Технология: проблемное, игровое обучение.
Оборудование: 1. Словари
2. Жетоны с надписями «Молодчина», «Умница».
3. Слайдовая поддержка.
Опережающие задания: 1. Разучить с двумя учениками диалог «Неряха».
Организационный момент. | Интрига с темой урока |
Работа с эпиграфом Прослушивание | «О сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух! И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг!» |
Словарная работа В высказывании есть слова, о значении которых нам расскажут ребята. Они нашли дома материал в толковых словарях. Составьте предложения. | В тетрадях и на доске записываем слова: гений, парадокс, просвещенье. ГЕНИЙ – высший творческий ум, высокий природный дар, дарование. ПАРАДОКС–1. явление, кажущееся невероятным и неожиданным; 2. странное, расходящееся с общепринятым мнением высказывание, а также мнение, противоречащее здравому смыслу. (Отсутствие снега в декабре – парадокс). ПРОСВЕЩЕНЬЕ– высокий уровень развития, культуры; образование; знания. М. В. Ломоносов был истинным гением. Отсутствие снега в декабре – парадокс. Просвещенье помогает человеку осваивать культуру. |
Эвристическая беседа Давайте выразительно прочитаем слова гениального русского поэта. Каковы тема и основная мысль высказывания? Какие художественные средства использует поэт? Подумаем, чем восхищается он, к чему призывает своих читателей? Какая часть речи помогает передать это настроение? | Учащиеся делают вывод о великой силе просвещения, обогащения человечества знаниями. Учащиеся отвечают, что это существительные Эпитет (чудных), метафоры (сын ошибок, друг парадоксов) ПОДГОТОВКА к ЕГЭ |
Актуализация знаний Чтобы совершить открытие, мы должны призвать все наши знания об имени существительном.
Назовите неизменяемые признаки существительного Что нового о склонении существительных мы узнали в 6 классе? По очереди у доски, а все в тетрадях выполняют задания по культуре речи и орфографии
Что мы повторили, выполнив эти задания | Выпишите все существительные, распределяя их по родам Часть речи удивительная – Зовётся существительное. Мы можем род определить (хлопок), На три склоненья разделить. (хлопок) А падежей мы знаем семь, Числа же нет у них совсем. Слово ШОССЕ не изменяется,(хлопок) Слово БЕРЁЗА не склоняется, Одушевлённым может быть любое, Все отвечают на вопрос КАКОЕ? В предложении может быть и подлежащим, (хлопок) В прошедшем времени и настоящем, Обозначает обычно предмет (хлопок), Четвёртого склоненья нет. (хлопок) Отвечает на вопросы что и кто? (хлопок) Обнаружить его в тексе нелегко. Собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение. Существительные бывают несклоняемыми и разносклоняемыми.
Ч_рн___ кофе Ар__матн____ салями Пр_к_снулся к лохмат__ ш_мпанзе Пр_красн__ шампунь Выб_рать нов___ тюль К_нгуру ускакал_ от дикого плем_ни Российск___ Сочи встречает олимпийские игры Род несклоняемых сущ., разносклоняемые сущ., орф. правила. |
Физминутка | |
Создание проблемной ситуации Работа с текстом. Прочитайте четверостишие (про себя). Как вы думаете, какого окончания не хватает у местоимения? Прочитайте А разве девочки не дерутся? Так какого же рода существительное «забияка»? | Вот подходит к детворе, Затевает драку, Все боятся во дворе Так … забияку 2 слайда с забияками Проблемный слайд. |
Целеполагание | Что мы должны узнать? Чему научиться? Какую практическую значимость имеет наше открытие? |
Формулировка вывода. Давайте опишем наше открытие. Какие сущ. называются сущ. общего рода | Существительные 1 склонения на –а, -я, которые обозначают то лиц мужского пола, то лиц женского пола, называются существительными общего рода. |
Наблюдение за речью героев. (Сценка) УЧИТЕЛЬ: А вот какая история произошла однажды в нашей школе. Среди ухоженных аккуратных детей в школьной форме один мальчик оказался неряхой. Дежурный, ученик 7 класса, взялся его перевоспитывать, всякий раз приводя много хороших примеров. УЧИТЕЛЬ: ДЕЖУРНЫЙ, недоумевая, почему сопротивляется мальчик, пытался приводить все новые, еще более убедительные доказательства, но все было напрасно. Почему сопротивлялся его маленький собеседник? | СЦЕНКА. ДЕЖУРНЫЙ – Вот видишь, ты такая большая неряха МАЛЬЧИК – Неверно. Я не большая неряха. Я мальчик. ДЕЖУРНЫЙ – Ну и что, что ты мальчик, посмотри на свой костюм, на свои руки, и тебе сразу станет ясно, что ты самая большая неряха. ДЕЖУРНЫЙ - Нет, я не большая неряха. Это неверно. Я не могу быть большая, и даже маленькая неряха. Зачем неправильно говоришь. УЧЕНИКИ: Надо, разговаривая с мальчиком, говорить «большой неряха», «такой неряха». УЧИТЕЛЬ: Действительно, горе- ДЕЖУРНЫЙ когда-то, как и вы, учась в 6-м классе, не понял секрета существительных общего рода. А вы поняли этот секрет? УЧЕНИКИ: Имена существительные и местоимения должны стоять в мужском роде при существительном общего рода, если оно обозначает лицо мужского пола и в женском, если речь идет о девочке или женщине. |
Кроссворд. | Работа в парах |
Самопроверка по ключу | |
Лексико-орфографическая работа | Как называют необразованного человека? А как называют грубого, невоспитанного человека? Поему эти существительные пишутся слитно? К какому герою романа Пушкина «Дубровский» можно отнести эти характеристики? |
Самостоятельная работа БЫСТРО ВСТАВИТЬ ФОТО | Стр. 145, № 277 |
Работа с учебником Чем дополнил наши знания учебник? | Стр. 146 |
Какое сущ. может обозначать лиц и мужского, и женского пола? Наблюдения за употреблением таких сущ. | О сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух! И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг! А. С. Пушкин |
Итоги | Вы смотрите информационно – познавательную передачу «Итоги». Новости: сегодня ученики 6 А класса нашей школы сделали парадоксальное открытие, они открыли необычную группу существительных. Давайте посмотрим интервью с участниками этого исторического события. Скажите, в чём особенность открытых вами языковых частиц? Действительно ли можно ваше открытие назвать парадоксальным? Как происходило это открытие? Как вы оцениваете важность открытия? Оно может пригодиться с практической точки зрения? И вот свежее сообщение. Послушайте, какое домашнее задание надо выполнить к следующему уроку : №____ записать названия профессий, которые могут выбрать и мужчины, и женщины и составить с ними предложения так, чтобы было ясно о ком идет речь. И объявление: Всем, кто в течение урока получал жетоны со словами «молодчина», «умница» просьба подойти к учителю за оценкой. Как вы думаете, что сейчас чувствует ваш научный руководитель? Давайте спросим. |
Викторина (слуховой анализ текста) | Подготовка к ГИА (изложение) |