kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта по русскому языку: "Роль глаголов в языке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока по данной технологической карте учащиеся научатся указывать роль глаголов в речи; называть глаголы, передающие звуки; объяснять изученные орфограммы; определять число глаголов; выполнять звуко-буквенный разбор слова; определять тип текста; подбирать заголовок к тексту; выполнять синтаксический разбор предложения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по русскому языку: "Роль глаголов в языке"»

Технологическая карта урока

Дата

16.03.2020

Класс

4 г

Учитель

Куколева Ю.В.

Тема

Роль глаголов в языке

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Педагогические задачи

Создать условия для формирования представлений о роли глаголов в речи; совершенствовать умение называть глаголы, передающие звуки; способствовать развитию навыка указывать грамматические признаки глагола; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Научатся указывать роль глаголов в речи; называть глаголы, передающие звуки; объяснять изученные орфограммы; определять число глаголов; выполнять звуко-буквенный разбор слова; определять тип текста; подбирать заголовок
к тексту; выполнять синтаксический разбор предложения

Метапредметные УУД

Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энцикло-педий, справочников, электронных дисков; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать
самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта

Личностные
результаты

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности учащегося

1

2

3

4

II. Актуализация знаний.



Индивидуальная карточка





Спиши. Вставь пропущенные буквы.


Наступил… ясн.. утро. Со…нце ярко сиял… в голубом неб.. . Лучи его играл… на речк…, на крышах домов. Алмазами сверкал… роса на трав…, на листьях дерев…ев. Кругом стоял… тишина. Только весело щебетал… ласточка.


Выполняют индивидуальные задания.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу


Задание: выполнить синтаксический разбор 2 предложения.

Выделенное слово разберите как часть речи (морфологический разбор)






Работа над словами с непро-веряемым
написанием

Организует работу над словом с непроверяемым написанием.

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

(См. РМ, Приложение 2.)

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.


III. Сообщение темы
урока.

Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему урока.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством
учителя определяют задачи урока.

Читают стихотворение.

Глагол – весенняя часть речи,

Она заставит действовать нас всех:

Читать, писать, спрягать – и обеспечит

В конце урока непременно нам успех!

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Строить речевое высказывание
в устной
форме


– Определите цели урока, используя опорные
слова

– Сегодня на уроке мы уточним роль глаголов
в языке; научимся находить глаголы в тексте

IV. Объяснение нового
материала.

Наблюдение над языковым материалом.


Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Прочитайте. Чем интересны предложения?

– Какой частью речи является каждое выделенное слово? По каким признакам вы различили эти части речи?

Проводят наблюдения на материале связных
текстов.

Списывают. Определяют, какой частью речи являются выделенные слова. Подчеркивают глаголы.

Зависело б от мыла (сущ.), веснушки я б отмыла
(гл.). Однажды кот
подкрался к попугаю (сущ.): «Сейчас тебя я, братец, попугаю (гл.)». Медведь

Осуществлять анализ
объектов

Работа по учебнику (упражнение 143)

– Спишите любое предложение. Подчеркните глаголы

в бору, не зная правил (сущ.), однажды мотоциклом правил (гл.) и в елку врезался. Ты свети, свети, светило (сущ.), я хочу, чтоб ты светило (гл.). Кто без кисти и белил (сущ.) крыши города
белил (гл.)?


V. Первичное закрепление знаний.

Творческая

работа.

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.

– Глагол – необыкновенная часть речи. Как вы
думаете, почему? По частоте употребления глагол занимает второе место после существительных. Среди 9 000 наиболее употребляемых слов глаголов около 2 500. Прочитайте и объясните выска-зывания о глаголе.

Проводит творческую работу.

– Ребята, посмотрите на доску. Можно ли эти
группы слов назвать предложениями? Что нужно сделать, чтобы получились предложения?

Долгожданная весна. Веселая капель. Говорливые ручьи. Деревья в листву. Перелетные птицы.

– Вам нужно дополнить текст на тему «Весна»
подходящими по смыслу глаголами, употребив
их в настоящем, прошедшем, будущем времени. Можно добавить в предложения необходимые
второстепенные члены.

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Объясняют высказывания.

«Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе». (А. Н. Толстой)

«Глагол – самая живая часть речи… Назначение глагола – выражать само действие». (А. Югов)







Дополняют текст.

Наступила долгожданная весна. Звенит веселая капель. Бегут говорливые ручьи. Скоро деревья оденутся в листву. На родину возвратятся перелетные птицы.

Осознанно
и произвольно строить
речевое вы-
сказывание
в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной
задачи

абота по учебнику (упражнение 144)

– Прочитайте. Озаглавьте текст.

– Определите тип текста. Какова в нем роль глаголов? Назовите глаголы, передающие звуки.

– Спишите. Подчеркните в словах изученные орфограммы

Списывают. Подчеркивают в словах изученные орфограммы. (См. РМ, Приложение 3.)

Выполняют звуко-буквенный разбор слова
«ручей». (См. РМ, Приложение 4.)


VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Работа по учебнику (упражнение 145).

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

– Прочитайте. Что вы представили, увидели,
услышали, читая эти строки? Какую роль выпол-няют глаголы в пейзажных зарисовках грозы,
молнии, грома, радуги?

– Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните глаголы. Укажите их число.

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции.

Списывают, вставляя пропущенные буквы. Подчеркивают глаголы. Указывают их число.

Сколько превосходных слов существует (ед. ч.)
в русском языке для так называемых небесных явлений!

Летние грозы проходят (мн. ч.) над землей
и
заваливаются (мн. ч.) за горизонт. В народе
любят (мн. ч.) говорить, что туча не прошла
(ед. ч.), а
свалилась (ед.ч.).

Молнии то с размаху бьют (мн. ч.) в землю прямым ударом, то полыхают (мн. ч.) на черных тучах, как вырванные с корнем ветвистые деревья.

Радуги сверкают (мн. ч.) над дымной, сырой далью. Гром прокатывается (ед. ч.), грохочет
(ед. ч.),
ворчит (ед. ч.), рокочет (ед. ч.),
встряхивает (ед. ч.) землю.

Выполняют синтаксический разбор предложения.

Гром прокатывается, грохочет, ворчит,
рокочет, встряхивает землю.

Понимать
на слух ответы одноклас-сников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения


(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, с однородными сказуе-мыми.)

различных
коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию
из различных источников

Работа в тетради

– Прочитайте отрывок стихотворения В. Ладыжца. Вставьте пропущенные буквы.

– Подберите для заголовка стихотворения название месяца года. Запишите его.

– Подчеркните глаголы, которые употреблены
в переносном значении.

Выполняют задание в рабочей тетради.

Март

Туман лежит в горах окрестных.

Мороз уплелся далеко.

И ручеек, весенний вестник,

Залепетал из-под снегов.


– Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

– Подчеркните в предложениях глаголы с частицей «не».

Выполняют задание.

Не спеши языком – торопись делом. Не гордись званьем, а гордись знаньем. Учись доброму, так худое и на ум не пойдет. Родительское слово
мимо
не молвится. Не радуйся чужой беде.


– Прочитайте скороговорку.

– В однокоренных словах выделите корень.

– Выделите в глаголах приставки

В однокоренных словах выделяют корень. В глаголах выделяют приставки.

VII. Итог урока. Рефлексия

Организует оценку результатов выполнения
заданий на уроке, подведение итогов урока уча-
щимися.

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов.

Осуществлять самоконтроль учебной дея-


– Что нового узнали на уроке?

– Какую роль в речи выполняют глаголы?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил.

Проводят самооценку, рефлексию

тельности

Домашнее
задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения,
дает сопутствующие комментарии.

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение



Приложение 1

Организация начала урока

Педагог проверяет собранность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует обучающихся.

– Проверим готовность к уроку.

– Здравствуйте, ребята. Урок русского языка я хочу начать с пословицы: «От умного научишься, от глупого разучишься». Как вы понимаете её значение?

– Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго дня и радостного настроения.

Обучающиеся сообщают о готовности к уроку. Определение самоорганизации («Настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»).


Приложение 2

Работа над словами с непроверяемым написанием

ГОРЕТЬ – 1. Поддаваться действию огня; уничтожаться огнем. 2. Об источнике света: излучать свет. 3. Быть в жару, в лихорадочном состоянии. 4. Краснеть от прилива крови. 5. Сверкать, блестеть. 6. Перен. Испытывать какое-нибудь сильное чувство. 7. Перен. Отдаваться полностью какому-нибудь делу (идее).

– Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «гореть».

Учащиеся подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом. Составляют предложения.

Однокоренные слова: горение, сгореть, догорать, горючий, выгореть, загорать, загорелый, догореть, загореть, горючее, загореться, загорелый.

Синонимы: пылать, пламенеть, полыхать, блестеть, блистать, сверкать, светиться.

Антоним: гаснуть.

Фразеологизмы:

ГОРЕТЬ НА РАБОТЕ – полностью, не жалея сил отдаваться работе.

ДЕЛО (РАБОТА) ГОРИТ В РУКАХ – дело спорится, идет быстро.

ДУША ГОРИТ – о состоянии сильного волнения.

ЗЕМЛЯ ГОРИТ ПОД НОГАМИ – кто-нибудь принужден бежать, уходить откуда-нибудь.

ГОРЕТЬ НА МЕДЛЕННОМ ОГНЕ – о постоянных нравственных муках.

ГОРИ (ВСЕ) ОГНЕМ! – то же, что пропади пропадом.

Пословицы и поговорки:

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

У работящего в руках дело огнем горит.

Предложения:

В печи горят дрова.

Всю ночь огонь костра то загорается, то гаснет.


Приложение 3

Работа по учебнику

Весна

Блестели черные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям, как молодая хозяйка. Стоило ей только посмотреть на овраг, как в нем тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла, и звон ручьев с каждым ее шагом становился громче.


Приложение 4

Ручей – [руч’эй’] – 2 слога.

р – [р] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;

у – [у] – гласный, безударный;

ч – [ч’] – согласный, глухой непарный, мягкий непарный;

е – [э] – гласный, ударный;

й – [й’] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;

В слове «ручей» 5 букв, 5 звуков.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта по русскому языку: "Роль глаголов в языке"

Автор: Куколева Юлия Владимировна

Дата: 17.06.2020

Номер свидетельства: 553513

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Технологическая  карта урока   русского языка в 3  классе  по программе «ПНШ» "
    ["seo_title"] => string(82) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-proghrammie-pnsh"
    ["file_id"] => string(6) "209199"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431059689"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "технологическая карта урока русского языка по теме "Части речи.Повторение и обобщение" "
    ["seo_title"] => string(104) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-chasti-riechi-povtorieniie-i-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "240785"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445108134"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект  урока по русскому языку на тему "Спряжение глаголов" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-spriazhieniie-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "193831"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427700990"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект-карта урока по ФГОС. Глагол. Использование глаголов "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-karta-uroka-po-fgos-glaghol-ispol-zovaniie-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "199711"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428632081"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "технологическая карта к уроку русского языка на тему "Словари""
    ["seo_title"] => string(69) "tiekhnologhichieskaia-karta-k-uroku-russkogho-iazyka-na-tiemu-slovari"
    ["file_id"] => string(6) "291013"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455041354"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства