Просмотр содержимого документа
«Существительные с суффиксами -ек и -ик»
Тема урока:Существительные с суффиксами –ЕК и –ИК
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока:
познавательный аспект: познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных – ек и –ик; учиться правильно писать гласные в суффиксах –ек и –ик;
развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
воспитательный аспект: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.
Планируемые результаты:
Личностные
- создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка;
- развитие способности оценивать собственную учебную деятельность.
Метапредметные:
- овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли;
- умение сопоставлять и сравнивать, анализировать;
- умение определять цели предстоящей учебной деятельности;
Предметные:
- умение ориентироваться на страницах учебника, самостоятельно работать с текстом;
- овладение навыками тестирования;
- овладение орфографическими нормами.
Оборудование урока: доска,презентация,»,тетради на печатной основе, карточки с тестами.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Приветствие. Мотивация
-Добрый день! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей». Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Пожелайте себе успехов и скажите: «Я буду внимательным! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!»
- Каждый человек, конечно, хотел бы, чтобы про него сказали: “Он знает русский язык”. Сегодня на уроке мы постараемся сделать ещё один шаг в познании русского языка.
Повторение пройденного материала.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.
-Какую часть речи мы сейчас изучаем?
Что такое имя существительное?
-Как образуются имена существительные?
-Каким способом чаще всего образуются имена существительные?
2.1Словарная работа. Творческий диктант.(Вспомним суффиксы существительных. Выполним такое задание. Замените этот оборот одним словом. Выделите суффиксы.
Человек, подписывающийся на газеты и журналы? (подписчик)
Как мы называем участника спортивных гонок? (гонщик)
Солдат, служащий в ракетных войсках.(ракетчик)
Как мы называем жителя Москвы? (москвич), а жителя Клинцов (клинчанин)
Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки?.(цыпленок)
. Как называется суффикс –енок?
2.2.Синтаксический разбор предложения.
Бежала коза через мосточек, ухватила кленовый листочек.
(Сделать синтаксический разбор предложения, объяснить знаки препинания, составить схему).
3.Создание проблеиной ситуации.
Выпишите из предложения слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Выделите суффиксы. Испытывали ли вы трудности при написании слов? (Не знаем , какую букву надо написать в суффиксе, е или и).
Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Какова тема нашего урока? (О правописании гласных е и и в суффиксах существительных ек и икт).
4.Формулировка темы и цели урока.
-Итак, теперь давайте нашу тему уточним и запишем ее на доске и в тетрадях: Гласные в суффиксах существительных –ек и –ик.
Опираясь на формулировку темы, сформулируйте цель урока.
Познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных -ек и –ик. Грамотно писать слова на данную орфограмму.
5.Объяснение нового материала.
Посмотрите внимательно на ряд существительных. На какие две группы их можно разделить? (На существительные в И.п. и Р.п.)
И.п.
Р.п.
кузнеч…к
сыноч…к
мяч…к
ореш…к
кузнечика
сыночка
мячика
орешка
Проанализируйте слова второго столбика. На какие две группы можно разделить эти слова? 1гр.-есть суффикс ик; 2гр.-нет гласной. Что произошло? Гласная сохранилась? Значит, она была в исходном слове. А в остальных словах? Нет гласной. Она убежала. Значит, если она убежала, то надо в Им. Падеже писать е. Да
-Давайте сформулируем правило. (Если при изменении формы слова гласный и остается, то его и надо писать в суффиксе – ик. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек-.)
Давайте посмотрим, что по этому поводу говорят ученые. Откройте стр. 139, упр.272. (правило-таблицу читает ученик).
Запомнить наше научное открытие поможет фрагмент мультфильма Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков». Вспомните, как Виктор Перестукин при помощи «ключика» открыл «замочек».
-Какое слово – помощник было у Вити? («нет»: замочек – (нет) замочка; ключик – (нет) ключика).
6.Первичное закрепление новой темы.
Цель: организовать деятельность по применению новых знаний.
Упр.273. Разделить тетрадь на две колонки: - ек, -ик. Какие слова мы напишем отдельно.Дети выходят к доске, записывают слова.
Физкультминутка
7.Закрепление.
Возьмите печатные листы. Посмотрите задание №1.
Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.
Только что прошел дождич..к. Всё в природе сразу ожило, зазеленело, маленький ручеёч..к превратился в говорливый ручей. Солнечный луч..к коснулся колокольч..ка, и сиреневый цветоч..к закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнеч..к, а жёлтый бутонч..к лют..ка, словно вторя ему, тихо закачался.
- Докажите, что это текст. (предложения связаны по смыслу, объединены общей мыслью)
- Как можно озаглавить текст? (После дождя)
- В каком предложении содержится основная мысль? (во втором)
Задание №1. Творческая работа .
Добавить в текст необходимые по смыслу существительные с суффиксом –ек, -ик, образовав их от данных существительных.
Воскресным утром мы поехали в лес. Раза два принимался мелкий …, но нам не хотелось его замечать. Около леса стоял крошечный ….из веток и листьев, видно, что мы не первые гости в лесу. Вот у старой елки высунулся …а на опушке полыхает синью…. Много прелестей и тайн у природы в любое время года.
Слова для справок : дождь, шалаш, дом, грибок, василек.
Задание №3
Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного нами правила, выполним следующее задание: найти ошибки, исправить их и доказав правильность своего утверждения, списать правильно.
3. Укажите ряд слов, в котором все слова имеют суффикс –ИК:
1. Грибоч…к, огароч…к, платоч…к, ореш …к.
2. Бант…к, нол…к, творожоч…к.
3. Кирпич…к, карандаш…к, ларч…к, нос…к.
4. Укажите ряд слов, в котором все слова имеют суффикс –ЕК:
1. Денеч…к, замоч…к, дом…к, мешоч…к.
2. Воробыш…к, пирожоч…к, сыноч…к, звоноч…к.
3. Человеч…к, порошоч…к, кусоч…к, лещ…к.
Тест (вариант 2)
1.В суффиксе какого существительного пишется И:
1.Клубоч…к.
2. Человеч…к.
3. Луч…к.
4. Дружоч…к.
2. В суффиксе какого слова пишется Е:
1. Бант…к.
2. Ореш…к.
3. Нол…к.
3. Укажите ряд слов, в котором все слова имеют суффикс –ИК:
1. Петушоч…к, молоточ…к, платоч…к, носоч…к.
2. Винт…к, зонт…к, кусточ…к.
3. Кирпич…к, карандаш…к, ларч…к, гвозд…к.
4. Укажите ряд слов, в котором все слова имеют суффикс –ЕК:
1. Кулеч…к, овраж…к, дом…к, подароч…к.
2. Мешоч…к, пирожоч…к, дружоч…к, звоноч…к.
3. Творожоч…к, порошоч…к, комоч…к, слон…к.
9. Подведение итогов урока (рефлексия, оценки за урок
Вопросы для самоконтроля
Какова была тема урока?
Что нового вы сегодня узнали?
От чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек и –ик?
Самым лучшим результатом урока будет ваше безошибочное написание суффиксов – ик-, -ек-.
10. Домашнее задание. П.36, упр.273.
Задание №1
Прочитайте текст.
Только что прошел дождич … к. Всё в природе сразу ожило, зазеленело, маленький ручеёч … к превратился в говорливый ручей. Солнечный луч...к коснулся колокольч ... ка, и сиреневый цветоч …к закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнечик, а жёлтый бутонч ... к лютика, словно вторя ему, тихо закачался.
Добавить в текст необходимые по смыслу существительные с суффиксом –ек, -ик, образовав их от существительных дождь, шалаш, дом, грибок, василек.
Воскресным утром мы поехали в лес. Раза два принимался мелкий … , но нам не хотелось его замечать. Около леса стоял крошечный … из веток и листьев, видно, что мы не первые гости в лесу. Вот у старой елки высунулся … а на опушке полыхает синью…. Много прелестей и тайн у природы в любое время года.
Задание №3.
Найдите ошибки. Исправьте их. Докажите правильность своего утверждения.
Кармашик, слоник, хвостек, мячик, орешик.
Тест
1.В суффиксе какого существительного пишется И:
1.Клубоч…к.
2. Человеч…к.
3. Луч…к.
4. Дружоч…к.
2. В суффиксе какого слова пишется Е:
1. Бант…к.
2. Ореш…к.
3. Нол…к.
3. Укажите ряд слов, в котором все слова имеют суффикс –ИК:
1. Петушоч…к, молоточ…к, платоч…к, носоч…к.
2. Винт…к, зонт…к, кусточ…к.
3. Кирпич…к, карандаш…к, ларч…к, гвозд…к.
4. Укажите ряд слов, в котором все слова имеют суффикс –ЕК:
1. Кулеч…к, овраж…к, дом…к, подароч…к.
2. Мешоч…к, пирожоч…к, дружоч…к, звоноч…к.
3. Творожоч…к, порошоч…к, комоч…к, слон…к.
Задание №1
Прочитайте текст.
Только что прошел дождич … к. Всё в природе сразу ожило, зазеленело, маленький ручеёч … к превратился в говорливый ручей. Солнечный луч...к коснулся колокольч ... ка, и сиреневый цветоч …к закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнечик, а жёлтый бутонч ... к лютика, словно вторя ему, тихо закачался.
Добавить в текст необходимые по смыслу существительные с суффиксом –ек, -ик, образовав их от существительных дождь, шалаш, дом, грибок, василек.
Воскресным утром мы поехали в лес. Раза два принимался мелкий … , но нам не хотелось его замечать. Около леса стоял крошечный … из веток и листьев, видно, что мы не первые гости в лесу. Вот у старой елки высунулся … а на опушке полыхает синью…. Много прелестей и тайн у природы в любое время года.
Задание №3.
Найдите ошибки. Исправьте их. Докажите правильность своего утверждения.
Кармашик, слоник, хвостек, мячик, орешик.
Тест
1.В суффиксе какого существительного пишется И:
1.Кулеч…к.
2. Носоч…к.
3. Дом…к.
4. Подароч…к.
2. В суффиксе какого слова пишется Е:
1. Винт…к.
2. Зонт…к.
3. Дружоч…к.
3. Укажите ряд слов, в котором все слова имеют суффикс –ИК:
1. Грибоч…к, огароч…к, платоч…к, ореш …к.
2. Бант…к, нол…к, творожоч…к.
3. Кирпич…к, карандаш…к, ларч…к, нос…к.
4. Укажите ряд слов, в котором все слова имеют суффикс –ЕК: