Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне Приветствие, организация внимания детей. - Смайлики. Выберите тот, который соответствует вашему настроению. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Выбирают смайлик и показывают | Личностные УУД: формирование эмоционального настроя Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем. Регулятивные УУД: прогнозирование результата и уровня усвоения материала. |
Актуализация знаний. Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. На слайде стихотворение Я. Козловского «Слово» О чем говорится в стихотворении? Что автор говорит о слове? Что такое значение слова? -По каким признакам распределяли слова? ( На доске: смеяться, молить, заклинать, напутствуют, славят- холодом дышать, проклинают, чернят ). Какие признаки важны для понимания смысла высказывания? - Запишите смысл высказывания Обсудите в группах. Сделайте вывод. Что такое значение слова? Как думаете, какова тема урока? (Вопросы- помощники: Что объединяет слова, записанные на доске? Какие есть термины для определения смысла этих слов?) - Какова главная цель урока? |
Читают стихотворение. Называют что «делает» слово.
Работают в группе по заданию, выписывают «работу» слова Рефлексия, вывод Формулируют тему урока, цель Запись Называют: синонимы, антонимы, омонимы. Дают понимание | Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные УУД: владение умениями совместной деятельности и координации деятельности с другими участниками, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. Регулятивные УУД: способность к определению мотива учения, выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний. |
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися «Лексическое значение» и алгоритм его определения Прием «Инсерт» Учитель просит по ходу чтения статьи делать в тексте пометки: \/ ,+, ? Карточки со словами. 1.Вежливый, добрый, воспитанный, грязный 2. Опрятный, чистый, светлый, темный Исключить лишнее. Дайте их толкование. - Что такое «Лексическое значение» слова? --Объясните ЛЗ слова. Индивидуальная работа - Дайте ЛЗ слов вестибюль, интерьер, фестиваль? Какие трудности возникли? - Что нужно сделать, чтобы добиться успеха? (Что даёт ЛЗ многих слов языка?) Выставка толковых словарей. Чтение стихотворения И.Токмаковой - Сделайте вывод (Удалось ли мальчику придумать новое слово и почему?) Проводит физминутку | Учащиеся сверяют сказанное с текстом учебника. Индивидуальная работа, самостоятельное чтение с пометками. Приводят примеры слов. Проговаривают лексическое значение слов. Работают по карточкам в группах Анализ работ и вывод внутри группы. Учащиеся предлагают варианты слов путём подбора синонимов, антонимов. Не знаю значение слова… Обратиться к толковому словарю. Нет (слово должно иметь ЛЗ). Выполняют физические упражнения | Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные УУД: владение умениями совместной деятельности и координации деятельности с другими её участниками, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. Регулятивные УУД: способность к определению мотива учения, выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний. |
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию Работа в группе. -Даны предложения 1. «Вода – самое большое богатство на земле» - Согласны вы с этим утверждением? -А откуда берется вода? Вода появляется из ручейка. Ручьи по пути собирает река. Вода полноводно бежит на просторе, Пока, наконец, не вливается в море Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание гласных в корнях слов. - Что вы можете рассказать о слове вода? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно поработать исследователями. Постараемся составить паспорт со словом «вода» - Какие словари помогут нам составить паспорт слова? -Какое определение воде даёт С.И. Ожегов? -Подберите слова- родственники, составьте гнездо слов. -Какие слова вы встретили у С.И. Ожегова? Запишите их. (водомёт, водобой, водонос, водолаз, водомутный и т. д.) Работа по учебнику (Упр.92). Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить. Проанализировать свою работу, сделать вывод. - По ЛЗ определите слово: 1) Относится к кому - чему-нибудь с глубоким уважением и любовью. 2) Старый, бывалый, опытный воин. 3) Успех в битве, войне, полное поражение противника. - Проверьте себя, по словам для справок и оцените свою работу. Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний - Какой темой объединены эти слова? Случайно ли такое объединение? - Что для вас эта победа? Игра «Угадай-ка» - Дайте толкование какого-либо слова, понятия, а мы отгадаем и запишем. Кому трудно составить ЛЗ слова, обратитесь к толковому словарю. |
Работают в тетради. Взаимопроверка Работа со словарем С.И. Ожегова Создают слова- синонимы Запись Выполняют упражнения в учебнике. Упр.92(п.) комментированное письмо. Правописание слова зависит от лексического значения. Проверяют и оценивают. Дают ответы. Оценивают свою работу -почтение -ветеран -победа Индивидуальная работа ВОВ Определяют | Личностные УУД: действие смыслообразования; оценивание усвояемого содержания Познавательные УУД: применение методов информационного поиска. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные УУД: оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. -Исследование какой темы вели на уроке? - Какие понятия разобрали? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? Игра «Угадай-ка». Определите слово по его лексическому значению -Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг.) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания. (Термос.) - Оцените свою работу на уроке. Работу класса - Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему? Комментирование домашнего задания. | Дают ответы на вопросы Анализируют работу через самооценку | Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели; процесса и результатов деятельности. Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. Личностные УУД: самооценка; адекватное понимание причин успеха и неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Личностные УУД: мотивация учебной деятельности. Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную цель и задачу |