Данный конспект урока соответствует введению ФГОС второго поколения в основной школе по теме "Речь".
На данной уроке учащиеся научатся работать с текстами разных типов и стилей речи, создавать собственные тексты типа описания художественного и делового стилей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-формировать у учащихся способность различать стиль по наличию лексики в тексте;
Метапредметные:- создать условия для развития учеников и предоставить им возможность выразить свои собственные суждения;
Личностные:- воспитание умения выслушать товарища и помочь ему определиться с правильным ответом при наличии ошибки;
- воспитании толерантности и умения принять помощи. Признав свою ошибку.
Оборудование: экран, учебники, раздаточный материал с фрагментами текстов, листы бумаги с карманчиками для оформления самостоятельной работы, на каждом листе написано слово: то ли разговорный, то ли научный, то ли художественный, маленькие карточки со словами, тетради учеников; портрет поэта И. Северянина.
1.Речевая разминка: (на экране текст, читает учитель)
Я стою у окна в серебреющее повечерье
И смотрю из него на использованные поля,
Где солома от убранной ржи ощетинила перья
И насторожилась заморозками пустая земля.
(И.Северянин. Серебряная соната) – портрет поэта на экране как информационный компонент
1.2. Учитель:
-Какие слова употреблены в переносном значении?
Назвать эти же слова в словосочетании, но в прямом значении.
-Как вы понимаете выражение серебреющее повечерье, насторожилась заморозками?
- Почему поля названы использованными?
Месяц осени, по мнению учеников
-Какое это предложение – простое или сложное? Докажите.
- Как соединены однородные члены предложения, простые предложения?
- Попытайтесь своими словами нарисовать данную картину.
Самостоятельная работа на 1-2 минуты
Происходит оценка работ учеников классом; впечатления от новых словесных картин. Обосновать.
- Прочитайте текст выразительно, как будто сами рассматриваете октябрьский пейзаж. Обратите внимание на тембр, темп, тон.
1.3. Для способных- творческая работа на 1-2 минуты:
- Попробовать придумать описание любого пейзажа и представить на суд класса. Смогли ученики увидеть задуманную тобой картину и почувствовать то, что переживаешь ты?
- Что помогло И.Северянину испытать то чувство, которое владело им? (ребята выбирают лексику – лексика присуща художественному описанию)
Вывод: Ученики приходят к выводу, что текст пишется для кого-то или с кем-то, где-то и зачем-то
1.4.Обобщение сделано учениками: ребята определили, что в стихотворении Северянина тип речи – описание, который позволяет нарисовать картину словами, как художнику картину красками.
1.5.Вывод (самостоятельно ученики) об особенностях данного текста.
- Ребята по заданию учителя образовали прилагательное от слова художник - художественный
2.Работа по теме. Основная часть.
2.1.Предложены 3 набора листов бумаги. На каждом листе текст или не текст. Ученики должны прочитать и сказать, где текст.
- Доказать, что это текст, а не набор предложений.
(Тексты об октябре месяце. Первый – из энциклопедического словаря, второй – отрывок из стихотворения А.С.Пушкина, третий – в разговорном стиле по И.П.Сахарову)
-Ребята доказали, что это тексты. Назвали отличие текста от набора предложений (придумали набор предложений, не связанных одной мыслью).
Назвали главную мысль каждого текста.
2.2. Учитель:
-В трех текстах описан месяц октябрь. Одинаково ли его описание?
- Какой текст уместен в строгом, научном языке?
-В каком тексте есть слова, которые помогают автору рисовать картину, как художнику краски?
- Мы уже назвали это новое слово – художественный. Это и есть стиль. Так какой текст уместен в художественной речи?
- Какой в разговорной речи?
2.3.Самостоятельная работа в парах. На листы бумаги наклеены карманчики. Выбрать из предложенного перечня слов на карточках особенности каждого стиля, ориентируясь на тексты. Определить, к какому стилю относится каждый текст, в карманчике разместить слова, характеризующие особенности данного стиля.
У: В этот момент на экране схема:
Стили речи (с кем? Где? Зачем?)
Разговорный
Книжный:
- Научный
- Художественный
2.4. Подводится итог работе. Ребята примерами из текстов обосновывают свои ответы.
3. Обобщение.
3.1. Прочитайте предложенные тексты, определите их стиль.
Тексты на экране: описание метели из энциклопедического словаря, отрывок из «Станционного смотрителя» А.С.Пушкина, отрывок: Ну и метель вчера была…Жуть. В двух шагах не видно ни зги.)
- Самостоятельное обоснование с указанием ключевой лексики, присущей каждому стилю речи.
4.Закрепление.
4.1.У: Самостоятельная работа(можно в парах, группах)
- Сочините тексты на одну тему, но в разных стилях речи ( предложений немного, но чтобы получился текст.
Тема задана предложенным текстом:
-Ух, сколько у нас в этом году новых предметов! И история, и литература, и английский язык.
Здорово! А русский зачем?
- Как зачем? Это же наш родной язык.
-Ну и что? Говорить по-русски мы давно умеем.
Читать и писать научились. Зачем же опять учиться тому, что мы и так знаем? (В.В.Репкин. Русский язык)
4.2. Проверка групповых работ учеников.
Самостоятельные выводы учеников по содержанию предложенного текста (рассуждение – подготовка к будущей итоговой аттестации)
4.3.Итоговое заключение по теме. Самостоятельные выводы учеников
5. Рефлексия. - Ваше мнение в отношении собственных мыслей, которые посещали вас во время урока по теме.
- Насколько доволен – недоволен своей работой на уроке.