kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по русскому языку в соответствии с ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС нового поколения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку в соответствии с ФГОС»



1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Книппель Анастасия Алексеевна

Место работы

Филиал №1 МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в селе Иловай-Дмитриевское


2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

5

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Раздел 7. МОРФОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ОРФОГРАФИЯ

Тема урока

Буквы Е-И в корнях с чередованием

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ урок освоения новых знаний и умений


Планируемые результаты(по ПРП):

Личностные

– осознают потребность в развитии и саморазвитии;

– осознают ответственность за результаты своей учебы.


Метапредметные

– определяют и формулируют тему урока;

– анализируют, сравнивают, делают выводы;

– владеют монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского литературного языка;

– рефлексивное мышление, самооценка и самоанализ;

– делают выводы и обобщают по теме урока;

– способны осознавать цели учебной деятельности и пояснять их.


Предметные

– сформировано представление об алгоритме выбора чередующейся гласной Е – И в корне слова;

– обучающиеся владеют новыми лексическими понятиями, усвоенными при работе с художественным текстом.


Ключевые слова

Корень, чередующиеся гласные.

Краткое описание


Урок получения новых знаний по русскому языку в 5 классе на тему «Буквы Е-И в корнях с чередованием» разработан с использованием технологии системно-деятельностного подхода в обучении.

Все методы, средства и формы организации познавательной деятельности на уроке подчинены выполнению поставленных целей и задач образования, развития и воспитания обучающихся. Для организации деятельности учащихся на уроке были использованы различные формы работы.

Урок разработан с учетом индивидуальных способностей обучающихся и их интересов. При подготовке были учтены возрастные особенности.


  • раздаточный материал;

  • учебники, тетради.



3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

- Ребята, посмотрите внимательно на доску. Здесь записаны высказывания, давайте их прочитаем.

Под л..жачий кам..нь в..да не т..чёт.

Что это за высказывания?

-Пословицы.

Какой смысл у этих пословиц?

- Если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься.


- Правильно, сегодня на уроке вы тоже будьте внимательны, старайтесь, и итог урока будет зависеть от вас. А сейчас спишите пословицы в тетрадь и вставьте пропущенные орфограммы.




Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Ребята, давайте вспомним, на какие три группы делятся безударные гласные в корне слова?

-Проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.

Давайте посмотрим на табличку на доске, проверим, правильно ли вы ответили?

Безударные гласные в корне слова

Проверяемые

Непроверяемые

Чередующиеся

Распределите слова из записанных пословиц по видам орфограмм:

Сиденьем, города, лежачий, камень, вода, не течет, города, камень, берут.

Орфограмму графически обозначьте, работаем в паре.(По окончании выполнения задания проверьте друг друга)


Прочитайте слова в первом столбце, докажите, что безударные гласные в них проверяемые. (Ученики читают, называя к каждому слову проверочное)

Почему слово ГОРОДА оказалось сразу в двух столбцах?

-В корне –ГОРОД- этого слова две гласных, одна проверяемая, другая - непроверяемая.

Какое слово осталось без вашего внимания?

-Берут.

Запишите его на новой строке. Выделим корень.(Ученики называют корень, подбирая однокоренные слова: БЕРЁШЬ, СОБЕРУТ, ВЫБЕРЕШЬ и т.д.)

Какая же гласная в корне этого слова?

-Непроверяемая, а может чередующаяся.

Вот вам ещё одна пословица: СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ ,НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК.(Корзина для переноса ягод и грибов)

Какое отношение имеет эта пословица к двум предыдущим?

-Прямое. Ягодка – это малое дело, а кузовок – это большое дело, которое складывается из маленьких. То есть смысл этой пословицыпохож на смысл тех пословиц: ты чего-то добьёшься, если будешь что-то делать, трудиться.

Выберите из этой пословицы слова, однокоренные слову БЕРУТ.

(ученики называют, учитель делает на доске запись:

БЕРУТ – СОБИРАЙ – НАБЕРЁШЬ

Выделим корень. Какое явление мы наблюдаем?

-Чередование букв Е-И.

Что такое чередование?

-Изменение одного звука на другой или одной буквы на другую в пределах одной морфемы.

Так в какой столбец таблицы мы должны записать слово БЕРУТ?

(Ученики отвечают и записывают, выделяя корень) На доске появляется заполненная таблица

Ребята, а можете ли вы объяснить условия выбора букв Е-И в корнях данных слов?

-Нет.

Почему?

-Потому что мы не знаем правила, которое надо применить.





Этап 1.3. Целеполагание

- О чем же пойдет речь сегодня на уроке? Какова наша цель?

-Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием. Давайте сформулируем тему урока. Запишите ее в тетрадь. Что мы должны сделать, чтобы научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием? Сформулируйте цель нашего урока. Общую цель мы сформулировали. А теперь в тетради запишите свою цель. (спросить 2-3 учеников)




БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Ребята, скажите, а как тема нашего урока связана темой прошлого урока? (Понятие о чередовании)

Какие буквы могут чередоваться? (Гласные и согласные)

Посмотрите, пожалуйста, на доску и понаблюдайте за корнями , а теперь за словами с этими корнями.

От чего зависит выбор букв Е или И?

Обратите внимание на морфемный состав слов.

Кто готов представить своё «открытие»?

-Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е.





Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Откроем учебник, проверим(правило), правильный ли мы сделали вывод?

(Ученики читают правило) – Правильный.

Вернёмся к записи «Корни с чередованием», объединим корни с И фигурной скобкой, допишем суффикс А (учитель на доске – ученики в тетрадях)

Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий. У вас на партах лежат листочки с заданием «Закончи предложение». Вы работаете в паре, составляя алгоритм ваших действий.

Ученики зачитывают алгоритм, шаги появляются на слайде.

  1. Выделяю в слове (корень).

  2. Ставлю (ударение).

  3. Нахожу (безударную гласную в корне).

  4. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И).

  5. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня).

  6. Если (есть суффикс А, пишу И), если ( нет – Е).






БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

- Молодцы, ребята! А теперь давайте поиграем. Я вам буду называть слова на изученное правило. Если в корне надо писать букву И, то вы хлопаете в ладоши, а если надо писать Е, то выполните приседание.

Забирать, замирать, заберу, запереть, стирать, замереть, запирать, стелить, поджигать, прочитать, прочесть, стереть.



Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

  1. Верные – неверные утверждения.

Работа в парах.


№ п/п

Утверждение


Вытер пыль. Корень –тер- с проверяемой безударной гласной

2.

Мирный человек. Корень –мир- с чередующейся гласной

3.

Избирать делегатов. Корень –бир- с чередующейся гласной. Пишем букву и, потому что после корня стоит суффикс –а-.

4.

В слове «расстелать» в корне пишем букву е, потому что есть проверочное слово «расстелет».





Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

1) расст...лать скатерть

2) разб...ру вещи

3) проб...рался сквозь заросли

4) выд...рать листы

2. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

1) бл...снуть на солнце

2) зат...реть пятно

3) зам...рли в ожидании

4) соб...раться в поход

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

1) отп...реть замок

2) бл...стала красотой

3) хорошее соч...тание

4) зам...реть в позе лотоса

4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

1) наб...рать союзников

2) подж...гать дома

3) ст...реть линию

4) сд...рать кожу

5. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

1) ум...рающий лебедь

2) переб...рёт крупу

3) оп...реться на друга

4) забл...стеть на свету

6. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

1) раст...рание красок

2) зап...рать кабинет

3) зам...реть от страха

4) изб...рательный бюллетень

7. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

1) подб...решь литературу

2) выж...гание по дереву

3) разд...рать добычу

4) нап...рать на мост

8. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

1) приж...гать йодом

2) подт...рать пол

3) отм...рающие обычаи

4) прид...рается к неточностям

9. В каком слове на месте пропуска не пишется буква И?

1) предпоч...тает знать правду

2) пробл...ски

3) предприн...матель

4) нач...нает ходить

10. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

1) поб...рушка

2) зан...маться

3) соб...рет сведения

4) напом...нать о срока





Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

составление мини-проектов по теме «О значении слова «зОрянка»(индивидуальное задание на дом )

Составляют устные мини-рассказы по сюжетным картинкам с использованием слов с чередующимися гласными.




Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

- Ребята, а где нам могут пригодиться знания о правописании букв И-Е в корнях с чередованием?

-При выполнении упражнений в учебнике Правильно. Вот сейчас мы и выполним упражнение 214 на стр.96 вашего учебника.А теперь проверим, насколько вы усвоили новую орфограмму, и поработаем над созданием новых слов при помощи приставок и корней с чередованием.

Работать будем в парах:

До-, со- (бир//бер);

За-, у- (мир//мер);

Про-,пере- (тир//тер);

От-, за- (пир//пер);

Рас-, по- (стил//стел);

Вы-,раз- (дир//дер).

А теперь поменяйтесь листочками и проверьте друг друга.

Молодцы, с этой работой вы хорошо справились





БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика


Ребята, наш урок подходит к концу. Подведем итоги нашей работы. С какой орфограммой мы сегодня познакомились?

-Правописание Е-И в корнях с чередованием.

Перечислите корни, в которых происходит чередование.

(ученики перечисляют)

От чего зависит правописание букв Е-И в этих корнях?

-От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет, Е.

Какую цель вы ставили перед собой в начале урока?

- Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.

Достигли ли вы её? Что вы делали, чтобы ее достичь? (спросить 2-3 учеников)




БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Ребята, на столах у вас лежат по трисмайлика. Кто считает, что он освоил новое и научился применять на практике, поднимите улыбающийся смайлик. Кто усвоил новое, но затрудняется применять на практике – серьёзный. а кто испытывает затруднения - грустный.Приятно видеть, ребята, что вы все сегодня хорошо поработали, и весь наш класс наполнен улыбками.

Анализ рефлексии.




Этап 5.2.Домашнее задание

Запишите, пожалуйста домашнее задание. Параграф 28 (стр. 95-96)

Упр.215 подготовиться к орфографическому диктанту.

Урок окончен. Спасибо за внимание.







5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по русскому языку в соответствии с ФГОС

Автор: Книппель Анастасия Алексеевна

Дата: 18.08.2023

Номер свидетельства: 635670

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Технологическая карта урока русского языка "
    ["seo_title"] => string(50) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "103365"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402581593"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. По теме: правописание суффиксов -ек; -ик в именах существительных "
    ["seo_title"] => string(136) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-pravopisaniie-suffiksov-iek-ik-v-imienakh-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "206988"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430315645"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Повторение и обобщение по теме "Обращение""
    ["seo_title"] => string(112) "tiekhnologhichieskaiakartaurokarusskoghoiazykav5klassiepotiemiepovtorieniieiobobshchieniiepotiemieobrashchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "259345"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448725084"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Сравниваем имя существительное и имя прилагательное" "
    ["seo_title"] => string(136) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-sravnivaiem-imia-sushchiestvitiel-noie-i-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "127308"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415291466"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "технологическая  карта урока русского языка по теме " Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих" "
    ["seo_title"] => string(145) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-miaghkogho-znaka-na-kontsie-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "189641"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426997385"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства