kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-открытие "Существительные общего рода"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет собой конспект урока руского языка для обучающихся 6 класа по теме "Существительные общего рода". Урок основан на использовании технологии проблемного обучения и приёмов арт-педагогики. В качестве языкового материала урока использованы стихотворения русских поэтов, а также тексты популярных песен. 

Просмотр содержимого документа
«Урок-открытие "Существительные общего рода" »

Русский язык – 6

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА

  Цели урока:  

1) Обучающая – познакомить детей с группой существительных общего  рода и научить правильно употреблять их в речи.

2) Развивающая – стимулировать стремление к творчеству и поиску, развитие способностей к исследованию

3) Воспитательная – воспитывать   интерес к предмету и обучению вообще, культуру речи

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

 Технология: проблемное, игровое обучение.

Вид урока: урок – открытие.

 

Оборудование:       1. Словари

                                 2. Жетоны с надписями «Молодчина», «Умница».

                                 3. Слайдовая поддержка.

 

Опережающие задания: 1. Разучить с двумя  учениками  диалог «Неряха».

 

Ход   урока.

  1. Организационный момент.

Интрига с темой урока

  1. Работа с эпиграфом


Прослушивание

«О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух!

И опыт, сын ошибок трудных,

  И гений, парадоксов друг!»


  1. Словарная работа

В  высказывании есть слова, о значении которых нам расскажут ребята. Они нашли дома материал в толковых словарях.









Составьте предложения.

В тетрадях и на доске записываем  слова: гений, парадокс, просвещенье

ГЕНИЙ – высший творческий ум, высокий природный дар, дарование.


ПАРАДОКС–1. явление, кажущееся невероятным и неожиданным; 2. странное, расходящееся с общепринятым мнением высказывание, а также мнение, противоречащее здравому смыслу. (Отсутствие снега в декабре – парадокс).

ПРОСВЕЩЕНЬЕ– высокий уровень развития, культуры; образование; знания.


М. В. Ломоносов был истинным гением.

Отсутствие снега в декабре – парадокс.

Просвещенье помогает человеку осваивать культуру.

  1. Эвристическая беседа

Давайте выразительно

прочитаем слова гениального русского поэта.

Каковы тема и основная мысль высказывания?

Какие художественные средства использует поэт?

Подумаем, чем восхищается он, к чему призывает своих читателей?

Какая часть речи помогает передать это настроение?

Учащиеся делают вывод о великой силе просвещения, обогащения человечества знаниями.

Учащиеся отвечают, что это существительные



Эпитет (чудных), метафоры (сын ошибок, друг парадоксов)


ПОДГОТОВКА к ЕГЭ

  1. Актуализация знаний

Чтобы совершить открытие, мы должны призвать все наши знания об имени существительном.































Назовите неизменяемые признаки существительного


Что нового о склонении существительных мы узнали в 6 классе?

По очереди у доски, а все в тетрадях выполняют задания по культуре речи и орфографии 













Что мы повторили, выполнив эти задания

Выпишите все существительные, распределяя их по родам

Часть речи удивительная –

Зовётся существительное.

Мы можем род определить (хлопок),

На три склоненья разделить. (хлопок)

А падежей мы знаем семь,

Числа же нет у них совсем.

Слово ШОССЕ не изменяется,(хлопок)

Слово БЕРЁЗА не склоняется,

Одушевлённым может быть любое,

Все отвечают на вопрос КАКОЕ?

В предложении может быть и подлежащим, (хлопок)

В прошедшем времени и настоящем,

Обозначает обычно предмет (хлопок),

Четвёртого склоненья нет. (хлопок)

Отвечает на вопросы что и кто? (хлопок)

Обнаружить его в тексе нелегко.


Собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение.


Существительные бывают несклоняемыми и разносклоняемыми.



 Ч_рн___ кофе

Ар__матн____ салями

Пр_к_снулся к лохмат__

ш_мпанзе

Пр_красн__ шампунь

Выб_рать нов___ тюль

К_нгуру ускакал_ от дикого плем_ни

Российск___ Сочи встречает олимпийские игры


Род несклоняемых сущ., разносклоняемые сущ., орф. правила.

  1. Физминутка


  1. Создание проблемной ситуации

Работа с текстом. Прочитайте четверостишие (про себя). Как вы думаете, какого окончания не хватает у местоимения? Прочитайте

А разве девочки не дерутся?


Так какого же рода существительное «забияка»?

Вот подходит к детворе,

Затевает драку,

Все боятся во дворе

Так … забияку





2 слайда с забияками


Проблемный слайд.



  1. Целеполагание

Что мы должны узнать?

Чему научиться?

Какую практическую значимость имеет наше открытие?

  1. Формулировка вывода.

Давайте опишем наше открытие. Какие сущ. называются сущ. общего рода

Существительные 1 склонения на –а, -я, которые

обозначают то лиц мужского

пола, то лиц женского пола,

называются существительными

общего рода.

  1. Наблюдение за речью героев. (Сценка)

УЧИТЕЛЬ: А вот какая история произошла однажды в нашей школе. Среди ухоженных аккуратных детей в школьной форме один мальчик оказался неряхой. Дежурный, ученик 7 класса, взялся его перевоспитывать, всякий раз приводя много хороших примеров.

УЧИТЕЛЬ:  ДЕЖУРНЫЙ,  недоумевая, почему сопротивляется мальчик, пытался приводить все новые, еще более убедительные доказательства, но все было напрасно. Почему сопротивлялся его маленький собеседник?

                                 



     СЦЕНКА.

ДЕЖУРНЫЙ – Вот видишь, ты такая большая неряха

МАЛЬЧИК – Неверно. Я не большая неряха. Я мальчик.

ДЕЖУРНЫЙ – Ну и что, что ты мальчик, посмотри на свой костюм, на свои руки, и тебе сразу станет ясно, что ты самая большая неряха.

ДЕЖУРНЫЙ -  Нет, я не большая неряха. Это неверно. Я не могу быть большая, и даже маленькая неряха. Зачем неправильно говоришь.


УЧЕНИКИ: Надо, разговаривая с мальчиком, говорить «большой неряха», «такой неряха».

УЧИТЕЛЬ:  Действительно, горе- ДЕЖУРНЫЙ когда-то, как и вы, учась в 6-м классе, не понял секрета существительных общего рода. А вы поняли этот секрет?

УЧЕНИКИ: Имена существительные и местоимения должны стоять в мужском роде при существительном общего рода, если оно обозначает лицо мужского пола и в женском, если речь идет о девочке или женщине.

  1. Кроссворд.

Работа в парах

  1. Самопроверка по ключу


  1. Лексико-орфографическая работа

Как называют необразованного человека?

А как называют грубого, невоспитанного человека?

Поему эти существительные пишутся слитно?

К какому герою романа Пушкина «Дубровский» можно отнести эти характеристики?

  1. Самостоятельная работа

БЫСТРО ВСТАВИТЬ ФОТО

Стр. 145, № 277

  1. Работа с учебником

Чем дополнил наши знания учебник?

Стр. 146


  1. Какое сущ. может обозначать лиц и мужского, и женского пола?

Наблюдения за употреблением таких сущ.

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух!

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг!

А. С. Пушкин


  1. Итоги

Вы смотрите информационно – познавательную передачу «Итоги».

Новости: сегодня ученики 6 А класса нашей школы сделали парадоксальное открытие, они открыли необычную группу существительных.

Давайте посмотрим интервью с участниками этого исторического события.

  1. Скажите, в чём особенность открытых вами языковых частиц?

  2. Действительно ли можно ваше открытие назвать парадоксальным?

  3. Как происходило это открытие?

  4. Как вы оцениваете важность открытия?

  5. Оно может пригодиться с практической точки зрения?

И вот свежее сообщение. Послушайте, какое домашнее задание надо выполнить к следующему уроку : №____ записать названия  профессий, которые могут выбрать и мужчины, и женщины  и составить с ними предложения так, чтобы было ясно о ком идет речь.

 

И объявление: Всем, кто в течение урока получал жетоны со словами «молодчина», «умница» просьба подойти к учителю за оценкой.

Как вы думаете, что сейчас чувствует ваш научный руководитель? Давайте спросим.

  1. Викторина (слуховой анализ текста)

Подготовка к ГИА (изложение)


  


3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок-открытие "Существительные общего рода"

Автор: Поляк Евгений Геннадьевич

Дата: 17.07.2014

Номер свидетельства: 110115

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства