Владимира Ивановича Даля, Сергея Ивановича Ожегова

1. Посмотреть в словаре, 2. Спросить у взрослых, 3. Понять из текста.








Самостоятельная работа в группах









Ответы детей

Нет

П1,3,2

Р2,1,3

К1,2

Л

VI.Итог урока

-Ребята, наше путешествие подходит к концу, мы возвращаемся домой. Скажи, дорогие исследователи, какова была цель сегодняшнего нашего путешествия?

- Мы достигли цели урока? Докажите?



- Какие слова мы называем однокоренными?

- Что такое корень слова?


научиться находить корень в слове..

ДА.

Мы выстроили алгоритм нахождения корня в слове.


Р1,2,3

Л

VII.Рефлексия

- Ребята, отравляемся домой. У вас на столах лежат билетики. Но для того чтобы тронулся наш поезд нужно выполнить задание.

Задание: Выписать во второй вагон лишнее слово, выделить корень в словах 1 вагона. Приложение № 6



Р1,2,3

Л

YIII.Домашнее задание

СЛАЙД

Правила с.75 выучить правило, № 139.


Р1,2,3

Л














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Павлова Елена Валериевна

Дата: 11.01.2024

Номер свидетельства: 643817

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "технологическая карта урока русского языка по теме "Части речи.Повторение и обобщение" "
    ["seo_title"] => string(104) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-chasti-riechi-povtorieniie-i-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "240785"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445108134"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Технологическая карта урока  по русскому языку по теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОС "
    ["seo_title"] => string(98) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-odnokoriennyie-slova-v-ramkakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "125276"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414944851"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Технологическая карта урока  по русскому языку по теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОС с использованием ЭОР и ИКТ "
    ["seo_title"] => string(126) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-odnokoriennyie-slova-v-ramkakh-fgos-s-ispol-zovaniiem-eor-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "125280"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414945465"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Технологическая карта урока по русскому языку "Что такое корень?" "
    ["seo_title"] => string(71) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-russkomu-iazyku-chto-takoie-korien"
    ["file_id"] => string(6) "205228"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429840121"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Технологическая карта урока-монопроекта по русскому языку на тему "В словари - за частями речи" "
    ["seo_title"] => string(104) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-monoproiekta-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-v-slovari-za-chastiami-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "111389"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407421403"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства