kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Существительные с суффиксами -ек и -ик

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю урок открытия новых знаний. Урок соответствует ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Существительные с суффиксами -ек и -ик»

Тема урока: Существительные с суффиксами –ЕК и –ИК

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока:

  • познавательный аспект: познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных – ек и –ик; учиться правильно писать гласные в суффиксах –ек и –ик;

  • развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

  • воспитательный аспект: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.



Планируемые результаты:

Личностные

создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка;

- развитие способности оценивать собственную учебную деятельность.

Метапредметные:

- овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли;

- умение сопоставлять и сравнивать, анализировать;

- умение определять цели предстоящей учебной деятельности;

Предметные:

- умение ориентироваться на страницах учебника, самостоятельно работать с текстом;

- овладение навыками тестирования;

- овладение орфографическими нормами.

Оборудование урока: доска,презентация,»,тетради на печатной основе, карточки с тестами.

ХОД УРОКА

    1. 1. Организационный момент. Приветствие. Мотивация

-Добрый день! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей». Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Пожелайте себе успехов и скажите: «Я буду внимательным! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!»

- Каждый человек, конечно, хотел бы, чтобы про него сказали: “Он знает русский язык”. Сегодня на уроке мы постараемся сделать ещё один шаг в познании русского языка.



  1. Повторение пройденного материала.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

-Какую часть речи мы сейчас изучаем?

Что такое имя существительное?

-Как образуются имена существительные?

-Каким способом чаще всего образуются имена существительные?



2.1Словарная работа. Творческий диктант.(Вспомним суффиксы существительных. Выполним такое задание. Замените этот оборот одним словом. Выделите суффиксы.

  • Человек, подписывающийся на газеты и журналы? (подписчик)

  • Как мы называем участника спортивных гонок? (гонщик)

  • Солдат, служащий в ракетных войсках.(ракетчик)

  • Как мы называем жителя Москвы? (москвич), а жителя Клинцов (клинчанин)

  • Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки?.(цыпленок)

. Как называется суффикс –енок?

2.2.Синтаксический разбор предложения.

Бежала коза через мосточек, ухватила кленовый листочек.

(Сделать синтаксический разбор предложения, объяснить знаки препинания, составить схему).

3.Создание проблеиной ситуации.

Выпишите из предложения слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Выделите суффиксы. Испытывали ли вы трудности при написании слов? (Не знаем , какую букву надо написать в суффиксе, е или и).

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Какова тема нашего урока? (О правописании гласных е и и в суффиксах существительных ек и икт).

4.Формулировка темы и цели урока.

-Итак, теперь давайте нашу тему уточним и запишем ее на доске и в тетрадях: Гласные в суффиксах существительных –ек и –ик.

Опираясь на формулировку темы, сформулируйте цель урока.

Познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных -ек и –ик. Грамотно писать слова на данную орфограмму.

5.Объяснение нового материала.

Посмотрите внимательно на ряд существительных. На какие две группы их можно разделить? (На существительные в И.п. и Р.п.)

И.п.

Р.п.

кузнеч…к

сыноч…к

мяч…к

ореш…к

кузнечика

сыночка

мячика

орешка

Проанализируйте слова второго столбика. На какие две группы можно разделить эти слова? 1гр.-есть суффикс ик; 2гр.-нет гласной. Что произошло? Гласная сохранилась? Значит, она была в исходном слове. А в остальных словах? Нет гласной. Она убежала. Значит, если она убежала, то надо в Им. Падеже писать е. Да

-Давайте сформулируем правило. (Если при изменении формы слова гласный и остается, то его и надо писать в суффиксе – ик. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек-.)

Давайте посмотрим, что по этому поводу говорят ученые. Откройте стр. 139, упр.272. (правило-таблицу читает ученик).

Запомнить наше научное открытие поможет фрагмент мультфильма Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков». Вспомните, как Виктор Перестукин при помощи «ключика» открыл «замочек».

-Какое слово – помощник было у Вити? («нет»: замочек – (нет) замочка; ключик – (нет) ключика).



6.Первичное закрепление новой темы.

Цель: организовать деятельность по применению новых знаний.

Упр.273. Разделить тетрадь на две колонки: - ек, -ик. Какие слова мы напишем отдельно.Дети выходят к доске, записывают слова.

Физкультминутка

7.Закрепление.

Возьмите печатные листы. Посмотрите задание №1.

Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.

Только что прошел дождич..к. Всё в природе сразу ожило, зазеленело, маленький ручеёч..к превратился в говорливый ручей. Солнечный луч..к коснулся колокольч..ка, и сиреневый цветоч..к закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнеч..к, а жёлтый бутонч..к лют..ка, словно вторя ему, тихо закачался.

- Докажите, что это текст. (предложения связаны по смыслу, объединены общей мыслью)

- Как можно озаглавить текст? (После дождя)

- В каком предложении содержится основная мысль? (во втором)

Задание №1. Творческая работа .

Добавить в текст необходимые по смыслу существительные с суффиксом –ек, -ик, образовав их от данных существительных.

           Воскресным утром мы поехали в лес. Раза два принимался мелкий …, но нам не хотелось его замечать. Около леса стоял крошечный ….из веток и листьев, видно, что мы не первые гости в лесу. Вот у старой елки высунулся …а на опушке полыхает синью…. Много прелестей и тайн у природы в любое время года.

Слова для справок : дождь, шалаш, дом, грибок, василек.

Задание №3

Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного нами правила, выполним следующее задание: найти ошибки, исправить их и доказав правильность своего утверждения, списать правильно.

Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.

Тест (вариант 1)

1.В суффиксе какого существительного пишется И:

1.Кулеч…к.

2. Носоч…к.

3. Дом…к.

4. Подароч…к.

2. В суффиксе какого слова пишется Е:

1. Винт…к.

2. Зонт…к.

3. Дружоч…к.

3. Укажите ряд слов, в котором все слова имеют суффикс –ИК:

1. Грибоч…к, огароч…к, платоч…к, ореш …к.

2. Бант…к, нол…к, творожоч…к.

3. Кирпич…к, карандаш…к, ларч…к, нос…к.

4. Укажите ряд слов, в котором все слова имеют суффикс –ЕК:

1. Денеч…к, замоч…к, дом…к, мешоч…к.

2. Воробыш…к, пирожоч…к, сыноч…к, звоноч…к.

3. Человеч…к, порошоч…к, кусоч…к, лещ…к.

Тест (вариант 2)

1.В суффиксе какого существительного пишется И:

1.Клубоч…к.

2. Человеч…к.

3. Луч…к.

4. Дружоч…к.

2. В суффиксе какого слова пишется Е:

1. Бант…к.

2. Ореш…к.

3. Нол…к.

3. Укажите ряд слов, в котором все слова имеют суффикс –ИК:

1. Петушоч…к, молоточ…к, платоч…к, носоч…к.

2. Винт…к, зонт…к, кусточ…к.

3. Кирпич…к, карандаш…к, ларч…к, гвозд…к.

4. Укажите ряд слов, в котором все слова имеют суффикс –ЕК:

1. Кулеч…к, овраж…к, дом…к, подароч…к.

2. Мешоч…к, пирожоч…к, дружоч…к, звоноч…к.

3. Творожоч…к, порошоч…к, комоч…к, слон…к.



9. Подведение итогов урока (рефлексия, оценки за урок

Вопросы для самоконтроля

        1. Какова была тема урока?

        2. Что нового вы сегодня узнали?

        3. От чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек и –ик?

Самым лучшим результатом урока будет ваше безошибочное написание суффиксов – ик-, -ек-.

10. Домашнее задание. П.36, упр.273.































Задание №1

Прочитайте текст.

Только что прошел дождич … к. Всё в природе сразу ожило, зазеленело, маленький ручеёч … к превратился в говорливый ручей. Солнечный луч...к коснулся колокольч ... ка, и сиреневый цветоч …к закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнечик, а жёлтый бутонч ... к лютика, словно вторя ему, тихо закачался.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

Задание 2. Творческая работа.

 Добавить в текст необходимые по смыслу существительные с суффиксом –ек, -ик, образовав их от существительных дождь, шалаш, дом, грибок, василек.

      Воскресным утром мы поехали в лес. Раза два принимался мелкий … , но нам не хотелось его замечать. Около леса стоял крошечный … из веток и листьев, видно, что мы не первые гости в лесу. Вот у старой елки высунулся … а на опушке полыхает синью…. Много прелестей и тайн у природы в любое время года.


Задание №3.

Найдите ошибки. Исправьте их. Докажите правильность своего утверждения.

     

Кармашик, слоник, хвостек, мячик, орешик. 

Тест

1.В суффиксе какого существительного пишется И:

1.Клубоч…к.

2. Человеч…к.

3. Луч…к.

4. Дружоч…к.

2. В суффиксе какого слова пишется Е:

1. Бант…к.

2. Ореш…к.

3. Нол…к.

3. Укажите ряд слов, в котором все слова имеют суффикс –ИК:

1. Петушоч…к, молоточ…к, платоч…к, носоч…к.

2. Винт…к, зонт…к, кусточ…к.

3. Кирпич…к, карандаш…к, ларч…к, гвозд…к.

4. Укажите ряд слов, в котором все слова имеют суффикс –ЕК:

1. Кулеч…к, овраж…к, дом…к, подароч…к.

2. Мешоч…к, пирожоч…к, дружоч…к, звоноч…к.

3. Творожоч…к, порошоч…к, комоч…к, слон…к.

Задание №1

Прочитайте текст.

Только что прошел дождич … к. Всё в природе сразу ожило, зазеленело, маленький ручеёч … к превратился в говорливый ручей. Солнечный луч...к коснулся колокольч ... ка, и сиреневый цветоч …к закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнечик, а жёлтый бутонч ... к лютика, словно вторя ему, тихо закачался.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

Задание 2. Творческая работа.

 Добавить в текст необходимые по смыслу существительные с суффиксом –ек, -ик, образовав их от существительных дождь, шалаш, дом, грибок, василек.

      Воскресным утром мы поехали в лес. Раза два принимался мелкий … , но нам не хотелось его замечать. Около леса стоял крошечный … из веток и листьев, видно, что мы не первые гости в лесу. Вот у старой елки высунулся … а на опушке полыхает синью…. Много прелестей и тайн у природы в любое время года.


Задание №3.

Найдите ошибки. Исправьте их. Докажите правильность своего утверждения.

     

Кармашик, слоник, хвостек, мячик, орешик. 

Тест

1.В суффиксе какого существительного пишется И:

1.Кулеч…к.

2. Носоч…к.

3. Дом…к.

4. Подароч…к.

2. В суффиксе какого слова пишется Е:

1. Винт…к.

2. Зонт…к.

3. Дружоч…к.

3. Укажите ряд слов, в котором все слова имеют суффикс –ИК:

1. Грибоч…к, огароч…к, платоч…к, ореш …к.

2. Бант…к, нол…к, творожоч…к.

3. Кирпич…к, карандаш…к, ларч…к, нос…к.

4. Укажите ряд слов, в котором все слова имеют суффикс –ЕК:

1. Денеч…к, замоч…к, дом…к, мешоч…к.

2. Воробыш…к, пирожоч…к, сыноч…к, звоноч…к.

3. Человеч…к, порошоч…к, кусоч…к, лещ…к.


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Существительные с суффиксами -ек и -ик

Автор: Прищеп Валентина Николаевна

Дата: 30.08.2020

Номер свидетельства: 556730

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Конспект урока русского языка 5 класс ФГОС по теме: " Правописание букв О и Е в суффиксах и окончаниях имен существительных""
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekturokarusskoghoiazyka5klassfgospotiemiepravopisaniiebukvoiievsuffiksakhiokonchaniiakhimiensushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "302187"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457086331"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока на тему" Согласные ч и щ в суффиксах -чик (-щик)"
    ["seo_title"] => string(67) "konspekt_uroka_na_temu_soglasnye_ch_i_shch_v_suffiksakh_chik_shchik"
    ["file_id"] => string(6) "520157"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1568834638"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Урок русского языка в 6-м классе по теме: «Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик)»."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogo_iazyka_v_6_m_klasse_po_teme_bukvy_ch_i_shch_v_suffikse_imen_sushch"
    ["file_id"] => string(6) "643921"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1705231066"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Правописание суффикса ЧИК-ЩИК в именах существительных "
    ["seo_title"] => string(67) "pravopisaniie-suffiksa-chik-shchik-v-imienakh-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "217034"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433224901"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Правописание суффиксов имен существительных "
    ["seo_title"] => string(51) "pravopisaniie-suffiksov-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "155473"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421275977"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства