kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Стили речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока соответствует введению ФГОС второго поколения в основной школе по теме "Речь".

На данной уроке учащиеся научатся работать с текстами разных типов и стилей речи, создавать собственные тексты типа описания художественного и делового стилей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Стили речи.»



Урок русского языка в 5 классе.


Тема: Стили речи

Цель: Обучить учеников различать стили речи по существенным признакам


Задачи: предметные:- повторить материал о тексте: что есть текст, главная мысль, ключевые слова текста (абзаца);

- повторить типы речи: описание, повествование, рассуждение;

-формировать у учащихся способность различать стиль по наличию лексики в тексте;


Метапредметные:- создать условия для развития учеников и предоставить им возможность выразить свои собственные суждения;

Личностные:- воспитание умения выслушать товарища и помочь ему определиться с правильным ответом при наличии ошибки;


- воспитании толерантности и умения принять помощи. Признав свою ошибку.


Оборудование: экран, учебники, раздаточный материал с фрагментами текстов, листы бумаги с карманчиками для оформления самостоятельной работы, на каждом листе написано слово: то ли разговорный, то ли научный, то ли художественный, маленькие карточки со словами, тетради учеников; портрет поэта И. Северянина.


1.Речевая разминка: (на экране текст, читает учитель)

Я стою у окна в серебреющее повечерье

И смотрю из него на использованные поля,

Где солома от убранной ржи ощетинила перья

И насторожилась заморозками пустая земля.


(И.Северянин. Серебряная соната) – портрет поэта на экране как информационный компонент


1.2. Учитель:


-Какие слова употреблены в переносном значении?

Назвать эти же слова в словосочетании, но в прямом значении.


-Как вы понимаете выражение серебреющее повечерье, насторожилась заморозками?

- Почему поля названы использованными?


Месяц осени, по мнению учеников


-Какое это предложение – простое или сложное? Докажите.


- Как соединены однородные члены предложения, простые предложения?

- Попытайтесь своими словами нарисовать данную картину.

Самостоятельная работа на 1-2 минуты


Происходит оценка работ учеников классом; впечатления от новых словесных картин. Обосновать.

- Прочитайте текст выразительно, как будто сами рассматриваете октябрьский пейзаж. Обратите внимание на тембр, темп, тон.


1.3. Для способных- творческая работа на 1-2 минуты:

- Попробовать придумать описание любого пейзажа и представить на суд класса. Смогли ученики увидеть задуманную тобой картину и почувствовать то, что переживаешь ты?


- Что помогло И.Северянину испытать то чувство, которое владело им? (ребята выбирают лексику – лексика присуща художественному описанию)


Вывод: Ученики приходят к выводу, что текст пишется для кого-то или с кем-то, где-то и зачем-то


1.4.Обобщение сделано учениками: ребята определили, что в стихотворении Северянина тип речи – описание, который позволяет нарисовать картину словами, как художнику картину красками.


1.5.Вывод (самостоятельно ученики) об особенностях данного текста.


- Ребята по заданию учителя образовали прилагательное от слова художник - художественный


2.Работа по теме. Основная часть.


2.1.Предложены 3 набора листов бумаги. На каждом листе текст или не текст. Ученики должны прочитать и сказать, где текст.


- Доказать, что это текст, а не набор предложений.


(Тексты об октябре месяце. Первый – из энциклопедического словаря, второй – отрывок из стихотворения А.С.Пушкина, третий – в разговорном стиле по И.П.Сахарову)


-Ребята доказали, что это тексты. Назвали отличие текста от набора предложений (придумали набор предложений, не связанных одной мыслью).


Назвали главную мысль каждого текста.

2.2. Учитель:

-В трех текстах описан месяц октябрь. Одинаково ли его описание?


- Какой текст уместен в строгом, научном языке?


-В каком тексте есть слова, которые помогают автору рисовать картину, как художнику краски?

- Мы уже назвали это новое слово – художественный. Это и есть стиль. Так какой текст уместен в художественной речи?


- Какой в разговорной речи?


2.3.Самостоятельная работа в парах. На листы бумаги наклеены карманчики. Выбрать из предложенного перечня слов на карточках особенности каждого стиля, ориентируясь на тексты. Определить, к какому стилю относится каждый текст, в карманчике разместить слова, характеризующие особенности данного стиля.


У: В этот момент на экране схема:


Стили речи (с кем? Где? Зачем?)

Разговорный


Книжный:

- Научный

- Художественный


2.4. Подводится итог работе. Ребята примерами из текстов обосновывают свои ответы.


3. Обобщение.


3.1. Прочитайте предложенные тексты, определите их стиль.


Тексты на экране: описание метели из энциклопедического словаря, отрывок из «Станционного смотрителя» А.С.Пушкина, отрывок: Ну и метель вчера была…Жуть. В двух шагах не видно ни зги.)


- Самостоятельное обоснование с указанием ключевой лексики, присущей каждому стилю речи.


4.Закрепление.


4.1.У: Самостоятельная работа(можно в парах, группах)

- Сочините тексты на одну тему, но в разных стилях речи ( предложений немного, но чтобы получился текст.

Тема задана предложенным текстом:


-Ух, сколько у нас в этом году новых предметов! И история, и литература, и английский язык.


Здорово! А русский зачем?

- Как зачем? Это же наш родной язык.


-Ну и что? Говорить по-русски мы давно умеем.


Читать и писать научились. Зачем же опять учиться тому, что мы и так знаем? (В.В.Репкин. Русский язык)


4.2. Проверка групповых работ учеников.


Самостоятельные выводы учеников по содержанию предложенного текста (рассуждение – подготовка к будущей итоговой аттестации)


4.3.Итоговое заключение по теме. Самостоятельные выводы учеников


5. Рефлексия. - Ваше мнение в отношении собственных мыслей, которые посещали вас во время урока по теме.

- Насколько доволен – недоволен своей работой на уроке.

- Пожелания самому себе.


- Мнение о совместной работе в группах.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Стили речи.

Автор: Сатонина Наталья Сергеевна

Дата: 07.11.2015

Номер свидетельства: 249314

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) ""Мы и стили речи" (элективный курс)"
    ["seo_title"] => string(29) "myistiliriechieliektivnyikurs"
    ["file_id"] => string(6) "292679"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455306921"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока русского языка по теме "Стили речи" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-stili-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "123921"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414599737"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Конспект урока по русскому языку (развитие речи) 5 класс "Повторение сведений о типах и стилях речи". "
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-razvitiie-riechi-5-klass-povtorieniie-sviedienii-o-tipakh-i-stiliakh-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "235378"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443698521"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Понятие о стилях речи"
    ["seo_title"] => string(24) "poniatiieostiliakhriechi"
    ["file_id"] => string(6) "274365"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452364055"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Развитие речи. стили речи "
    ["seo_title"] => string(29) "razvitiie-riechi-stili-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "122574"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414287853"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства