I. Организационный момент | -Ребята, у нас сегодня необычный урок. У нас гости. Поприветствуйте их. На уроке мы должны показать, как мы умеем работать, четко и правильно излагать свои мысли. Все друг к другу повернитесь, И друг другу улыбнитесь, И удачи вам во всем, А теперь урок начнем. | |
II. Актуализация знаний | -Ребята, сейчас мы совершим картинную зимнюю экскурсию. Посмотрите на экран. (Картины зимы и музыка А.Вивальди "Зима") -Какая она, зима? (на доску карточки со словами) -Ребята, обратите внимание, как подробно мы охарактеризовали зиму. -К какой части речи относятся названные нами слова? -Что обозначают имена прилагательные? -На какие вопросы отвечают имена прилагательные? -С какой частью речи всегда связано имя прилагательное? -Как изменяются имена прилагательные? -Как можно определить род, число, падеж имени прилагательного? -Как проверить правильность написания безударных окончаний имен прилагательных? -Какого рода бывают имена прилагательные? -Обратите внимание на названные нами прилагательные. В форме какого рода они стоят? Докажите. -Как называется изменение слов по падежам? | Смотрят слайды и слушают музыку. Дети называют. - Снежная, холодная, волшебная, вьюжная, морозная, сказочная, … -Имена прилагательные. -Признак предмета. -Какой? Какая? Какое? Какие? - С именем существительным. -По родам, числам, падежам. - По имени существительному. -По вопросу, по прилагательному с ударным окончанием. -Мужского, женского, среднего. - В женском роде, так как зима в женском роде. - Склонением. |
III. Создание проблемной ситуации. Целеполагание | 1) -Мы услыхали как композиторы пишут музыку о зиме. Какие картины рисовали художники о зиме. -Сейчас посмотрим, как поэты пишут о зиме. - Прочитайте предложение из стихотворения Раисы Кудашевой "Зимняя песенка". На доске: Вот зима пришла серебристая, Белым снегом замела поле чистое. -Какая часть речи помогла нам описать признаки зимы? -Назовите их? - Какие имена прилагательные мы сможем просклонять? - А какое имя прилагательное не можем просклонять? -Почему? - Сформулируйте тему нашего урока. - Какая учебная задача на уроке? На экране - познакомимся ... Сегодня на уроке мы (со склонением имен прилагательных женского рода в единственном числе) -Сегодня на уроке мы ( узнаем склонять имена прилагательные женского рода; определять их падеж; какие окончания имеют эти имена прилагательные в разных падежах) | Прочитали предложение. -Прилагательные. Называют прилагательные. -Белым (снегом). Чистое (поле). -Потому что это мужской и средний род. -Серебристая (зима). -Потому что это прилагательное женского рода. -Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе |
IV. Работа над новым материалом | 1) Работа по учебнику. Работа в группах -Сейчас вы будете работать в группе. -План вашей работы на экране и листе жёлтого цвета. - Сначала вы поработаете в учебнике на с 29. -Вы сравнили вопросы. -Какой сделаем вывод? - Как тогда определить, какой падеж имени прилагательного, если вопрос одинаковый? 2)- Вы продолжите работать в группе для того, чтобы создать удобную схему для запоминая склонения прилагательных женского рода. -План вашей работы на листе розового цвета. На партах карточки с названиями падежей, вопросами, окончаниями. И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. какая? какой? какую? -ая,-яя -ой,ей _-ую,-юю Итог по работе групп. Названы правильные удобные для запоминания. (Если нет, то учитель показывает правильную и оставляет на доске). На доске - правильная работа. (формат А3) 3)-Теперь давайте попробуем просклонять прилагательное женского рода серебристая (зима), используя схему, которую вы создали. Выделить окончания имен прилагательных. -Кто пойдет к доске? И.п. (какая?) серебристая зима Р.п. (какой?) серебристой зимы Д.п. (какой?) серебристой зиме В.п. (какую?) серебристую зиму Т.п. (какой?) серебристой зимой П.п. (о какой?) о серебристой зиме -Проверим. | Дети читают и выполняют задание в группе. 1.Алгоритм работы в группе. 1)Рассмотрите таблицу. 2)Сравните вопросы падежей (сходство и различия). 3)Обратите внимание на окончания имён прилагательных женского рода. -Имена прилагательные женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах отвечают на вопрос (какой?) и имеют окончания(-ой), (-ей).) - По имени существительному. Читают на экране и листе розового цвета. 1)Составьте схему из карточек на листе для написания окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе для удобного запоминания. 2)Наклейте падежи, вопросы, окончания имён прилагательных. Составляют в группе схему. Дети прикрепляют схемы на доску. Ученик работает у доски, остальные дети- в тетрадях. ) Дети проверяют, сигналят светофориками. Красный цвет неверно, зелёный цвет верно. |
V. Физкультминутка | -Сейчас мы отдохнём как снежинки, выполнив разные движения. Покачайтесь, Покружитесь, Потянитесь, Распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите. Глубоко теперь вдохните, Сядьте тихо, отдохните. Все в порядок приведите И писать, друзья, начните. | Повторяют движения. |
VI. Продолжение работы по теме | 3)Следующее упражнение. Индивидуальная работа разного уровня сложности. -Перед вами карточки двух цветов белая и голубая. На них задание. (На экране задание для детей. После просмотра они выбирают карточку и выполняют задание) Белая карточка (базовый) Выделите окончания имён прилагательных женского рода и определите падеж. Тёмную (В.п.) дорогу, волшебной (Т.п.) сказкой, серебристой (Д.п.) поляне, вьюжная (И.п.) зима, о белоснежной (П.п.) берёзе, морозной (Р.п.) погоды. Голубая карточка (повышенный) Вставьте пропущенное окончание и определите падеж имён прилагательных. Тёмн... (В.п.) дорогу, волшебн... (Т.п.) сказкой, серебрист... (Д.п.) поляне, вьюжн... (И.п.) зима, о белоснежн... (П.п.) берёзе, морозн... (Р.п.) погоды. Взаимопроверка. -После выполнения работы поменяйтесь карточками, и проверьте работу друг друга. Можете воспользоваться экраном. - Покажите кто справился без ошибок. | Слушают задание. Выбирают карточку и выполняют задание. Дети показывают светофорчики красного или зелёного цвета. |
VII. Подведение итогов урока | -Какую задачу ставили на урок? - Как вы думаете где мы можем применить эти знания? | -Познакомиться со склонением имён прилагательных женского рода единственном числе -Научиться склонять имена прилагательные женского рода, определять их падеж. -Узнать какие окончания имеют имена прилагательные женского рода в разных падежах. Ответы детей. |