Обобщающий урок во 2 классе "Состав слова" по программе "Планета знаний". Учебник Л.Я.Желтовская - 1 часть. Урок содержит презентацию. Ребята на уроке отправляются в космическое путешествие. На уроке проводится физминутка. Ребята учатся выполнять разбор слова по составу; совершенствуют умения работать с памятками по устному и графическому разбору слов, отвечать на вопросы по теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«сценарий урока "Состав слова" »
Урок-путешествие. Русский язык. 2 класс.
Тема: Состав слова (обобщение)
Программа: Планета знаний.
Учебник: Желтовская Л.Я. Русский язык ( часть 1). 2 класс- Москва: АСТ Астрель, 2010.
Цели деятельности учителя: учить выполнять разбор слова по составу; совершенствовать умение работать с памятками по устному и графическому разбору слов, отвечать на вопросы по теме.
Планируемые результаты:
личностные: осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий;
метапредметные: регулятивные – научатся следовать рекомендациям памяток при анализе и списывании текстов; получат возможность научиться намечать действия при работе в паре;
познавательные – научатся выполнять разбор слов по составу, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочный материал учебника;
коммуникативные – научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
предметные: научатся выполнять разбор слова по составу.
Урок был проведен в ноябре 2013 г. Конспект урока включает ответы детей. Во время урока проводится 1 физминутка. Смена слайдов и эффектов анимации происходит по щелчку мыши.
СЦЕНАРИЙ УРОКА.
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Возьмите за руку того, кто сидит вместе с вами за партой. Закройте глаза и молча, пожелайте своему товарищу что-нибудь очень приятное, доброе, удачи в работе. Открывайте глаза.
-Как вы думаете, теперь вам будет легче работать?
-Настроились на работу? Очень хорошо.
-Ребята, вспомните, над какой темой мы работали на прошлом уроке? (суффиксы и приставки в слове, над составом слова)
Сообщение темы урока.
-Что значит разобрать по составу слово? (это значит находить части слов и выделять их)
-Какие части слов вы знаете? (окончание, основа, приставка, суффикс и корень) СЛАЙД №1
-Какова цель нашего сегодняшнего урока? (мы будем закреплять знания о составе слов, учиться образовывать новые однокоренные слова)
-Мы продолжаем нашу работу по теме СОСТАВ СЛОВА. СЛАЙД №1
-Для этого нам придется активно поработать на уроке.
Интересный урок сегодня у нас,
К нему готовился каждый из вас.
Надо многое знать, уметь,
Думать, логически рассуждать.
Вам я думаю, все по плечу,
Ведь я вас второй год учу.
-Открываем тетради и записываем дату, классная работа.
Минутка чистописания.
-А урок сегодня будет необычным, мы с вами отправимся в путешествие. А для того, чтобы узнать куда – посмотрите на доску и попробуйте отгадать ребус. Кто догадался? (в космос) Слайд №3,4
-С какой буквы начинается это слово? (с согласной буквы К)
-Вот сейчас мы вспомним, как пишутся заглавная и строчная буква К.
Слайд № 5
-Итак, мы отправляемся с вами в космос. А кто знает значение этого слова? (космос – вселенная, мир)
-Подберите однокоренные слова к слову «космос». (Космос, космонавт, космический)
-А вот какие слова получились у меня, посмотрите на слайд. Подумайте, какое слово «лишнее». Почему? Слайд 6
-Какое значение имеет слово “ракета”? (1 – Летательный аппарат, 2 – снаряд для фейерверков, 3 – быстроходное судно на подводных крыльях)
-Как вы думаете, какое значение подходит в нашем случае? (летательный аппарат)
-Так какие слова получились? Выделите корень. Слайд 7
-Что такое космос мы выяснили,
- А какое значение имеют остальные слова? (Космонавт- человек, совершающий полет в космос, космический – относящийся к космосу)
-Почему эти слова можно назвать однокоренными? (Они имеют общий корень и являются родственными, т.е. близкими по значению) а теперь можно и в путь. Слайд 8
Далекие звезды над нами горят,
Зовут они в гости хороших ребят.
Собраться в дорогу нетрудно для нас-
И вот мы к полету готовы сейчас.
Словарная работа.
-Итак, в космос мы отправляемся на ракете. И первое, что мы посетим – это планета «Витаминка». Слайд 9. Здесь нас ждут словарные слова. (Орех, морковь, яблоко, ягода, арбуз, капуста) (на доске.)
Внимание! Взлет!
И наша ракета мчится вперед.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой земли.
-Мы с вами на старте. Как вы думаете, что мы сможем увидеть в космосе? (планеты, спутники, звезды…) СЛАЙД №10
-Летим! Сейчас вы будете представлять, как мы с вами летим.
А Костя расскажет, что же нам встретится на пути. Вы следите по тексту и постарайтесь найти в тексте слово, которое употребляется в разных формах. Отправляемся в путь!
КАРТОЧКА №1
«Впереди небо, которое усыпано множеством звезд. Очень красиво! Нам на пути встречаются звезды голубого, желтого, красного цвета. Расстояния между звездами огромны. Мы летим. Чувства переполняют. Так и хочется об этих звездах сложить песню.»
-Так какое это слово? Назовите формы этого слова. Запишите эти слова.
( звезд, звезды, звездами, о звездах)
-Выделите окончание и основы слов. СЛАЙД №11
-Расскажите, что вы знаете об окончании. (окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.)
-Проверим. Прочитаем.
ФИЗМИНУТКА ( СЛАЙД 12)
-Сейчас мы с вами летим на одну из планет. Эта планета очень необычная, фантастическая. А давайте мы сделаем подарок этой планете – посадим дерево. Но сначала вспомним, какие части есть у дерева? (корень, ствол, ветки, листья) Слайд 13.
-А какая часть самая главная? (корень)
-А дерево мы посадим необычное – словообразовательное. На нем будут вырастать новые слова. У нашего дерева корень – уч-.( СЛАЙД 13)
- Чтобы оно выросло, надо ответить на вопросы:
-Как вас называют в школе? (ученики)
-Почему вас так называют? (т.к. мы учимся)
-Как называют того человека, который учит? (учитель)
-Над какой пословицей мы работали на прошлом уроке? (ученье – свет, а неученье – тьма)
-Запишите эти слова с новой строки и выделите корень.
-Проверим. Работаем цепочкой.
-Как называют эти слова? (однокоренные)
-Почему их так называют? (у этих слов общий корень, они родственные по значению)
-Что такое корень? (корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение родственных слов)
-Проверим, прочитаем. (СЛАЙД № 14)
-Вот какое красивое дерево выросло. На этой планете очень красиво. Воздух чистый, вода в реке прозрачная, небо голубое. Много цветов.
-А цветы на планете тоже загадочные. Один из них очень похож на цветок, который растет в нашей местности. Какой? (ромашка)
-На этой планете такой цветок называется приставочным. (Слайд №15).
-Как вы думаете, почему? (на лепестках приставки)
-Образуйте с помощью этих приставок и корня -лить- новые слова, запишем их на новой строке, выделяя приставку.
-Что такое приставка? (приставка- это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов) Слайд 16.
-А сейчас нам предстоит отправиться на другую планету «Книжную»
(Слайд №17), где мы поработаем по учебнику: стр. 87, упр. 4
-Читаем задание. (как можно образовать ласковые имена детей)
-Работаем в паре, помогаем если нужно друг другу, советуемся.
-Запишите на строке полученные слова, выделим суффикс. Проверим.
-Что такое суффикс и для чего он служит?
Двигаемся дальше по планете. Перед нами “Суффиксное поле”.(СЛАЙД №19)
Но на пути к нему сломался мостик через реку. На одном берегу остались слова, а на другом – суффиксы. Чтобы восстановить мостик, надо присоединить суффиксы к словам. Полученные слова запишите
-А теперь посмотрите на строки. Назовите по порядку части слов, которые вы выделяли. (окончание, основа, корень, приставка, суффикс)
-Как называется такой разбор? (разбор слова по составу)
-А теперь проверим, чему мы научились на этих планетах.
Самостоятельная работа
-Сделайте разбор по составу.
-Проверьте.
Итог.
-Нам уже пора домой. Но прежде, чем отправиться в путь, давайте узнаем, как называются эти планеты. Для этого надо отгадать кроссворд.
1. Изменяемая часть слова.
2. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
3. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
4. Общая часть однокоренных слов.
-Планеты, на которых мы побывали, называются Планетами МОРФЕМ. Морфемы – это части слов, которые мы сегодня выделяли.
Возвращаться нам пора,
По местам мои друзья!
Из полета возвратились,
Мы на землю приземлились.
-Вам понравилось путешествие? Какое настроение у вас после урока? Покажите мне.
Домашнее задание.
-Домашнее задание я для вас приготовила на карточках, которые лежат в ваших дневниках.
Прочитайте предложения. Спишите, в однокоренных словах выделите корень.
Под осиной растут подосиновики. В лесу работает лесник. Рыбак ловит рыбу. Муравьи живут в муравейнике.