Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока – игры «В стране русского языка» для учащихся 7 класса»
Сценарий урока – игры
«В стране русского языка» для учащихся 7 класса.
Автор: Покровская Н.А.
учитель русского языка и литературы
высшей категории,
МОУ «СОШ № 102»Ленинского района г.Саратова.
Саратов 2016.
Здравствуйте, мы рады приветствовать Вас на нашем открытом уроке!
Сегодня мы проводим необычный урок - урок-путешествие, который подведет итог работы всего учебного года, поможет обобщить изученное, приобрести новые знания и умения.
Цели:
1)вспомнить основные разделы программы 6 класса по русскому языку
2)совершенствовать навыки работы с толковым, орфографическим и этимологическим словарями
3)познакомиться с историей отдельных слов и их жизнью в языке
4) узнать тайны слов, разгадать их загадки
5) развитие умений работать в группе
Оборудование:
1) толковый, орфографический и этимологический словари
2)карта «Страна русского языка»
3)схема игры «Мотогонки»
Наш урок помогут провести старшеклассники-победители олимпиады по родному языку. Они будут не только оценивать ответы команд, но и консультировать вас в трудных вопросах.
Команды подготовили стенгазеты с заданиями, вопросы для соперников, интересные стихи и сценки.
Разминка.
1.В каком глаголе содержится сто отрицаний? (стонет)
2.На каком листе ничего не напишешь? (дерева)
3.Какие глаголы своими окончаниями приказывают есть? (оденешь)
4.Какой кистью ничего не нарисуешь? (растения)
5.Какой иголкой нельзя шить? (животного)
6.У каких глаголов на конце - животное с ветвистыми рогами?
(хотелось)
Первая остановка -город Орфография.
Что означает эта запись?
«Лётстаелуш.»
Чего не знал малыш, написавший это?
Мы все с вами живем в г. Орфография. Хорошо ли мы владеем правилами русской орфографии? Вот что случилось однажды с мальчиком Колей. Учительница дала задание и сказала: «Спишите слова, но не спешите…»Все работают ,а Коля сидит. «Почему ты ничего не делаешь?»-спросили его. Мальчик обиженно ответил «Вас не поймешь: то спишите ,то не пишите..»
Чего не понял Коля?
К сожалению, он не одинок. Такие же грамотеи написали вот эти тексты.
Игра «Эстафета».
Каждая из 3-х команд, по цепочке передавая эстафету друг другу, исправляет ошибки в следующих текстах, делает шутливые рисунки к ним.
1.Мальчик полоскал собаку. Ещо он примирял костюм, который с ботинками поссорился и в драку полес. Цветы увидали, кагда ушла хазяйка.
2.Огромные волы швыряли лотку из стораны в сторану. Он поседел у телевизора,стаял у магозина. Мама отварила калитку.
3.Все спустились с горы,а он все слизал. Девочка искала в марковке потроны ,чтобы ее разрядить. Заколись,и ты не будешь балеть.
Следующий пункт путешествия - улица Морфологии.
Какими частями речи могут быть эти слова? Доказать, составив с ними предложения.
1.Покрывало, жгут.
2.Стих, печь.
3.Дали, берегу.
Каждая часть речи живет по своим правилам, законам. Всегда ли мы их соблюдаем?
Послушаем рассказ двух друзей.
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине,
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты,
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура
Ходит- бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Сел играть на фортепьян.
Тут и взрослый ,сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино.
Жаль, закончилось оно.
В гардероб пора бежать-
Будут польта отдавать.
Почему мы смеялись, слушая их рассказ?
Как называются существительные «метро», «кащне», «какаду»?
Конкурс грамотеев.
Задание командам:
Исправьте орфографические и речевые ошибки в следующем тексте
«Шёл я ,значить, в новом пальте по улице Коштановой алее. В кафу спишил - есть здеся рядом хорошее кафе. Люблю горное кофе ,особливо с пироженым. Вот заходю, ложу свои весчи на окно и иду к прилавку, очередь занимать. Народу набежало- пропасть! Вот ужо моя очередь подоспела, теперь я крайний. Гляжу -мама родная !-а весчи –то мои, которые я на окно поклал, спёрли! Расстроился я. Теперя ужо ничо не хочю - ни кофа, ни морожена, ни жевачки ».
На пути у нас –переулок Фонетики.
Отгадайте какие слова «спрятались»,в этой транскрипции?
1.[сй'эст]
2.[л'эст']
3.[вад'и̒ца]
Выходим на аллею Лексики.
Послушаем стихотворение И.Токмаковой «В чудной стране».
В чудной стране ,в чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,Ботинок чудным язычком
С утра лакает молочко
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В чужой стране, в чудной стране…
Ты почему не веришь мне?
Почему же мы не верим что черный язычок лакает молоко, а бутылка горлышком поет? В чём тут дело?
Это многозначные слова.
Задание для команд.
Назвать известные вам значения слов « лицо», «корень», «зайти»
(можно пользоваться принесенными на игру словарями).
На нашем маршруте-городок Морфемики.
Послушаем сказку «Как растут слова?»
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым-
Был он только словом.
Это слово-слово « корень»-
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло-
Стало много новых слов.
Вот из «сада» вам «рассада».
Вот еще «посадки» рядом.
А вот «садовод».
С ним «садовник» идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном!
Как называется эта группа слов?
Все ли слова с одинаковым корнем однокоренные?
Команды должны правильно сделать морфемный разбор слов и найти настоящих родственников.
Выделить морфемы в словах:
1.ЗАРНИЦА, ЗАРАСТАТЬ, ЗАРАНЕЕ
2.БЕСЕДОВАТЬ, БЕСТОЛОЧЬ, БЕСЕНОК
3.ПОДОДВИНУТЬ, ПОДОСИНОВИК, ПОДОРОЖНИК
Конкурс капитанов.
1.
Нет у рыб зубьев.
Нет у рыбов зубов.
Нет у рыб зубей.
Так чего же нет у рыб?
2.Составить словосочетания из числительных и существительных.
3.Капитаны предлагают капитанам- соперникам выполнить задания, приготовленные к игре самостоятельно.
Игра «Мотогонки».
Команды по цепочке проходят маршрут, решая орфографические задачи.
И в заключение нашего путешествия последний конкурс нам поможет провести Баба-Яга. Она написала Вам письмо, но в нем много ошибок, исправьте их, чтобы можно было понять героиню народных сказок.
В придверие будующива.
Товарищы шистикласники!(извените,я пастараму).
Но вить мы в питии мянутах новай ипохи!(тобишь в гадах,эта я инасказатильна).
А тандамест бамжа Аленушка(увнучила я иё)нивестай буить.Щас та ей двинацать.Беспреданица она у миня,хочю ей препасти гривеникаф да палтиникаф,да шоб на шеи ажирелица да поблистатильней.Не кА вдрук памру нидажыву да сватьбы то?А она адно:»Бабуляягуля-гаварит,-научы ты миня паписьменаму.А када мине?И как?Помагити,рибятушки.Добом атплачю.
Ваша Бабушка,Яга Кащеивна.
Подведение итогов, награждение победителей.
Итак,мы сегоднявспомнили основные разделы программы 6 класса по русскому языку,развивали навыки работы с различными словарями,
познакомились с историей отдельных слов и их жизнью в языке,
узнали тайны слов, разгадали их загадки, получили опыт работы в группе.
Жюри подводит итоги, награждаются победители.
К следующему уроку-путешествию команды получают новые задания.
Спасибо всем за участие в викторине, желаем успехов в изучении русского языка!
Список использованной литературы:
1.Земская Е.А.Как делаются слова.-М.1979 г.
2.Ковалевская Е.Г. История слов. М: Просвещение 1988 г.
2.Одинцов В.В.Лингвистические парадоксы. М:Просвещение 1976 г.
3.Угроватова Т.Ю.Подсказки на каждый день. Русский язык 6 класс.Калиниград «Редкая книга»1995г.
4.Успенский Л.По закону буквы.Спб 1978г.
5.Шанский Н.М. В мире слов.М.1985
6.Шкатова Л.А. Подумай и ответь.М: Просвещение 1989г.