На Ин/ак. доске текст + у каждого ученика на парте. Дети читают текст самостоятельно (Жужжащее чтение) Как можно назвать текст? (биография) Портрет писателя. Александр Исаевич Солженицын– известный советский писатель, историк, общественный и политический деятель. Солженицын родился в городе Кисловодск . Отец — Исаакий Семёнович, русский крестьянин. Отец погиб на фронте ещё до рождения сына. Мать — Таисия Захаровна, украинка. Семья жила в бедности, поэтому в 8 лет Солженицын переехал с матерью в Ростов-на-Дону. В первый класс Саня Солженицын пошёл почти 9 лет. В детстве Саня был довольно шаловливым, подвижным ребёнком. Мальчик любил играть в футбол. Несмотря на это, он отлично учился . Уже в девять лет Солженицын решил стать писателем. Он очень любил читать. Большой библиотеки у них с матерью не было, но книги дома всегда были. Мать иногда покупала их на очень маленькую зарплату, брала и у знакомых. Саня начал писать в десять лет. Первым его произведением была повесть о сыщиках и разбойниках. Лет с 12-ти Саня ещё полюбил читать газеты, которые изучал, расстилая их на полу. Саша очень полюбил уроки литературы. На уроках учительница вместе с ребятами читала по ролям пьесы и устраивала спектакли. Мальчик принимал в них активное участие. В 1936 году Александр Солженицын закончил школу с золотым аттестатом. 6.Читают текст друг другу по абзацам. Как определяем абзацы? ( по красным строкам) 7.Уч. организует работу «Диалог с текстом» (дети сами задают вопросы друг другу и отвечают на них по содержанию текста. - Уч. Для вопросов вы можете пользоваться подсказками. (н/д) -Кто? О ком? Как звали? Когда? Верно ли? Где? Что? Предполагаемые вопросы: -_ О ком говорится в тексе? - Назовите его имя полностью. -Кто он? - Когда и где родился? - Что узнали о родителях? - Где жил после переезда? -Верно ли , что Саня был шаловливым ребёнком? - Каким учеником был Саша в школе? Докажите. -Почему Саня в 9 лет решил стать писателем? - Что делала мама, чтобы у Саши были книги для чтения? - Во сколько лет Саша начал писать? -Какие первые книги он написал? - Что ещё полюбил Саша? - Почему Саша ещё мечтал и об актёрской карьере? Обобщение : Уч. -А.И. Солженицын -– известный советский писатель, историк, общественный и политический деятель. Его произведения, написанные в различных жанрах. Это романы, стихотворения, рассказы, поэмы и др.Произведения А. Солженицына известны не только в нашей стране, но и за рубежом. 8.Знакомство с понятием «крохотки» -Будучи взрослым человеком, ему долгое время пришлось жить за границей, в других странах, на чужбине. Для писателя это было тяжёлым испытанием. Это отражено во многих его произведениях. - Сегодня мы познакомимся с его произведениями, которые назвали «крохотками» -Слышали ли вы о таком жанре? -От какого слова произошло это название? ( кроха – маленький) -Предположите, каким должно быть литературное произведение, которое по жанру писатель собрал в цикл и дал ему название «Крохотки»? Обобщение: -«Крохотками» русский писатель Александр Исаевич Солженицын назвал свои маленькие рассказы. В этих рассказах необычно всё! Многие из них совсем коротенькие — меньше одной странички. ( слайд) 9. Работа с текстом «Костёр и муравьи» У детей на партах лежат тексты крохотки» «Пред-чтение»: название рассказа, прогноз учащихся. - О чем будет вестись речь в данном произведении?( дети высказывают свои предположения) - Рассказ читают подготовленные ученики. Остальные дети следят за чтением с карандашом в руках, делая пометки в тексте (? – какие слова и выражения непонятны) КОСТЁР И МУРАВЬИ
Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, не увидел, что изнутри оно густо населено муравьями. Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались — бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и — какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! — и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там... - О чем рассказ? ( кратко передают содержание - Уч. В рассказе “Костёр и муравьи» герой, не заметив, что “гнилое брёвнышко изнутри густо населено муравьями”, бросил его в костёр. - Почему муравьи не убегали от огня? И хотя он откатил брёвнышко на край, муравьи не убегали от огня (“Едва преодолев свой ужас, они заворачивали … и – какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! -… и погибали…”). - Уч. Автор предоставляет возможность читателю понять очень важную истину: чувство родины, дома сильнее даже ужаса смерти.
10. Повторение материала о глаголах прошедшего времени 1)- Назовите из текста глаголы прошедшего.Докажите. - Уч. Показывает слайд с глаголами прошедшего (3-4 )времени.Просмотрит, сверьте ,все ли глаголы вы увидели? бросил не увидел затрещало вывалили забегали корёжились зацепил откатил спасались бежали заворачивали, кружились влекла были взбегали метались погибали 2) -Мы из текста для дальнейшей работы возьмём следующие глаголы: (учитель вывешивает на доске карточки с глаголами) : бежали, затрещало, откатил, влекла. -На какие 2 группы можно разбить глаголы? -1 вариант записывает глаголы, отвечающие на вопрос: Что делал? -2 вариант -- //- Что сделал? Что делал (о,а,и)? Что сделал (о,а,и)? Контроль. 2 ученика на доске объясняют, передвигая карточки Бежали откатил влекла затрещало
3)Работа в группах ( по вариантам) -Пронаблюдать , какие изменения будут происходить, если поставить глаголы в настоящее время? ( сравнить с прошедшим) Запиши их вместе с местоимениями
Контроль.- Какое было задание? -Как вы его выполняли? (Они) бегут (он) катит,( я) качу (Она) влёчёт (оно) трещит - Уч. Обобщение -Какие изменения вы отметили, при постановке глаголов в настоящее время? ( вопрос, слово- помощник, действие происходит сейчас, окончания) -Что ещё вы заметили необычного? ( в прошедшем времени глаголы были с приставками, а в настоящем времени их нет!!!!!!!!!!!!!!!) -Какие местоимения можно приписать с каждым глаголом? -О чём это говорит? ( глаголы настоящего времени изменяются по лицам и числам) 4) Уч. –Изменить по лицам и числам глаголы: бросаю(1 вариант) 2 ученика выполняют работу на доске бегу ( 2 вариант) - Вы можете контролировать своих одноклассников. Контроль: Я бросаю Мы броса.м Я бегу Мы бежим Ты броса.ш(ь) Вы броса.т. Ты бежиш(ь) Вы бежите Он броса.т Они бросают Он бежит Они бегут
Обобщение. _Сравните записи. Почему «окошки» в 1 варианте? Во 2-м варианте их нет.? (1 вариант окончания-безударные, 2 вариант- окончания – ударные). Вывод: в безударных окончаниях настоящего времени есть орфограмма. В ударных её нет. Как можно назвать окончания глаголов настоящего времени, если мы их изменяли по лицам? (личные) 5) Работа с учебником. Стр.117 .Читаем сообщение с карандашом в руках, ставим знаки: ν- знал, + -новая информация, ? –не знаю. -Фронтальная работа по информации учебника -Читаем вслух по абзацам. Какой знак поставили? -«?»-последний абзац. Над этим поработаем завтра. -О чём будем говорить завтра? ( наблюдать за личными окончаниями глаголов настоящего времени) - Систематизация знаний в таблице: 6) Заполняем таблицу «Время глагола» ( столбец «Прошедшее время был заполнен на предыдущих уроках. Учитель заполняет совместно с детьми столбец «Настоящее время)
Время Признаки | Прошедшее | Настоящее | | Вопросы | | | | Время к моменту речи | | | | Как изменяется | | | | Приметы времени | | | | Слово-помощник | | | | Краткое письменное обозначение | | | | |