Технология: проблемное, игровое обучение.  
 Оборудование:       1. Словари  
                                  2. Жетоны с надписями «Молодчина», «Умница».
                                  3. Слайдовая поддержка.
 Опережающие задания: 1. Разучить с двумя  учениками  диалог «Неряха».
       Организационный момент.       |    Интрига с темой урока   |  
    Работа с эпиграфом          Прослушивание   |    «О сколько нам открытий чудных  Готовит просвещенья дух!  И опыт, сын ошибок трудных,    И гений, парадоксов друг!»       |  
    Словарная работа    В  высказывании есть слова, о значении которых нам расскажут ребята. Они нашли дома материал в толковых словарях.                                  Составьте предложения.   |    В тетрадях и на доске записываем  слова: гений, парадокс, просвещенье.     ГЕНИЙ – высший творческий ум, высокий природный дар, дарование.      ПАРАДОКС–1. явление, кажущееся невероятным и неожиданным; 2. странное, расходящееся с общепринятым мнением высказывание, а также мнение, противоречащее здравому смыслу. (Отсутствие снега в декабре – парадокс).  ПРОСВЕЩЕНЬЕ– высокий уровень развития, культуры; образование; знания.      М. В. Ломоносов был истинным гением.  Отсутствие снега в декабре – парадокс.  Просвещенье помогает человеку осваивать культуру.   |  
    Эвристическая беседа    Давайте выразительно    прочитаем слова гениального русского поэта.  Каковы тема и основная мысль высказывания?  Какие художественные средства использует поэт?  Подумаем, чем восхищается он, к чему призывает своих читателей?  Какая часть речи помогает передать это настроение?   |    Учащиеся делают вывод о великой силе просвещения, обогащения человечества знаниями.  Учащиеся отвечают, что это существительные          Эпитет (чудных), метафоры (сын ошибок, друг парадоксов)      ПОДГОТОВКА к ЕГЭ   |  
    Актуализация знаний    Чтобы совершить открытие, мы должны призвать все наши знания об имени существительном.    
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Назовите неизменяемые признаки существительного       Что нового о склонении существительных мы узнали в 6 классе?  По очереди у доски, а все в тетрадях выполняют задания по культуре речи и орфографии   
     
     
     
     
     
     Что мы повторили, выполнив эти задания   |    Выпишите все существительные, распределяя их по родам  Часть речи удивительная –    Зовётся существительное.  Мы можем род определить (хлопок),  На три склоненья разделить. (хлопок)  А падежей мы знаем семь,  Числа же нет у них совсем.  Слово ШОССЕ не изменяется,(хлопок)  Слово БЕРЁЗА не склоняется,  Одушевлённым может быть любое,  Все отвечают на вопрос КАКОЕ?  В предложении может быть и подлежащим, (хлопок)  В прошедшем времени и настоящем,  Обозначает обычно предмет (хлопок),  Четвёртого склоненья нет. (хлопок)    Отвечает на вопросы что и кто? (хлопок)  Обнаружить его в тексе нелегко.      Собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение.      Существительные бывают несклоняемыми и разносклоняемыми.    
      Ч_рн___ кофе  Ар__матн____ салями  Пр_к_снулся к лохмат__    ш_мпанзе    Пр_красн__ шампунь  Выб_рать нов___ тюль  К_нгуру ускакал_ от дикого плем_ни  Российск___ Сочи встречает олимпийские игры        Род несклоняемых сущ., разносклоняемые сущ., орф. правила.   |  
    Физминутка     |         |  
    Создание проблемной ситуации    Работа с текстом. Прочитайте четверостишие (про себя). Как вы думаете, какого окончания не хватает у местоимения? Прочитайте    А разве девочки не дерутся?      Так какого же рода существительное «забияка»?   |    Вот подходит к детворе,  Затевает драку,  Все боятся во дворе  Так … забияку                  2 слайда с забияками      Проблемный слайд.           |  
    Целеполагание     |    Что мы должны узнать?  Чему научиться?  Какую практическую значимость имеет наше открытие?   |  
    Формулировка вывода.    Давайте опишем наше открытие. Какие сущ. называются сущ. общего рода   |    Существительные 1 склонения на –а, -я, которые    обозначают то лиц мужского    пола, то лиц женского пола,    называются существительными    общего рода.   |  
    Наблюдение за речью героев. (Сценка)    УЧИТЕЛЬ: А вот какая история произошла однажды в нашей школе. Среди ухоженных аккуратных детей в школьной форме один мальчик оказался неряхой. Дежурный, ученик 7 класса, взялся его перевоспитывать, всякий раз приводя много хороших примеров.    УЧИТЕЛЬ:  ДЕЖУРНЫЙ,  недоумевая, почему сопротивляется мальчик, пытался приводить все новые, еще более убедительные доказательства, но все было напрасно. Почему сопротивлялся его маленький собеседник?   |                                                    СЦЕНКА.  ДЕЖУРНЫЙ – Вот видишь, ты такая большая неряха  МАЛЬЧИК – Неверно. Я не большая неряха. Я мальчик.  ДЕЖУРНЫЙ – Ну и что, что ты мальчик, посмотри на свой костюм, на свои руки, и тебе сразу станет ясно, что ты самая большая неряха.  ДЕЖУРНЫЙ -  Нет, я не большая неряха. Это неверно. Я не могу быть большая, и даже маленькая неряха. Зачем неправильно говоришь.      УЧЕНИКИ: Надо, разговаривая с мальчиком, говорить «большой неряха», «такой неряха».  УЧИТЕЛЬ:  Действительно, горе- ДЕЖУРНЫЙ когда-то, как и вы, учась в 6-м классе, не понял секрета существительных общего рода. А вы поняли этот секрет?    УЧЕНИКИ: Имена существительные и местоимения должны стоять в мужском роде при существительном общего рода, если оно обозначает лицо мужского пола и в женском, если речь идет о девочке или женщине.   |  
    Кроссворд.     |    Работа в парах   |  
    Самопроверка по ключу     |         |  
    Лексико-орфографическая работа     |    Как называют необразованного человека?  А как называют грубого, невоспитанного человека?  Поему эти существительные пишутся слитно?  К какому герою романа Пушкина «Дубровский» можно отнести эти характеристики?   |  
    Самостоятельная работа    БЫСТРО ВСТАВИТЬ ФОТО   |    Стр. 145, № 277   |  
    Работа с учебником      Чем дополнил наши знания учебник?   |    Стр. 146         |  
    Какое сущ. может обозначать лиц и мужского, и женского пола?    Наблюдения за употреблением таких сущ.   |    О сколько нам открытий чудных    Готовит просвещенья дух!     И опыт, сын ошибок трудных,     И гений, парадоксов друг!  А. С. Пушкин         |  
    Итоги     |    Вы смотрите информационно – познавательную передачу «Итоги».  Новости: сегодня ученики 6 А класса нашей школы сделали парадоксальное открытие, они открыли необычную группу существительных.  Давайте посмотрим интервью с участниками этого исторического события.   Скажите, в чём особенность открытых вами языковых частиц?  Действительно ли можно ваше открытие назвать парадоксальным?  Как происходило это открытие?  Как вы оцениваете важность открытия?  Оно может пригодиться с практической точки зрения?    И вот свежее сообщение. Послушайте, какое домашнее задание надо выполнить к следующему уроку : №____ записать названия  профессий, которые могут выбрать и мужчины, и женщины  и составить с ними предложения так, чтобы было ясно о ком идет речь.     И объявление: Всем, кто в течение урока получал жетоны со словами «молодчина», «умница» просьба подойти к учителю за оценкой.  Как вы думаете, что сейчас чувствует ваш научный руководитель? Давайте спросим.   |  
    Викторина (слуховой анализ текста)     |    Подготовка к ГИА (изложение)   |