kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Структура текста. Урок наблюдения за построением текста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Структура текста. Урок наблюдения за построением текста»

Цели.                                                                                                                                                        - Формировать орфографические навыки;                                                                                                    - пополнять словарный запас учащихся;                                                                                                      - закреплять знания о тексте;                                                                                                                     - дать учащимся представление о частях текста;                                                                                        - учить строить текст, выделять его части, устанавливать логическую последовательность изложения событий;                                                                                                                                                     - развивать речь, память, внимание, коммуникативные качества, мыслительные способности, ключевые компетентности;                                                                                                                                             - воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока. Урок получения новых знаний.

Оборудование.                                                                                                                                        Раздаточный материал:                                                                                                                              1) карточки для определения темы урока;                                                                                                   2) тексты для работы в парах;                                                                                                                      3) сигнальные смайлы для самооценки;                                                                                                    4) карточки для оценивания.   

В ходе урока учащиеся научатся наблюдать за построением текста в соответствии с названиями частей: начало, основная часть и концовка. Работать с деформированым текстом, расставляя в нужном порядке его части. Задания расчитаны на групповой вид деятельности и индивидуальный. На уроке используется такой вид деятельности, как установление соответствия между рисунками и частями текста. Для развития речи используется пересказ частей и их дополнение. На протяжении всего урока прослеживается взаимосвязь человека и природы.                                                                                         

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Структура текста. Урок наблюдения за построением текста»

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Структура текста. Урок наблюдения за построением текста»

Цели. - Формировать орфографические навыки; - пополнять словарный запас учащихся; - закреплять знания о тексте; - дать учащимся представление о частях текста; - учить строить текст, выделять его части, устанавливать логическую последовательность изложения событий; - развивать речь, память, внимание, коммуникативные качества, мыслительные способности, ключевые компетентности; - воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока. Урок получения новых знаний.

Оборудование. Раздаточный материал: 1) карточки для определения темы урока; 2) тексты для работы в парах; 3) сигнальные смайлы для самооценки; 4) карточки для оценивания. Демонстрационный материал: 1) набор букв к слову текст; 2) схема структуры текста «Паровозик»; 3) карточки с частями текста для работы у доски; 4) презентация со слайдами

Литература. 1) Учебник «Русский язык » для 2 класса, В.П. Канакина В.Г. Горецкий Москва «Просвещение» 2015 2) «Занимательное азбуковедение» Б. Волина Москва «Просвещение» 1991, 3) «Сборник упражнений по русскому языку» В. Н. Выдыш, Ю. Н. Тельпуховская, Издательство «Ранок» 2012













I Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня я у вас в гостях и буду проводить урок русского языка. Давайте познакомимся. Для этого каждый из вас пусть тихо произнесёт своё имя. Спасибо. Меня зовут Лариса Анатольевна. Глядя в ваши глазки, я поняла, что вы добрые и дружные ребята. А, значит, поможете мне провести урок.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Всех вас видеть рада я!

Слайд 1

Дети, давайте поприветствуем наших гостей.

Читаем все вместе.

Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться:

«Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

А ещё, ребята, у нас в гостях сова. (Слайд 2)

Как вы думаете, почему? Правильно, потому что сова – символ мудрости и знаний.

Что же мы сегодня будем делать на уроке? 1) Закрепим правописание орфограмм. 2) Повторим материал, изученный на уроке. 3) Познакомимся с правописанием слов. 4) Узнаем новое о тексте. 5) Будем учиться работать согласованно и дружно.

За работу на уроке вы будете получать совят. В конце урока посчитаем, у кого их больше.

С каким настроением вы пришли на урок? Я надеюсь, что это настроение будет у вас на протяжении всего урока. (Слайд 3)

II Проверка домашнего задания

Ребята, а сейчас давайте проверим домашнее задание. Какое задание вы получили на дом?

Ребята, прочитайте, какой у вас получился текст. Как вы его назвали? Правописание каких орфограмм вы повторили при выполнении упражнения?

Слайд 4 (Правописание орфограмм)

Минутка чистописания

Откройте, ребята тетради, запишите число, классная работа.

Сейчас минутка каллиграфии. А какую букву будем писать, попробуйте определить самостоятельно. Найдите её среди букв

А Р о т М д ш м

К Л н м М ц в ж

М и е у з М е й м

Правильно, это буква м.

Скажите, какие звуки обозначает буква м?

Пишем в тетради Мм, ма –мя, му – мю, мы-ми

Ребята, отгадайте загадку. От него здоровье, сила, И румянец щёк всегда. Белое, а не белила, жидкое, а не вода

Слайд 5 (Молоко)

В чем же польза молока? В нём содержатся сахар, жиры, белки, вода, витамины, минеральные вещества. Много кальция. Питательные вещества, содержащиеся в молоке, улучшают наши кости, кожу и зубы.

Запишем в тетрадях слово молоко. Какая орфограмма встретилась в этом слове? Правильно, буквосочетание – оло.

Напишите в тетрадях слово молоко, поставьте ударение и разделите его на слоги.

Пропишите это слово одну строчку. Давайте слово молоко произнесём в речевой разминке.

Кот молоко лакал

А Боря булку в молоко макал.

(Чтение с разной силой голоса и темпа)



III Мотивация учебной деятельности

Ребята, послушайте внимательно и скажите, о чём я вам сейчас рассказала.

- Он состоит из предложений.

- Предложения в нём стоят в определенной последовательности.

- В нём всегда о чём-то или о ком-то говорится.

- К нему можно подобрать заглавие.

(На доске рассыпанное слово ТЕКСТ)

Правильно, ребята, речь идёт о тексте.

IV Сообщение темы и задач урока

Сегодня на уроке мы продолжим работу над текстом. Я думаю, что вы сейчас сами сможете определить название темы. Перед вами на партах схемы. Следуя по стрелочкам, прочтите название темы. Что у вас получилось?

С

ж

д

р

у

к

з

и

щ

и

т

у

л

т

р

у

к

т

у

р

а

ы

ж

б

н

п

ф

е

ц

т

у

р

а

т

е

к

с

т

а



Слайд 6 (Название темы)

Задачи урока.

Мы сегодня научимся выделять части текста, узнаем их названия, будем учиться строить текст.

Ребята, давайте ещё раз повторим, что вы знаете о тексте.

  1. Текст состоит из предложений.

  2. Предложения в тексте стоят в определенной последовательности.

  3. В тексте всегда о чём-то или о ком-то говорится.

  4. К тексту можно подобрать заглавие.

  5. Текст имеет определённую структуру (части)


Гимнастика для глаз

Сова. 
В лесу темно. 
Все спят давно. 
Только совушка-сова, 
большая голова, 
На суку сидит, 
во все стороны глядит. 
Вправо, влево, вверх и вниз, 
Звери, птицы, эх, держись! 
Осмотрела все кругом – 
за добычею бегом! 

V Работа над новой темой

Объяснение нового материала.

Ребята, назовите предметы, которые состоят из частей. (Ответы детей).

Показ слайда 7 с комментариями (Части предметов).

Тексты тоже имеют части и у них есть названия.

Демонстрация схемы-таблицы. (Паровозик) (Слайд 8)


ТЕКСТ


Заглавие текста

Зачин

Основная часть

Концовка

Давайте исследуем, что же такое зачин. Зачин – это начало событий, подготовка читателя к предстоящим событиям. Ребята, вы все любите сказки. Вспомните и скажите, как они начинаются. (Жили-были… Однажды… В некотором царстве… )

Основная часть – это развитие событий. Читатель узнаёт о главном, что хотел донести нам автор. Например, в сказке «Репка» основные события заключаются в том, что тянуть репку дедушке пришли помогать и бабка, и внучка, и …

Концовка – это конец событий, чем заканчиваются описанные действия. В сказке «Репка» чем всё закончилось? Правильно. Вытянули репку. Иногда концовка может быть и выводом.

Работа по учебнику

А теперь прочитаем правило в учебнике на с. 20. Сейчас, применяя это правило, найдём части текста в упражнении 18 на с. 20. Я читаю текст, вы следите, и мысленно постарайтесь его разделить на части: (начало) зачин, основную часть, концовку.

Анализ текста, выделение частей, выбор заглавия текста.

Разберём, какие встретились орфограммы в новом тексте. Дети, запишите в тетради часть текста, которая соответствует рисунку.

Работа в парах

Перед вами текст. Части текста разбросаны. В пустых кружочках вы, посовещавшись друг с другом, поставьте соответствующие названиям частей буквы: З О К. Пара, которая справилась с заданием, поднимает вместе руки.

III уровень «Увели»

☼ Мы поймали птенца. Птенец был крохотный, с желтыми крылышками в желтых полосках и красной головкой. Посадили мы его в коробку и затянули марлей. Коробку поставили в сторонку под куст.

☼ Наконец в марле была проклевана большая дыра. Птенец с писком вывалился наружу. Переваливаясь, он заковылял в кусты. Сзади, спереди, с боков и сверху его сопровождали птицы.

Ай да щеглы! Увели!

☼Вдруг под кустом началась суматоха. Налетела целая стая взрослых щеглов. Штук десять. Кинулись они к коробке и стали проклевывать марлю. Птенец помогал снизу, пробивая марлю, как скорлупку яйца. Мы решили не вмешиваться

(По Ю. Александрову)



I уровень «Грачонок»

☼ Грачонок был черный, носатый. Он не умел летать. Миша кормил его червяками и личинками. 
☼Миша нашел под деревом грачонка, который дрожал от холода. 
☼У грачонка отросли крылья, и он улетел.



II уровень «Белка»

☼Вдруг белка испугалась и убежала.

☼ На пеньке сидел красивый рыжий зверёк.

☼У зверька был пушистый хвост. Это белочка.

Она грызла сосновую шишку.

Ребята, а теперь прочтите тексты, которые у вас получились.


Работа по учебнику

Ребята, давайте ещё раз вспомним названия частей текста

Сейчас вам предстоит самостоятельно ознакомиться с текстом упражнения 19 на с. 21. (Работа над текстом по заданию учебника).

Воспитательный момент о пользе цветов, правилах ухода за ними.


Дети самостоятельно читают текст, отвечают на вопросы к нему.

Ребята, вам необходимо списать концовку текста в тетради.

Фронтальная проверка

Прочитайте, что написали, назовите орфограммы.

Ребята, сейчас проведём тест-контроль, которым проверим, как усвоили материал о тексте.


  1. Текст – это:

а) группа предложений, расположенных в определённой последовательности;

б) отдельные предложения.

2. Текст имеет:

а) только название;

б) заглавие и части;

в) только части.

3. По заглавию можно определить:

а) то, о ком или о чём говорится в тексте, то есть тему;

б) сколько предложений в тексте;

в) какая концовка текста.

4. Части текста должны располагаться в таком порядке:

а) основная часть, концовка, зачин;

б) зачин, основная часть, концовка;

в) концовка, зачин, основная часть.

Рефлексия. (Слайд 9)

Проведём блиц-опрос «Что мне дал сегодняшний урок». Для этого продолжите предложения

- Было интересно …

- Было трудно …

- Я научился …

- У меня получилось …

- Меня удивило …

- Мне захотелось …

Самооценка

Если вы считаете, что вы научились находить части текста, запомнили их названия, то поднимите улыбающегося человечка (смайлик)

Если в чём-то сомневаетесь или вам что-то не понятно, покажите задумчивого человечка. (Слайд 10).

Ребята, посчитайте, сколько сов у каждого из вас.

Домашнее задание.

Выучить правило на с.20.

Выполнить упражнение № 4 на с. 22.

Итог урока

- С какой темой познакомились?

- Что нового узнали о тексте?

- Как называются части текста?

- В какой части текста заключается основная мысль?

- О чём мы читали сегодня тексты?

- Как нужно относиться к животным и птицам?

- Какой вывод можно сделать?

(Слайд 11)





















С

ж

д

р

у

к

з

и

щ

и

т

у

л

т

р

у

к

т

у

р

а

ы

ж

б

н

п

ф

е

ц

т

у

р

а

т

е

к

с

т

а







С

ж

д

р

у

к

з

и

щ

и

т

у

л

т

р

у

к

т

у

р

а

ы

ж

б

н

п

ф

е

ц

т

у

р

а

т

е

к

с

т

а







С

ж

д

р

у

к

з

и

щ

и

т

у

л

т

р

у

к

т

у

р

а

ы

ж

б

н

п

ф

е

ц

т

у

р

а

т

е

к

с

т

а







С

ж

д

р

у

к

з

и

щ

и

т

у

л

т

р

у

к

т

у

р

а

ы

ж

б

н

п

ф

е

ц

т

у

р

а

т

е

к

с

т

а







С

ж

д

р

у

к

з

и

щ

и

т

у

л

т

р

у

к

т

у

р

а

ы

ж

б

н

п

ф

е

ц

т

у

р

а

т

е

к

с

т

а





С

ж

д

р

у

к

з

и

щ

и

т

у

л

т

р

у

к

т

у

р

а

ы

ж

б

н

п

ф

е

ц

т

у

р

а

т

е

к

с

т

а







Гимнастика для глаз

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг. 
Глазком видеть всё дано- 
Где окно, а где кино. 
Обведу я ими круг, 
Погляжу на мир вокруг.





Сова. 
В лесу темно. 
Все спят давно. 
Только совушка-сова, 
большая голова, 
На суку сидит, 
во все стороны глядит. 
Вправо, влево, вверх и вниз, 
Звери, птицы, эх, держись! 
Осмотрела все кругом – 
за добычею бегом! 















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Структура текста. Урок наблюдения за построением текста

Автор: Хош Лариса Анатольевна

Дата: 12.03.2016

Номер свидетельства: 304540

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Презентация к уроку русского языка во 2 классе по "Структура текста. Урок наблюдения за построением текста""
    ["seo_title"] => string(103) "priezientatsiiakurokurusskoghoiazykavo2klassiepostrukturatiekstauroknabliudieniiazapostroieniiemtieksta"
    ["file_id"] => string(6) "304542"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457752513"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Общие методические рекомендации по развитию связной устной речи на уроках географии."
    ["seo_title"] => string(102) "obshchiie_mietodichieskiie_riekomiendatsii_po_razvitiiu_sviaznoi_ustnoi_riechi_na_urokakh_ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "348305"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476191793"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Использование активных  методов обучения на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(68) "ispol-zovaniie-aktivnykh-mietodov-obuchieniia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "204057"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429603044"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "конспект урока русского языка 4 класс сочинение- рассуждение "Мой любимый город" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-4-klass-sochinieniie-rassuzhdieniie-moi-liubimyi-ghorod"
    ["file_id"] => string(6) "208738"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430896796"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по курсу "Развитие речи"  4 класс "
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia-proghramma-po-kursu-razvitiie-riechi-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "126725"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415207806"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства