kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Тире между подлежащим и сказуемым".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: "Тире между подлежащим и сказуемым". Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО, является урокам приобретения новых знаний. Практический материал для урока подобран тематически, урок выдержан в одном стиле, что позволяет учащимся не только заинтересованно воспринимать грамматический материал, но и расширять свой кругозор, познакомиться с познавательным материалом о зарождении греческого театра, отличительными признаками театров наших восточных соседей: древней Японии и древнего Китая. В уроке прослеживается формирование универсальных учебных действий, прописаны планируемые результаты деятельности. Урок спланирован с учетом  принципов системно-деятельностного подхода.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Тире между подлежащим и сказуемым". »

Березина Инна Владимировна МОУ СОШ № 31

3. Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»


Тема

Тире между подлежащим и сказуемым

Тип урока, его место в системе уроков

Урок усвоения новых знаний, 1й урок в теме.

Цели


  1. Познакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым.

  2. Развивать умение находить грамматическую основу предложения, определять, чем выражены главные члены предложения, правильно пунктуационно оформлять предложение с подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже.


Основное содержание темы


Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

Различные способы выражения сказуемого и вопросы, на которые оно отвечает.

Термины и понятия

Грамматическая основа: подлежащее, сказуемое, тире, имя существительное, Им.п.

Планируемые результаты

Личностные:

  • проявлять интерес к изучению русского языка:

  • воспринимать речь учителя и одноклассников;

  • выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать;

  • оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

  • применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;

  • проявлять устойчивый познавательный интерес к изучению русского языка.

Метапредметные:

Познавательные:

  • формировать способность создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • учить давать определение понятиям;

  • формировать способность устанавливать причинно-следственные связи;

  • формировать способность строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • проводить наблюдение над языковыми единицами под руководством учителя.

Регулятивные:

  • выполнять учебное задание в соответствии с целью;

  • соотносить учебные действия с известным алгоритмом;

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей и устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Коммуникативные:

  • формулировать высказывание, мнение, в рамках учебного диалога;

  • согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Предметные:

  • опознавать и характеризовать признаки предложения;

  • использовать признаки предложения при решении практических задач;

  • различные способы выражения сказуемого и вопросы, на которые оно отвечает;

  • разрешать проблемные ситуации в процессе опознавания подлежащего и сказуемого;

  • выделять грамматические основы простого предложения.


Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

История. Мировая художественная культура.

Расширение кругозора.

Интерес к развитию театрального мирового искусства.   

Информационный материал

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897;

  • Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5—9 классы;

  • Русский язык. Практика. 5 класс / под ред. А. Ю. Купаловой;

  • Рабочая программа по русскому языку. 5 класс.

  • http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа»;

  • http://www.orfografus.ru — видеоуроки русского языка;

  • http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

фронтальная

индивидуальная

парная

групповая

Формы контроля

самоконтроль

самоконтроль по образцу

взаимоконтроль

парный контроль по образцу

Технологическая карта урока

Этапы урока

Форма работы

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный этап.

фронтальная


самостоятельная работа в тетради


Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.


Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости! Желаю вам хорошего настроения, активной работы на нашем уроке.


Откроем тетради, запишем число, классная работа, оставим место для нашей темы и начнем урок с орфографической разминки.

Выбирает эффективный способ концентрации внимания.


Мотивирует обучающихся на активную деятельность.



Организует обучающихся на начало работы.

Настраиваются на плодотворную работу.






Оформляют начало работы.

II. Постановка цели и задач урока.


III. Мотивация учебной деятельности.



IV. Актуализация знаний.


































































Мотивация к деятельности

действие по цепочке

словарный диктант

«Кто последним положит мелок».


Слова разминки: (Слайд 2)

Театр, герой, партер, диалог, монолог, комедия, трагедия, афиша



Диктует слова, контролирует правильность записи на доске.






Ученик выходит к доске, записывает слова, если он ошибается в слове, садится на место, к доске выходит другой.

Остальные записывают слова в тетрадь, контролируют правильность записи на доске.

фронтальная

Какая орфограмма объединяет эти слова? (орфограмма – безударная непроверяемая гласная в корне слова).

Организует мыслительную деятельность обучающихся.

Анализируют языковой материал, делают вывод.

беседа


самостоятельная работа в тетради

- В какую тематическую группу можно объединить записанные слова?

- Ребята, а вы любите театр? Что вам нравится в театре?

- Объясните лексическое значение этого слова? - Какие источники информации могут вам в этом помочь?


Давайте воспользуемся толковым словарем и узнаем лексическое значение слова. Запишем лексическое значение слова, оформляя запись одним предложением. (Один ученик работает у доски).


- Какую синтаксическую конструкцию мы записали? (предложение)


- Назовите главный отличительный признак предложения.(наличие грамматической основы)


- Что входит в грамматическую основу?

(Подлежащее и сказуемое).


- Выпишем, грамматическую основу, определим, чем она выражена.


Театр – вид искусства.


Организует диалог.


Подводит обучающихся к правильному выводу.


Актуализирует у учащихся имеющие теоретические знания для последующего использования их в усвоении нового знания.

Вступают в диалог.



Делают умозаключения.



Вспоминают терминологию, необходимую для усвоения новых знаний.

фронтальная

Прочитайте предложение выразительно.


В предложении мы делаем паузу. Значит, паузу на письме надо выделить знаком препинания. Каким?


В 17 веке русский языковед Барсов назвал этот знак молчанка, а затем назвал чертой.

Сообщает дополнительные исторические сведения о пунктуационном знаке «тире».

Упражняются в выразительном чтении предложения.



Воспринимают информацию учителя.

фронтальная


самостоятельная работа в тетради

А теперь пришло время сформулировать тему урока. Посмотрите на запись. Как вы думаете, что будет предметом нашего разговора на уроке? Попробуйте сформулировать тему нашего урока?


Тема: «Тире между сказуемым и подлежащим».


Ребята, перед вами лежат таблички: знаю- не знаю- хочу узнать.

-Сформулируйте и запишите, какие начальные знания у вас имеются, чтобы понять тему.

(подлежащее, сказуемое - грамматическая основа, именительный падеж)

- А теперь подумайте, что вы хотите узнать в результате изучения темы? (какой знак ставится между подлежащим и сказуемым и при каких условиях)


Цель вам помогут определить слова на доске:

Где …….? Когда …….?


Дети сообщают цель:

Понять: - Где ставится тире в предложении?

- Когда оно ставится между подлежащим и сказуемым?


-В чем заключается важность этого материала для вас?

(хочу писать грамотно диктанты; для меня важно быть грамотным человеком. потому что глупые люди неинтересны окружающим)

-Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы получить намеченный результат?

( понаблюдать над языковым материалом, проанализировать готовые предложения, попробовать самостоятельно составить предложения заданной конструкции)

Организует диалог.

Координирует мыслительную деятельность учащихся, помогает сформулировать тему и цель урока.

Вступают в диалог. Высказывают своё мнение.

Формулируют тему и цель урока.

Записывают тему урока в тетради.

III. Первичное усвоение новых знаний.




















IV. Первичная проверка понимания.

фронтальная


самостоятельная работа в тетради

- Сегодня на уроке мы начали разговор о театре.

- Хотите узнать больше интересных фактов о первых театрах?

- Вашему вниманию предлагается презентацию вашего одноклассника, который заранее подготовился по этой теме. Познакомимся с интересными фактами и самое интересное запишем.


Ученик представляет подготовленную с помощью учителя презентацию.


(Слайд 7) Театр – любимое зрелище древних греков, возник более 2500 тысяч лет назад.


- Запишем предложение. Похоже ли оно по структуре на записанное нами ранее? Найдите то общее, что объединяет эти предложения.

- Построим схему, объясняющую тире в предложении.

- Ребята, каков алгоритм наших действий при постановке тире между подлежащим и сказуемым?


Составление алгоритма

  1. Запиши предложение.

  2. Найди грамматическую основу.

  3. Определи способ выражения подлежащего и сказуемого.

  4. Поставь тире, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными.

Слайд 8. Дионис – бог плодородия, виноделия и веселья.

- Пользуясь алгоритмом, проверим, не забыл ли автор правильно поставить нужный знак препинания.

- Какое предложение можно записать в тетрадь? Почему? Докажите, что во втором предложении необходимо поставить тире. Построим схему.


Слайд 9. Ученик своими словами передает информацию со слайда.


Учитель: Ребята, наша с вами задача усложняется. Внимательно просмотрите запись на слайде и попробуйте сами сформулировать задание, связанное с темой нашего урока.


Предложите задание соседу по парте, выполните его и проконтролируйте правильность выполнения.


Кому сложно придумать задание, обратитесь за помощью к консультанту ( консультантами могут быть заранее подготовленные ученики или автор презентации).


Предполагаемое задание: в тексте найти предложение, в котором между подлежащим и сказуемым нужно ставить тире.


Проверка выполнения задания


Слайд 10.

Ребята, чем интересно предложение № 2?

(несколько подлежащих).

Как вы думаете, будет ли действовать пунктуационное правило в этих условиях?

Объясните свое мнение.

- Как называются подлежащие в этом предложении? Построим схемы, объясняющие постановку знаков препинания. Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполнения задания. Слайд 11

Координирует работу учащихся

Преобразуют сложные предложения в простые предложения с грамматической основой, выраженной двумя им.сущ. в Им.п.


Записывают предложения в тетрадь, выделяют грамматическую основу, определяют способ выражения главных членов предложения.


Анализируют языковой материал, делают вывод.


Составляют схему пунктограммы.




Учатся анализировать языковой материал, узнавать изучаемые конструкции, находить пунктуационные ошибки (намеренно пропущенные знаки препинания), доказывать правильность своей точки зрения.




Групповая работа. Развивают навыки контроля и самоконтроля.

физкультминутка


Отдыхаем! Представьте себе, что мы артисты театра. Мы хорошо отработали и вышли к зрителям.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились,

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись!

Показывает движения.

Повторяют за учителем.





самостоятельная работа в тетради




работа в паре взаимопроверка


Слайд 12.



В какой степени нам может помочь информация на слайде для закрепления понимания текста.



Можем ли мы самостоятельно составить предложения заданной модели?


Прочитайте составленные предложения, докажите, что вы верно выполнили задание.


Ребята, оцените правильность выполнения задания своими одноклассниками.

Какие предложения вам показались наиболее удачными?


Какие предложения нужно еще доработать?




Оказывает индивидуальную помощь обучающимся во время самостоятельной работы.








Организует взаимопроверку, проводит инструктаж.







Подводит обучающихся к самостоятельному выводу по теме урока.




Выполняют задание учебника самостоятельно.









Обмениваются тетрадями в паре, проверяют работу соседа по образцу.






Высказывают своё мнение.

V. Первичное закрепление.

групповая работа




















- Как вы думаете, полезно ли нам то знание, которое мы приобрели на уроке?

- Заполните последнюю часть таблицы «узнал»


Театральное искусство зародилось в Древней Греции, но позже этот вид искусства появился и в других странах.


- Я предлагаю вам познакомиться с текстами.

Разбейтесь на группы в зависимости от содержания текста.


Прочитайте тексты, подготовьте информационную справку для одноклассников, что вы узнали о театре наших восточных соседей.

Прочитайте предложения, в которых вы нашли изучаемую пунктограмму.



Театр Кабуки


Театр Кабуки (танцующие и поющие) сложился в Японии в 17 веке на основе народных танцев и песен. Начало жанру положила служительница святилища Окини, которая пела песни и исполняла свои танцы. Женщины и девушки первые артисты театра Кабуки. Мужчин изначально не допускали исполнять роли. Постановки театра часто показывали императору. Театр Кабуки популярное зрелище в древней Японии.


Театр кукол

Театр кукол очень древний вид театрального искусства в Китае. Действие в этом театре происходило в яркой раме на пестром фоне. Главные исполнители куклы, закрепленные на длинной палке. Они отличались небольшими размерами. Артисты пели арии, передвигались над ширмой. Голова главный элемент куклы, потому что ее подвижные детали передавали эмоциональное состояние героя. В одной театральной труппе было от 45 до 60 разных кукол.


Вывод: Тире между подлежащим и сказуемым ставится, когда подлежащее и сказуемое выражено сущ. в И.п.

Организует работу малых групп.

























Подводит обучающихся к самостоятельному выводу по теме урока.

Читают текст в группе.




Анализируют текст, находят предложение с тире между подлежащим и сказуемым.





















Высказывают своё мнение, делают вывод.

VI. Рефлексия.


фронтальная

- Итак, ребята, что сегодня на уроке было главным?

- А что интересным?

-Дополните свои таблицы, запишите, с каким познавательным материалом познакомились.

- Оцените собственную деятельность и деятельность своих одноклассников.

Создает условия для анализа деятельности обучающихся на уроке.

Получает обратную связь.

Дают оценку собственной деятельности по её результатам.


Осуществляют обратную связь.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

дифференциация

по уровню сложности

-Какое домашнее задание вам хотелось бы выполнить, чтобы качественно закрепить тему?


В учебнике «Теория» на стр.30 выучим правило, которое сегодня звучало на уроке.


Упражнение 234. Прочитаем задание.

Полностью выполненное упражнение на оценку «4», на оценку «5» допишите два подобных предложения.

Для желающих: придумать грамматическую сказку по теме нашего урока или составить текст на любую тему с использованием предложений изученных конструкций.


Спасибо за урок!

Консультирует обучающихся по выполнению домашнего задания.

Анализируют задание учебника, выясняют возможные затруднения в ходе выполнения задания.


Выбирают уровень выполнения домашнего задания.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Березина Инна Владимировна

Дата: 08.04.2015

Номер свидетельства: 198752


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства