kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий урока "Состав слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  

Обобщающий урок во 2 классе "Состав слова" по программе "Планета знаний". Учебник Л.Я.Желтовская - 1 часть. Урок содержит презентацию. Ребята на уроке отправляются в космическое путешествие. На уроке проводится физминутка. Ребята  учатся выполнять разбор слова по составу; совершенствуют умения работать с памятками по устному и графическому разбору слов, отвечать на вопросы по теме. 

 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«сценарий урока "Состав слова" »



Урок-путешествие. Русский язык. 2 класс.


Тема: Состав слова (обобщение)

Программа: Планета знаний.


Учебник: Желтовская Л.Я. Русский язык ( часть 1). 2 класс- Москва: АСТ Астрель, 2010.


Цели деятельности учителя: учить выполнять разбор слова по составу; совершенствовать умение работать с памятками по устному и графическому разбору слов, отвечать на вопросы по теме.

Планируемые результаты:

личностные: осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий;

метапредметные: регулятивные – научатся следовать рекомендациям памяток при анализе и списывании текстов; получат возможность научиться намечать действия при работе в паре;

познавательные – научатся выполнять разбор слов по составу, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочный материал учебника;

коммуникативные – научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;

предметные: научатся выполнять разбор слова по составу.


Оборудование: предметные картинки, смайлики, компьютер, проектор, презентация.


Урок был проведен в ноябре 2013 г. Конспект урока включает ответы детей. Во время урока проводится 1 физминутка. Смена слайдов и эффектов анимации происходит по щелчку мыши.



СЦЕНАРИЙ УРОКА.


Организационный момент.


-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Возьмите за руку того, кто сидит вместе с вами за партой. Закройте глаза и молча, пожелайте своему товарищу что-нибудь очень приятное, доброе, удачи в работе. Открывайте глаза.


-Как вы думаете, теперь вам будет легче работать?

-Настроились на работу? Очень хорошо.


-Ребята, вспомните, над какой темой мы работали на прошлом уроке? (суффиксы и приставки в слове, над составом слова)


Сообщение темы урока.


-Что значит разобрать по составу слово? (это значит находить части слов и выделять их)


-Какие части слов вы знаете? (окончание, основа, приставка, суффикс и корень) СЛАЙД №1


-Какова цель нашего сегодняшнего урока? (мы будем закреплять знания о составе слов, учиться образовывать новые однокоренные слова)

-Мы продолжаем нашу работу по теме СОСТАВ СЛОВА. СЛАЙД №1


-Для этого нам придется активно поработать на уроке.


Интересный урок сегодня у нас,

К нему готовился каждый из вас.

Надо многое знать, уметь,

Думать, логически рассуждать.

Вам я думаю, все по плечу,

Ведь я вас второй год учу.


-Открываем тетради и записываем дату, классная работа.


Минутка чистописания.


-А урок сегодня будет необычным, мы с вами отправимся в путешествие. А для того, чтобы узнать куда – посмотрите на доску и попробуйте отгадать ребус. Кто догадался? (в космос) Слайд №3,4


-С какой буквы начинается это слово? (с согласной буквы К)


-Вот сейчас мы вспомним, как пишутся заглавная и строчная буква К.

Слайд № 5


-Итак, мы отправляемся с вами в космос. А кто знает значение этого слова? (космос – вселенная, мир)


-Подберите однокоренные слова к слову «космос». (Космос, космонавт, космический)

-А вот какие слова получились у меня, посмотрите на слайд. Подумайте, какое слово «лишнее». Почему? Слайд 6

-Какое значение имеет слово “ракета”? (1 – Летательный аппарат, 2 – снаряд для фейерверков, 3 – быстроходное судно на подводных крыльях)


-Как вы думаете, какое значение подходит в нашем случае? (летательный аппарат)

-Так какие слова получились? Выделите корень. Слайд 7

-Что такое космос мы выяснили,

- А какое значение имеют остальные слова? (Космонавт- человек, совершающий полет в космос, космический – относящийся к космосу)

-Почему эти слова можно назвать однокоренными? (Они имеют общий корень и являются родственными, т.е. близкими по значению) а теперь можно и в путь. Слайд 8


Далекие звезды над нами горят,

Зовут они в гости хороших ребят.

Собраться в дорогу нетрудно для нас-

И вот мы к полету готовы сейчас.


Словарная работа.


-Итак, в космос мы отправляемся на ракете. И первое, что мы посетим – это планета «Витаминка». Слайд 9. Здесь нас ждут словарные слова. (Орех, морковь, яблоко, ягода, арбуз, капуста) (на доске.)


Внимание! Взлет!

И наша ракета мчится вперед.

Прощально мигнут и растают вдали

Огни золотые любимой земли.


-Мы с вами на старте. Как вы думаете, что мы сможем увидеть в космосе? (планеты, спутники, звезды…) СЛАЙД №10


-Летим! Сейчас вы будете представлять, как мы с вами летим.


А Костя расскажет, что же нам встретится на пути. Вы следите по тексту и постарайтесь найти в тексте слово, которое употребляется в разных формах. Отправляемся в путь!


КАРТОЧКА №1

«Впереди небо, которое усыпано множеством звезд. Очень красиво! Нам на пути встречаются звезды голубого, желтого, красного цвета. Расстояния между звездами огромны. Мы летим. Чувства переполняют. Так и хочется об этих звездах сложить песню.»


-Так какое это слово? Назовите формы этого слова. Запишите эти слова.

( звезд, звезды, звездами, о звездах)


-Выделите окончание и основы слов. СЛАЙД №11

-Расскажите, что вы знаете об окончании. (окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.)

-Проверим. Прочитаем.

ФИЗМИНУТКА ( СЛАЙД 12)

-Сейчас мы с вами летим на одну из планет. Эта планета очень необычная, фантастическая. А давайте мы сделаем подарок этой планете – посадим дерево. Но сначала вспомним, какие части есть у дерева? (корень, ствол, ветки, листья) Слайд 13.


-А какая часть самая главная? (корень)


-А дерево мы посадим необычное – словообразовательное. На нем будут вырастать новые слова. У нашего дерева корень – уч-.( СЛАЙД 13)

- Чтобы оно выросло, надо ответить на вопросы:


-Как вас называют в школе? (ученики)

-Почему вас так называют? (т.к. мы учимся)

-Как называют того человека, который учит? (учитель)

-Над какой пословицей мы работали на прошлом уроке? (ученье – свет, а неученье – тьма)

-Запишите эти слова с новой строки и выделите корень.

-Проверим. Работаем цепочкой.

-Как называют эти слова? (однокоренные)

-Почему их так называют? (у этих слов общий корень, они родственные по значению)

-Что такое корень? (корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение родственных слов)

-Проверим, прочитаем. (СЛАЙД № 14)

-Вот какое красивое дерево выросло. На этой планете очень красиво. Воздух чистый, вода в реке прозрачная, небо голубое. Много цветов.


-А цветы на планете тоже загадочные. Один из них очень похож на цветок, который растет в нашей местности. Какой? (ромашка)


-На этой планете такой цветок называется приставочным. (Слайд №15).

-Как вы думаете, почему? (на лепестках приставки)


-Образуйте с помощью этих приставок и корня -лить- новые слова, запишем их на новой строке, выделяя приставку.


-Что такое приставка? (приставка- это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов) Слайд 16.


-А сейчас нам предстоит отправиться на другую планету «Книжную»

(Слайд №17), где мы поработаем по учебнику: стр. 87, упр. 4


-Читаем задание. (как можно образовать ласковые имена детей)


-Работаем в паре, помогаем если нужно друг другу, советуемся.

-Запишите на строке полученные слова, выделим суффикс. Проверим.


-Что такое суффикс и для чего он служит?

Двигаемся дальше по планете. Перед нами “Суффиксное поле”.(СЛАЙД №19)

Но на пути к нему сломался мостик через реку. На одном берегу остались слова, а на другом – суффиксы. Чтобы восстановить мостик, надо присоединить суффиксы к словам. Полученные слова запишите

-А теперь посмотрите на строки. Назовите по порядку части слов, которые вы выделяли. (окончание, основа, корень, приставка, суффикс)


-Как называется такой разбор? (разбор слова по составу)


-А теперь проверим, чему мы научились на этих планетах.


Самостоятельная работа


-Сделайте разбор по составу.

-Проверьте.


Итог.


-Нам уже пора домой. Но прежде, чем отправиться в путь, давайте узнаем, как называются эти планеты. Для этого надо отгадать кроссворд.


1. Изменяемая часть слова.

2. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

3. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

4. Общая часть однокоренных слов.


-Планеты, на которых мы побывали, называются Планетами МОРФЕМ. Морфемы – это части слов, которые мы сегодня выделяли.


Возвращаться нам пора,

По местам мои друзья!

Из полета возвратились,

Мы на землю приземлились.


-Вам понравилось путешествие? Какое настроение у вас после урока? Покажите мне.


Домашнее задание.


-Домашнее задание я для вас приготовила на карточках, которые лежат в ваших дневниках.


  • Прочитайте предложения. Спишите, в однокоренных словах выделите корень.


Под осиной растут подосиновики. В лесу работает лесник. Рыбак ловит рыбу. Муравьи живут в муравейнике.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
сценарий урока "Состав слова"

Автор: Комова Светлана Ивановна

Дата: 24.11.2014

Номер свидетельства: 135020

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Сценарий урока окружающего мира по теме "Почва. Обобщение", 3 класс"
    ["seo_title"] => string(71) "stsienariiurokaokruzhaiushchieghomirapotiemiepochvaobobshchieniie3klass"
    ["file_id"] => string(6) "268861"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450708964"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Гигиена питания. Урок окружающего мира, 4 класс. "
    ["seo_title"] => string(55) "gighiiena-pitaniia-urok-okruzhaiushchiegho-mira-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "102326"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402497327"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Сценарий праздника «Прощание со 2 классом» "
    ["seo_title"] => string(46) "stsienarii-prazdnika-proshchaniie-so-2-klassom"
    ["file_id"] => string(6) "107310"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403203862"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(25) "коспект урока"
    ["seo_title"] => string(14) "kospiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "290174"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454929423"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Сценарий  урока по теме: Осуществление и защита гражданских прав. "
    ["seo_title"] => string(78) "stsienarii-uroka-po-tiemie-osushchiestvlieniie-i-zashchita-ghrazhdanskikh-prav"
    ["file_id"] => string(6) "167256"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423063857"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства