Структура текста. Урок наблюдения за построением текста
Структура текста. Урок наблюдения за построением текста
Урок русского языка во 2 классе по теме: «Структура текста. Урок наблюдения за построением текста»
Цели. - Формировать орфографические навыки; - пополнять словарный запас учащихся; - закреплять знания о тексте; - дать учащимся представление о частях текста; - учить строить текст, выделять его части, устанавливать логическую последовательность изложения событий; - развивать речь, память, внимание, коммуникативные качества, мыслительные способности, ключевые компетентности; - воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока. Урок получения новых знаний.
Оборудование. Раздаточный материал: 1) карточки для определения темы урока; 2) тексты для работы в парах; 3) сигнальные смайлы для самооценки; 4) карточки для оценивания.
В ходе урока учащиеся научатся наблюдать за построением текста в соответствии с названиями частей: начало, основная часть и концовка. Работать с деформированым текстом, расставляя в нужном порядке его части. Задания расчитаны на групповой вид деятельности и индивидуальный. На уроке используется такой вид деятельности, как установление соответствия между рисунками и частями текста. Для развития речи используется пересказ частей и их дополнение. На протяжении всего урока прослеживается взаимосвязь человека и природы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Структура текста. Урок наблюдения за построением текста»
Урок русского языка во 2 классе по теме: «Структура текста. Урок наблюдения за построением текста»
Цели. - Формировать орфографические навыки; - пополнять словарный запас учащихся; - закреплять знания о тексте; - дать учащимся представление о частях текста; - учить строить текст, выделять его части, устанавливать логическую последовательность изложения событий; - развивать речь, память, внимание, коммуникативные качества, мыслительные способности, ключевые компетентности; - воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока. Урок получения новых знаний.
Оборудование. Раздаточный материал: 1) карточки для определения темы урока; 2) тексты для работы в парах; 3) сигнальные смайлы для самооценки; 4) карточки для оценивания. Демонстрационный материал: 1) набор букв к слову текст; 2) схема структуры текста «Паровозик»; 3) карточки с частями текста для работы у доски; 4) презентация со слайдами
Литература. 1) Учебник «Русский язык » для 2 класса, В.П. Канакина В.Г. Горецкий Москва «Просвещение» 2015 2) «Занимательное азбуковедение» Б. Волина Москва «Просвещение» 1991, 3) «Сборник упражнений по русскому языку» В. Н. Выдыш, Ю. Н. Тельпуховская, Издательство «Ранок» 2012
I Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня я у вас в гостях и буду проводить урок русского языка. Давайте познакомимся. Для этого каждый из вас пусть тихо произнесёт своё имя. Спасибо. Меня зовут Лариса Анатольевна. Глядя в ваши глазки, я поняла, что вы добрые и дружные ребята. А, значит, поможете мне провести урок.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Всех вас видеть рада я!
Слайд 1
Дети, давайте поприветствуем наших гостей.
Читаем все вместе.
Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
А ещё, ребята, у нас в гостях сова. (Слайд 2)
Как вы думаете, почему? Правильно, потому что сова – символ мудрости и знаний.
Что же мы сегодня будем делать на уроке? 1) Закрепим правописание орфограмм. 2) Повторим материал, изученный на уроке. 3) Познакомимся с правописанием слов. 4) Узнаем новое о тексте. 5) Будем учиться работать согласованно и дружно.
За работу на уроке вы будете получать совят. В конце урока посчитаем, у кого их больше.
С каким настроением вы пришли на урок? Я надеюсь, что это настроение будет у вас на протяжении всего урока. (Слайд 3)
II Проверка домашнего задания
Ребята, а сейчас давайте проверим домашнее задание. Какое задание вы получили на дом?
Ребята, прочитайте, какой у вас получился текст. Как вы его назвали? Правописание каких орфограмм вы повторили при выполнении упражнения?
Сейчас минутка каллиграфии. А какую букву будем писать, попробуйте определить самостоятельно. Найдите её среди букв
А Р о т М д ш м
К Л н м М ц в ж
М и е у з М е й м
Правильно, это буква м.
Скажите, какие звуки обозначает буква м?
Пишем в тетради Мм, ма –мя, му – мю, мы-ми
Ребята, отгадайте загадку. От него здоровье, сила, И румянец щёк всегда. Белое, а не белила, жидкое, а не вода
Слайд 5 (Молоко)
В чем же польза молока? В нём содержатся сахар, жиры, белки, вода, витамины, минеральные вещества. Много кальция. Питательные вещества, содержащиеся в молоке, улучшают наши кости, кожу и зубы.
Запишем в тетрадях слово молоко. Какая орфограмма встретилась в этом слове? Правильно, буквосочетание – оло.
Напишите в тетрадях слово молоко, поставьте ударение и разделите его на слоги.
Пропишите это слово одну строчку. Давайте слово молоко произнесём в речевой разминке.
Кот молоко лакал
А Боря булку в молоко макал.
(Чтение с разной силой голоса и темпа)
III Мотивация учебной деятельности
Ребята, послушайте внимательно и скажите, о чём я вам сейчас рассказала.
- Он состоит из предложений.
- Предложения в нём стоят в определенной последовательности.
- В нём всегда о чём-то или о ком-то говорится.
- К нему можно подобрать заглавие.
(На доске рассыпанное слово ТЕКСТ)
Правильно, ребята, речь идёт о тексте.
IV Сообщение темы и задач урока
Сегодня на уроке мы продолжим работу над текстом. Я думаю, что вы сейчас сами сможете определить название темы. Перед вами на партах схемы. Следуя по стрелочкам, прочтите название темы. Что у вас получилось?
С
ж
д
р
у
к
з
и
щ
и
т
у
л
т
р
у
к
т
у
р
а
ы
ж
б
н
п
ф
е
ц
т
у
р
а
т
е
к
с
т
а
Слайд 6 (Название темы)
Задачи урока.
Мы сегодня научимся выделять части текста, узнаем их названия, будем учиться строить текст.
Ребята, давайте ещё раз повторим, что вы знаете о тексте.
Текст состоит из предложений.
Предложения в тексте стоят в определенной последовательности.
В тексте всегда о чём-то или о ком-то говорится.
К тексту можно подобрать заглавие.
Текст имеет определённую структуру (части)
Гимнастика для глаз
Сова. В лесу темно. Все спят давно. Только совушка-сова, большая голова, На суку сидит, во все стороны глядит. Вправо, влево, вверх и вниз, Звери, птицы, эх, держись! Осмотрела все кругом – за добычею бегом!
V Работа над новой темой
Объяснение нового материала.
Ребята, назовите предметы, которые состоят из частей. (Ответы детей).
Показ слайда 7 с комментариями (Части предметов).
Тексты тоже имеют части и у них есть названия.
Демонстрация схемы-таблицы. (Паровозик) (Слайд 8)
ТЕКСТ
Заглавие текста
Зачин
Основная часть
Концовка
Давайте исследуем, что же такое зачин. Зачин – это начало событий, подготовка читателя к предстоящим событиям. Ребята, вы все любите сказки. Вспомните и скажите, как они начинаются. (Жили-были… Однажды… В некотором царстве… )
Основная часть – это развитие событий. Читатель узнаёт о главном, что хотел донести нам автор. Например, в сказке «Репка» основные события заключаются в том, что тянуть репку дедушке пришли помогать и бабка, и внучка, и …
Концовка – это конец событий, чем заканчиваются описанные действия. В сказке «Репка» чем всё закончилось? Правильно. Вытянули репку. Иногда концовка может быть и выводом.
Работа по учебнику
А теперь прочитаем правило в учебнике на с. 20. Сейчас, применяя это правило, найдём части текста в упражнении 18 на с. 20. Я читаю текст, вы следите, и мысленно постарайтесь его разделить на части: (начало) зачин, основную часть, концовку.
Анализ текста, выделение частей, выбор заглавия текста.
Разберём, какие встретились орфограммы в новом тексте. Дети, запишите в тетради часть текста, которая соответствует рисунку.
Работа в парах
Перед вами текст. Части текста разбросаны. В пустых кружочках вы, посовещавшись друг с другом, поставьте соответствующие названиям частей буквы: З О К. Пара, которая справилась с заданием, поднимает вместе руки.
III уровень «Увели»
☼ Мы поймали птенца. Птенец был крохотный, с желтыми крылышками в желтых полосках и красной головкой. Посадили мы его в коробку и затянули марлей. Коробку поставили в сторонку под куст.
☼ Наконец в марле была проклевана большая дыра. Птенец с писком вывалился наружу. Переваливаясь, он заковылял в кусты. Сзади, спереди, с боков и сверху его сопровождали птицы.
Ай да щеглы! Увели!
☼Вдруг под кустом началась суматоха. Налетела целая стая взрослых щеглов. Штук десять. Кинулись они к коробке и стали проклевывать марлю. Птенец помогал снизу, пробивая марлю, как скорлупку яйца. Мы решили не вмешиваться
(По Ю. Александрову)
I уровень «Грачонок»
☼ Грачонок был черный, носатый. Он не умел летать. Миша кормил его червяками и личинками. ☼Миша нашел под деревом грачонка, который дрожал от холода. ☼У грачонка отросли крылья, и он улетел.
II уровень «Белка»
☼Вдруг белка испугалась и убежала.
☼ На пеньке сидел красивый рыжий зверёк.
☼У зверька был пушистый хвост. Это белочка.
Она грызла сосновую шишку.
Ребята, а теперь прочтите тексты, которые у вас получились.
Работа по учебнику
Ребята, давайте ещё раз вспомним названия частей текста
Сейчас вам предстоит самостоятельно ознакомиться с текстом упражнения 19 на с. 21. (Работа над текстом по заданию учебника).
Воспитательный момент о пользе цветов, правилах ухода за ними.
Дети самостоятельно читают текст, отвечают на вопросы к нему.
Ребята, вам необходимо списать концовку текста в тетради.
Фронтальная проверка
Прочитайте, что написали, назовите орфограммы.
Ребята, сейчас проведём тест-контроль, которым проверим, как усвоили материал о тексте.
Текст – это:
а) группа предложений, расположенных в определённой последовательности;
б) отдельные предложения.
2. Текст имеет:
а) только название;
б) заглавие и части;
в) только части.
3. По заглавию можно определить:
а) то, о ком или о чём говорится в тексте, то есть тему;
б) сколько предложений в тексте;
в) какая концовка текста.
4. Части текста должны располагаться в таком порядке:
а) основная часть, концовка, зачин;
б) зачин, основная часть, концовка;
в) концовка, зачин, основная часть.
Рефлексия. (Слайд 9)
Проведём блиц-опрос «Что мне дал сегодняшний урок». Для этого продолжите предложения
- Было интересно …
- Было трудно …
- Я научился …
- У меня получилось …
- Меня удивило …
- Мне захотелось …
Самооценка
Если вы считаете, что вы научились находить части текста, запомнили их названия, то поднимите улыбающегося человечка (смайлик)
Если в чём-то сомневаетесь или вам что-то не понятно, покажите задумчивого человечка. (Слайд 10).
Ребята, посчитайте, сколько сов у каждого из вас.
Домашнее задание.
Выучить правило на с.20.
Выполнить упражнение № 4 на с. 22.
Итог урока
- С какой темой познакомились?
- Что нового узнали о тексте?
- Как называются части текста?
- В какой части текста заключается основная мысль?
- О чём мы читали сегодня тексты?
- Как нужно относиться к животным и птицам?
- Какой вывод можно сделать?
(Слайд 11)
С
ж
д
р
у
к
з
и
щ
и
т
у
л
т
р
у
к
т
у
р
а
ы
ж
б
н
п
ф
е
ц
т
у
р
а
т
е
к
с
т
а
С
ж
д
р
у
к
з
и
щ
и
т
у
л
т
р
у
к
т
у
р
а
ы
ж
б
н
п
ф
е
ц
т
у
р
а
т
е
к
с
т
а
С
ж
д
р
у
к
з
и
щ
и
т
у
л
т
р
у
к
т
у
р
а
ы
ж
б
н
п
ф
е
ц
т
у
р
а
т
е
к
с
т
а
С
ж
д
р
у
к
з
и
щ
и
т
у
л
т
р
у
к
т
у
р
а
ы
ж
б
н
п
ф
е
ц
т
у
р
а
т
е
к
с
т
а
С
ж
д
р
у
к
з
и
щ
и
т
у
л
т
р
у
к
т
у
р
а
ы
ж
б
н
п
ф
е
ц
т
у
р
а
т
е
к
с
т
а
С
ж
д
р
у
к
з
и
щ
и
т
у
л
т
р
у
к
т
у
р
а
ы
ж
б
н
п
ф
е
ц
т
у
р
а
т
е
к
с
т
а
Гимнастика для глаз
Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазком видеть всё дано- Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг.
Сова. В лесу темно. Все спят давно. Только совушка-сова, большая голова, На суку сидит, во все стороны глядит. Вправо, влево, вверх и вниз, Звери, птицы, эх, держись! Осмотрела все кругом – за добычею бегом!