Сегодня мы все понимаем, что формирование нравственных ценностей является важным в воспитании школьников.
Каждый год готовлю учащихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ.
При подготовке к экзаменам столкнулась с такой проблемой: учащиеся затрудняются в формулировке нравственных понятий, востребованных при написании сочинения. Поняла, что готовить учащихся к такой работе необходимо не в 9 классе, а гораздо раньше.
Уже в раннем детстве дети понимают, что такое хорошо и что такое плохо. Но, к сожалению, с возрастом они нечасто говорят об этом вслух и с трудом рассказывают о проявлении нравственных качеств.
Хочу поделиться разработкой урока развития речи в 6 классе, построенном в технологии педагогическая (французская) мастерская.
При подготовке к уроку считаю важным тщательный отбор материала. Всегда думаю об актуальности текста, о том будут ли понятны поступки героев, насколько текст эмоционален.
Так для такого урока предлагаю детям текст О.Павловой «Гришка».
Выбор не случаен. Каждый год в школе проходит благотворительная ярмарка. В преддверии Рождества говорим с детьми о благотворительности, о милосердии, о сострадании. Поэтому этот текст детям понятен. С данным текстом можно работать в разных направлениях. Я использовала его в теме «Определение научного понятия». После того как дети изучили модель построения научного понятия, предлагаю мастерскую по определению нравственного понятия.
Технологическая карта урока
Технологические этапы
Действия учителя
Действия учащихся
1. "Индукция" - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.
- чтение текста О.Павловой «Гришка»
Расскажите, какой человек писал этот текст?
- Чему радуется его сердце, о чем оно болит?
Как этот человек относится к миру, к людям?
Что он думает о людях?
- Какое важное сообщение он
хотел передать читателям?
-назовите героев текста
- слушают текст
- отвечают на вопросы
Активное участие в судьбе человека,
радостные эмоции и осознание себя
неотъемлемой частью большой жизни
2. "Самоконструкция" - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
Запишите в тетради, какая Нюша
Записывают качества:
Забота,Отзывчивость, милосердие, сострадание
3. "Социоконструкция" - работа учащихся в группах по построению этих элементов.
- Организует работу в парах: "Дайте объяснение понятий, которые вы запи сали. Подумайте вместе над заданием".
- Работают в парах по заданию учителя.
4."Социализация" - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция )
- Организует работу в группах: "Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами". - Как называют человека, обладающего этими качествами?
- нарисуйте любое из понятий
- Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами. - дают определение понятия «нравственность»
- рисуют понятие
5. "Афиширование" - вывешивание "произведений - работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с ними
- Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов. - Дает необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.
- Представляют результаты работы групп.(рисунки, определение понятия) - Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий
6. "Разрыв" - внутренне осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому
- Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях. - Организует работу учащихся в группах с источниками информации (словарь Ожегова, заготовленные заранее определения понятий) позволяющими разрешить возникшие противоречия
- Осознают возникшие познавательные противоречия. - Работают с источниками информации. - записывают исправленные варианта определений в справочник понятий
7. "Рефлексия"
- закончите фразу:
Сегодня на уроке я понял
Сегодня на уроке я почувствовал
-отвечают одним предложением.
В.Высоцкий «Баллада о времени
Время эти понятья не стерло, Нужно только поднять верхний пласт - И дымящейся кровью из горла Чувства вечные хлынут на нас.
Ныне, присно, во веки веков, старина,- И цена есть цена, и вина есть вина, И всегда хорошо, если честь спасена, Если другом надежно прикрыта спина.
Чистоту, простоту мы у древних берем, Саги, сказки - из прошлого тащим,- Потому, что добро остается добром - В прошлом, будущем и настоящем!