| № п/п | Этап урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, личностные, регулятивные, коммуникативные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока) | Диагностика достижения планируемых результатов урока | 
  |  I.  
  
  
  
  
  
  
  
 
 |  Организационный этап.  Мотивирование к учебной деятельности.  
 
 |  Настроить на рабочий темп, мотивировать к решению учебной задачи  
  
  
 
 |  Фронтальная  
  
  
  
  
  
  
 
 |  Включение класса в деловой ритм, мотивационные действия.  Ребята, я вас приветствую в этот не по - осеннему теплый день. Я очень хочу, чтобы наш урок получился интересным и познавательным.  
  
 
 |  Приветствуют учителя  
  
  
  
  
  
  
  
 
 | Эмоционально настраиваются на урок | Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность. | 
  |  
 II. |  
  Актуализация опорных знаний. 
 |  
 Актуализировать ранее изученный материал, установить преемственные связи ранее изученных и новых знаний и применение их в новых ситуациях |  
 Групповая, индивидуальная, фронтальная |  1. Перед входом в кабинет вы получили входные билеты, которые помогли вам занять свои места. Подумайте, за какой стол каждый из вас сядет?    Все нашли свои места? На каждом столе лежит ватман. В ходе урока необходимо заполнить его, используя рекомендации в заданиях. Посмотрите на экран и прочитайте правила работы в группе и распределите роли. У каждой группы на столе стоят песочные часы. Хранители времени будут следить за временем выполнения заданий.  Эпиграфом к нашему уроку будут слова Ральфа Эмерсона: «Совместный труд способствует открытиям и свершениям, которые редко можно достичь в одиночку»  - Скажите, почему именно эта цитата была взята?    - Как в жизни помогает совместный труд?  - Сегодня у нас урок открытия новых знаний. Что мы должны сделать, прежде чем открывать новые знания?  2. Вы сели по группам. По какому признаку вы объединились в свои группы?  3. Первая группа готовит сообщение о морфологических признаках прилагательного;  вторая группа о морфологических признаках глагола.    - Оформите свои сообщения на ватмане, докладчики приготовьтесь к защите своего материала.  - Ребята, если вам не все ясно в представленных материалах, задайте вопрос выступающим на понимание.  - Проверьте себя, посмотрев на экран.  - Как вы думаете, с какой целью мы вспоминали эти признаки именно этих частей речи? Выскажете свое предположение (гипотезу).  - Почему 3-й стол остался пустой?    4. Следующее задание – пробное действие. С какой целью мы будем выполнять пробное действие?    - У вас лежат конверты. Откройте конверт №1, прочитайте задание и выполните его, используя условные обозначения ( прием «Инсерт»)  Карточка №1  Определите части речи выделенных слов:  Редеет облаков летучая гряда;  Звезда печальная, вечерняя звезда,  Твой луч осеребрил увядшие равнины,  И дремлющий залив, и черных скал вершины;  Люблю твой слабый свет в небесной вышине:  Он думы разбудил, уснувшие во мне.  - Удалось ли вам справиться с заданием? У кого возникли затруднения?  - Почему вы не смогли выполнить это задание до конца? |  Распределяют роли в группе : выбирают организатора, секретаря, докладчика, контролера, чтеца, хранителя времени. Обдумывают ответы на вопросы, участвуют в диалоге с учителем.(Р) Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению (Л)  Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)  Ищут и выделяют необходимую информацию, выдвигают гипотезы и обосновывают их; ставят и формулируют проблемы (П)  Аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают мнения других, оформляют свои мысли в устной форме (К)  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Осознают, что имеющихся знаний недостаточно для полных ответов. Делают записи на ватмане , проверяют себя. Обсуждают в группе, высказывают свои предположения:  знание об этих частях речи необходимы для определения новой части речи. (П)    Сотрудничают с учителем и одноклассниками (К)  
  Обозначают значками : V- я это знаю, + -это для меня новое, - я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;  ?- это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.  Определяют границы собственного знания и «незнания». Контролеры, используя критерии оценивания, проверяют выполнение задания.  Хранители времени ведут учет времени 
 | 
 |  
  Ответы обучающихся,  выполнение задания.Распределили роли в группе. Выступление с презентацией своего задания | 
  | III. |  Постановка темы урока, целеполагание, формулирование учебной задачи.   
 | Определить затруднения, его место, причину; определение необходимости нового знания | Фронтальная |  1.У меня сегодня есть помощник. Держу в руках мяч.  - Ребята, опишите мяч.  -С помощью какой части речи вы описали мяч?  -Создаю проблемную ситуацию: подкидываю мяч вверх и т.д.  - Попробуйте описать сейчас мяч  - Можете ли вы определить часть речи названных слов?  - Как вы думаете, с какой целью мы вспоминали признаки прилагательных и глаголов?    2. Посмотрите на экран и скажите, как называются слова, которые вы не смогли отнести ни к имени прилагательному, ни к глаголу  - Сформулируйте тему урока. Запишите число, тему урока: Причастие – особая группа слов  - Какие цели мы поставим сегодня на уроке? На маршрутном листе запишите цели урока, которые вы ставите перед собой.  - Как будем исполнять, поставленные цели? Предлагаю шаги, но для этого нужно расставить их в правильном порядке: 1. Провести наблюдение. 2. Сделать выводы. 3. Выявить закономерность. |  Отвечают на вопросы:  Предполагают, что знания о морфологических признаках имени прилагательного и глагола помогут в знакомстве с причастием  Формулируют цель учебной деятельности    по схеме: «вспомнить – узнать – научиться».  
  Знакомятся с причастием, учатся отличать его от прилагательного  Записывают тему урока.  Обсуждают в группе учебные задачи, секретарь записываюет их на ватмане (К)  Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления (Р)  Выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы (П) | Постановка цели урока, определение учебной задачи. |  Ответы обучающихся, наблюдение.  
 
 | 
  | IV |  Физкультминутка 
 | Снять эмоциональную усталость, предупредить утомление | 
 |  Называю  слова:  Голубой, рисует, пишущая, дремучий, решает, говорит, желтеющие, белеть, пахнущий, сидящий, чудесная, уехал, синеющий, тающий, мокрый. 
 | Ученики делают зарядку: если слово имя прилагательное, ученики делают наклон налево, глагол - направо, новая часть речи - вперед, сомневаются - круговое движение туловищем. Оценивают роль ЗОЖ (Л) | 
 | Выполняют упражнения | 
  | V |  Этап усвоения новых знаний и способов действий  .  
 
 |  Усвоить новые знания и способы деятельности, Развивать умения обобщать и делать выводы. 
 |  Индивидуальная, работа в парах |  Для достижения поставленных нами целей я предлагаю вам отправиться в лингвистическое путешествие, прочитав сказку. 1.Чтецы от каждой группы читают сказку:  1 чтец : в тридевятом царстве, в тридесятом государстве Морфология жил-был король. Однажды собрал он на бал своих подданных. Во дворец прибыли Глаголы и Прилагательные. Но начало приёма почему-то откладывалось. Оказалось, что к королю с жалобой на бесприютную жизнь обратились незнакомые гости. Король внимательно посмотрел на них и не узнал, только суффикс –енн– был ему знаком.    - А вам знаком этот суффикс? Какой части речи из тех, что прибыли во дворец, он принадлежит?    2 чтец: стали просить гости у короля Морфологии определить их к какой-нибудь части речи. Глаголы-добряки сразу же вызвались помочь. Они подбежали к незнакомцам и сказали: «Мы подарим вам самое дорогое, что у нас есть – основу, и вы будете частицей нашего сердца». И добрый волшебник Прилагательное тоже захотел помочь и подарил им окончания  2.Работа с суффиксами причастий:  на доске записаны суффиксы причастий.  - Вам дается 1мин. Выучите их.  Запишите по памяти.    - Образуйте новые слова с помощью этих суффиксов от слов, выделите суффиксы : делать-   любить - читать - везти -    Поменяйтесь своими работами с соседом: первая группа меняются по часовой стрелке, вторая группа- против часовой стрелки.    Проверьте работу соседа и выставьте оценки по алгоритму.  Все довольны своими оценками?   |  Чтецы читают сказку, остальные следят по тексту.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Суффикс –енн- принадлежит имени прилагательному, выясняют, что и у причастия есть подобный суффикс. Выясняют, какие еще есть суффиксы у причастия.  Учатся добывать новые знания, находить ответы на вопросы( П).  Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. (К) Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают возникающие трудности, ищут их.  
  Образовывают причастия, выделяют суффиксы.  Осуществляют взаимопроверку, по алгоритму выставляют оценки друг другу.  
 
 | 
 |  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Ответы учащихся.  Наблюдение. Запоминание.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Результаты взаимопроверки |