№ п/п | Этап урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, личностные, регулятивные, коммуникативные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока) | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
I. | Организационный этап. Мотивирование к учебной деятельности. | Настроить на рабочий темп, мотивировать к решению учебной задачи | Фронтальная | Включение класса в деловой ритм, мотивационные действия. Ребята, я вас приветствую в этот не по - осеннему теплый день. Я очень хочу, чтобы наш урок получился интересным и познавательным. | Приветствуют учителя | Эмоционально настраиваются на урок | Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность. |
II. | Актуализация опорных знаний. | Актуализировать ранее изученный материал, установить преемственные связи ранее изученных и новых знаний и применение их в новых ситуациях | Групповая, индивидуальная, фронтальная | 1. Перед входом в кабинет вы получили входные билеты, которые помогли вам занять свои места. Подумайте, за какой стол каждый из вас сядет? Все нашли свои места? На каждом столе лежит ватман. В ходе урока необходимо заполнить его, используя рекомендации в заданиях. Посмотрите на экран и прочитайте правила работы в группе и распределите роли. У каждой группы на столе стоят песочные часы. Хранители времени будут следить за временем выполнения заданий. Эпиграфом к нашему уроку будут слова Ральфа Эмерсона: «Совместный труд способствует открытиям и свершениям, которые редко можно достичь в одиночку» - Скажите, почему именно эта цитата была взята? - Как в жизни помогает совместный труд? - Сегодня у нас урок открытия новых знаний. Что мы должны сделать, прежде чем открывать новые знания? 2. Вы сели по группам. По какому признаку вы объединились в свои группы? 3. Первая группа готовит сообщение о морфологических признаках прилагательного; вторая группа о морфологических признаках глагола. - Оформите свои сообщения на ватмане, докладчики приготовьтесь к защите своего материала. - Ребята, если вам не все ясно в представленных материалах, задайте вопрос выступающим на понимание. - Проверьте себя, посмотрев на экран. - Как вы думаете, с какой целью мы вспоминали эти признаки именно этих частей речи? Выскажете свое предположение (гипотезу). - Почему 3-й стол остался пустой? 4. Следующее задание – пробное действие. С какой целью мы будем выполнять пробное действие? - У вас лежат конверты. Откройте конверт №1, прочитайте задание и выполните его, используя условные обозначения ( прием «Инсерт») Карточка №1 Определите части речи выделенных слов: Редеет облаков летучая гряда; Звезда печальная, вечерняя звезда, Твой луч осеребрил увядшие равнины, И дремлющий залив, и черных скал вершины; Люблю твой слабый свет в небесной вышине: Он думы разбудил, уснувшие во мне. - Удалось ли вам справиться с заданием? У кого возникли затруднения? - Почему вы не смогли выполнить это задание до конца? | Распределяют роли в группе : выбирают организатора, секретаря, докладчика, контролера, чтеца, хранителя времени. Обдумывают ответы на вопросы, участвуют в диалоге с учителем.(Р) Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению (Л) Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Ищут и выделяют необходимую информацию, выдвигают гипотезы и обосновывают их; ставят и формулируют проблемы (П) Аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают мнения других, оформляют свои мысли в устной форме (К) Осознают, что имеющихся знаний недостаточно для полных ответов. Делают записи на ватмане , проверяют себя. Обсуждают в группе, высказывают свои предположения: знание об этих частях речи необходимы для определения новой части речи. (П) Сотрудничают с учителем и одноклассниками (К) Обозначают значками : V- я это знаю, + -это для меня новое, - я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал; ?- это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения. Определяют границы собственного знания и «незнания». Контролеры, используя критерии оценивания, проверяют выполнение задания. Хранители времени ведут учет времени | | Ответы обучающихся, выполнение задания.Распределили роли в группе. Выступление с презентацией своего задания |
III. | Постановка темы урока, целеполагание, формулирование учебной задачи. | Определить затруднения, его место, причину; определение необходимости нового знания | Фронтальная | 1.У меня сегодня есть помощник. Держу в руках мяч. - Ребята, опишите мяч. -С помощью какой части речи вы описали мяч? -Создаю проблемную ситуацию: подкидываю мяч вверх и т.д. - Попробуйте описать сейчас мяч - Можете ли вы определить часть речи названных слов? - Как вы думаете, с какой целью мы вспоминали признаки прилагательных и глаголов? 2. Посмотрите на экран и скажите, как называются слова, которые вы не смогли отнести ни к имени прилагательному, ни к глаголу - Сформулируйте тему урока. Запишите число, тему урока: Причастие – особая группа слов - Какие цели мы поставим сегодня на уроке? На маршрутном листе запишите цели урока, которые вы ставите перед собой. - Как будем исполнять, поставленные цели? Предлагаю шаги, но для этого нужно расставить их в правильном порядке: 1. Провести наблюдение. 2. Сделать выводы. 3. Выявить закономерность. | Отвечают на вопросы: Предполагают, что знания о морфологических признаках имени прилагательного и глагола помогут в знакомстве с причастием Формулируют цель учебной деятельности по схеме: «вспомнить – узнать – научиться». Знакомятся с причастием, учатся отличать его от прилагательного Записывают тему урока. Обсуждают в группе учебные задачи, секретарь записываюет их на ватмане (К) Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления (Р) Выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы (П) | Постановка цели урока, определение учебной задачи. | Ответы обучающихся, наблюдение. |
IV | Физкультминутка | Снять эмоциональную усталость, предупредить утомление | | Называю слова: Голубой, рисует, пишущая, дремучий, решает, говорит, желтеющие, белеть, пахнущий, сидящий, чудесная, уехал, синеющий, тающий, мокрый. | Ученики делают зарядку: если слово имя прилагательное, ученики делают наклон налево, глагол - направо, новая часть речи - вперед, сомневаются - круговое движение туловищем. Оценивают роль ЗОЖ (Л) | | Выполняют упражнения |
V | Этап усвоения новых знаний и способов действий . | Усвоить новые знания и способы деятельности, Развивать умения обобщать и делать выводы. | Индивидуальная, работа в парах | Для достижения поставленных нами целей я предлагаю вам отправиться в лингвистическое путешествие, прочитав сказку. 1.Чтецы от каждой группы читают сказку: 1 чтец : в тридевятом царстве, в тридесятом государстве Морфология жил-был король. Однажды собрал он на бал своих подданных. Во дворец прибыли Глаголы и Прилагательные. Но начало приёма почему-то откладывалось. Оказалось, что к королю с жалобой на бесприютную жизнь обратились незнакомые гости. Король внимательно посмотрел на них и не узнал, только суффикс –енн– был ему знаком. - А вам знаком этот суффикс? Какой части речи из тех, что прибыли во дворец, он принадлежит? 2 чтец: стали просить гости у короля Морфологии определить их к какой-нибудь части речи. Глаголы-добряки сразу же вызвались помочь. Они подбежали к незнакомцам и сказали: «Мы подарим вам самое дорогое, что у нас есть – основу, и вы будете частицей нашего сердца». И добрый волшебник Прилагательное тоже захотел помочь и подарил им окончания 2.Работа с суффиксами причастий: на доске записаны суффиксы причастий. - Вам дается 1мин. Выучите их. Запишите по памяти. - Образуйте новые слова с помощью этих суффиксов от слов, выделите суффиксы : делать- любить - читать - везти - Поменяйтесь своими работами с соседом: первая группа меняются по часовой стрелке, вторая группа- против часовой стрелки. Проверьте работу соседа и выставьте оценки по алгоритму. Все довольны своими оценками? | Чтецы читают сказку, остальные следят по тексту. Суффикс –енн- принадлежит имени прилагательному, выясняют, что и у причастия есть подобный суффикс. Выясняют, какие еще есть суффиксы у причастия. Учатся добывать новые знания, находить ответы на вопросы( П). Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. (К) Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают возникающие трудности, ищут их. Образовывают причастия, выделяют суффиксы. Осуществляют взаимопроверку, по алгоритму выставляют оценки друг другу. | | Ответы учащихся. Наблюдение. Запоминание. Результаты взаимопроверки |